Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что Пьер Корнель, будучи не столь известным на сегодняшний день, как многие другие драматурги, создал абсолютно новый для своего времени театральный жанр, который был назван трагикомедией и включал в себя драматическое повествование с обязательным положительным исходом.
Вечные темы любви, долга, ненависти и смерти эволюционируют в пьесах Пьера Корнеля, заставляя читателя и зрителя сопереживать героям, верить их в чудесное спасение и благополучное разрешение самых сложных ситуаций. Именно так и поступает Пьер Корнель во всех своих трагикомедиях – наполняя свою пьесу откровенно трагическими событиями, он приводит ее к максимально оптимистичному финалу.
Цель исследования – проследить эволюцию жанра трагикомедии в творчестве Пьера Корнеля.
Объект исследования – трагикомедии Пьера Корнеля.
Предмет исследования – эволюция жанра трагикомедии в творчестве Пьера Корнеля.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Дать общую характеристику творчества Пьера Корнеля.
2. Выявить элементы трагедии и комедии в пьесе «Сид».
3. Проанализировать трагикомическое начало в пьесе «Комическая иллюзия».
Материал исследования: трагикомедии Пьера Корнеля «Сид» и «Комическая иллюзия».
Методы исследования: анализ научной литературы и художественных произведений, описательный, сравнительный, историографический, биографический, хронологический, моделирование, классификация, синтез.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением ряда научных источников разных лет, которые отражают основные проблемы творчества Пьера Корнеля и определяют стиль его драматургии и значении в истории мировой литературы. Полученные в курсовой работе данные могут быть использованы для организации других исследований в этом направлении.
Практическая значимость исследования заключается в анализе пьес Пьера Корнеля «Сид» и «Комическая иллюзия» на предмет разграничения в них комических и трагических элементов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1. Общая характеристика творчества Пьера Корнеля
Французский драматург и поэт Пьер Корнель в научных источниках называется «отцом французской трагедии». Он родился в 1606 году в Руане и первую половину своей жизни занимался правом и занимал различные чиновничьи должности, что было творческой личности совершенно неинтересно.
Для того, чтобы стать членом Французской академии, Корнель стал создавать свои первые литературные произведения. Так, известны такие его произведения как: «Клитандр, или Освобожденная невинность» и «Мелита, или Подмётные письма», которые входили в ряд «галантных стихов и комедий» Корнеля. Также художественную ценность представляли его трагедии, такие как: «Сид», «Гораций», «Медея», «Цинна, или Милосердие Августа» .
Во всех указанных выше произведениях Корнель утверждал идею о значимости абсолютной власти, необходимости выстраивать позитивные отношения между личностью и государством. Данный период творчества Пьера Корнеля литературоведы относят к основам формирования театра французского классицизма.
Примерно после 1644 года политические и художественные взгляды Корнеля начали меняться, в связи с чем он начал создавать произведения нового порядка, которые в научной литературе назывались «трагедии второй манеры». К таким произведениям, в частности, относятся: «Гибель Помпея», «Родогуна», «Теодора» .
Драматург больше не верит в праведность абсолютной власти, наступает разочарование в личности монарха. Корнель описывает в своих произведениях тиранию и жестокость правителя, а также грязь и ложь, которая доминирует в его ближайшем окружении, отмечая стремление социальной элиты к интригам, клевете и сплетням.
В 1662 году Пьер Корнель переехал в Париж, где написал свои последние произведения, после которых его творческий путь фактически закончился, он стал терять способности и остальное написанное уж не имело художественной ценности.
В Париже, уже будучи академиком Французской академии, Корнель пишет трагедии «Сурена» и «Никомед», которые нельзя назвать выдающимися произведениями, которые могли бы войти в список лучших трагедий данной эпохи .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аникст, А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. Аникст. – М: Наука, 1967. – 288 с. – Текст: непосредственный.
2. Баженова, Л.Е. Проблема стиля в театре П. Корнеля (до 1636 года); специальность 17.00.01 «Театральное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Баженова Людмила Ефимовна. – Москва, 1986. – 203 с. – Текст: непосредственный.
3. Балашов, Н.И. Пьер Корнель / Н.И. Балашов. – Москва: Знание, 1956. – 230 с. – Текст: непосредственный.
4. Дунаева, Е. Битва комедиантов или Великая иллюзия Пьера Корнеля / Е. Дунаева // Вопросы театра. – 2020. – № 7. – С. 220–229. – Текст: непосредственный.
5. Жукова, И.А. Эволюция творчества Пьера Корнеля: от комедии к социальной драме / И.А. Жукова, С.И. Сигарева // Театроведение. – 2019. – № 11. – С. 44–52. – Текст: непосредственный.
6. Зингерман, Б.И. Западное искусство. XX век: Мастера и проблемы / Б.И. Зингерман. – Москва: Наука, 2000. – 280 с. – Текст: непосредственный.
7. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 1987. – 248 с. – Текст: непосредственный.
8. Маркелова, О.В. Трагическое и комическое в творчестве Пьера Корнеля / О.В. Маркелова // Вопросы театра. – 2018. – № 3. – С. 20–30. – Текст: непосредственный.
9. Сигал, Н.А. Пьер Корнель. 1606–1684 / Н.А. Сигал. – Москва: Искусство, 1957. – 123 с. – Текст: непосредственный.
10. Хамаза, Е.И. Французский театр от Средневековья к новому времени. Образ мира и человека во французском драматическом театре XVI – первой трети XVII века / Е.И. Хамаза. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. – 142 с. – Текст: непосредственный.