Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с увеличением интереса к творчеству А.И. Куприна.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 в г. Наровчат Пензенской губернии. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве (воспоминаниями о нем навеян написанный в эмиграции роман «Юнкера», 1933) и в 1890–1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии, на границах Российской империи. Как писатель дебютировал еще в училище, опубликовал несколько рассказов и повесть «Впотьмах» (1893), оставаясь на военной службе. Полностью посвятил себя литературе после выхода в отставку. Был репортером киевских и одесских газет, выпустил в 1897 сборник «Миниатюры», печатался в столичных журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Жизнь искусства» и других.
Успех пришел к Куприну после появления повести «Молох» (1896), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви. Публикация поэтичной повести «Олеся» (1898) и близких ей рассказов, которые воссоздают дикую и прекрасную природу Полесья, воспевая людей, живущих вне сферы воздействия антигуманной цивилизации, сделала имя Куприна известным всей читающей России. Его славу упрочили первый том «Рассказов» (1903) и, особенно, повесть «Поединок» (1905), где, по замыслу писателя, переданы «ужас и скука военной жизни», а вместе с тем создан проникновенный гимн любви и устами героя, выражена твердая вера в победу человеческого духа.
Умер Куприн в Гатчине 25 августа 1938, похоронен на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» (Санкт-Петербург).
Некоторые рассказы писателя на самом деле являются больше притчами, часто напоенными легендами Востока и древнегреческими мифами: «Аль-Исса» (1894), «Демир-Кая» (1906), «Легенда» (1906), «Геро, Леандр и пастух» (1929). Можно вспомнить еще и аллегорическую сказку «Счастье» (1906), сатирическую антиутопию «Рай» (1921), сатирическую аллегорию «Гибель племени чичиме» (1929), мистические рассказы «Скрипка Паганини» (1921), «Серебряный волк» (1901), легенду «Синяя звезда» (1927). Последним художественным произведением, написанным писателем до эмиграции, был фантастический рассказ «Волшебный ковер» (1919).
Цель исследования – выявить особенности жанра сказок и легенд в раннем творчестве А.И. Куприна.
Объект исследования – творчество А.И. Куприна.
Предмет исследования – особенности жанра сказок и легенд в раннем творчестве А.И. Куприна.
Задачи исследования:
1. Проанализировать раннее творчество Куприна.
2. Выявить особенности новелистики творчесва Куприна.
3. Оценить особенности применения фольклора в творчестве Куприна.
4. Проанализировать яркие ранние произведения Куприна.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты творчества А.И. Куприна
1.1. Жанровые особенности новелистики А. Куприна
Интерес А.И. Куприна, вошедшего в большую литературу в 1890-е гг., к новелле неоспорим. Уже первые литературные опыты А.И. Куприна связаны с жанром новеллы. Подобно А.П. Чехову, на которого во многом ориентировался молодой Куприн, писатель начинал свое литературное творчество на страницах периодических изданий. Во многом истоки купринской новеллистики обусловлены именно этим обстоятельством. «Газетная работа стала хорошей школой для Куприна, мастера очерка и короткого рассказа», – указывает П.Н. Берков [1965. С. 23]. «Еженедельная и ежедневная пресса предъявляла к художнику иные требования, нежели столичные журналы, – отмечает Л.В. Крутикова. – Ей нужны были краткость и развлекательность, острота фабулы» [1971. С. 13].
Несомненно, внимание писателя к новелле вызвано общими тенденциями литературного процесса рубежа веков. В конце XIX – начале XX в. стремление к обновлению литературы, как в плане формы, так и в плане содержания, вызывает повышенное внимание художников слова к сказкам, преданиям, легендам, притчам. Писатели осваивают не только традиционные формы, но и способствуют созданию новых жанровых образований, зачастую соединяя в одном произведении новеллистическую остроту и очерковую документальность, точность и объективность. В этом же русле работает молодой А.И. Куприн, творчество которого в 1890-е гг. характеризуется поиском своего жанра, темы и героя.
Конец 1890-х – начало 1900-х гг. принято считать периодом ученичества А.И. Куприна, завершающегося в первом пятилетии нового века. В это время новеллистика писателя весьма разнородна. Начав свой путь в литературе с малой эпической формы, писатель творчески преобразует ее, синтезируя элементы различных жанровых форм в одном произведении.
Одной из ярких новелл 1890-х гг. является «Аль-Исса» (1894), которая в жанровом отношении может быть определена как новелла-легенда. Это определение («легенда») предпослано произведению самим автором в качестве подзаголовка. «Если в сказке, – рассуждает о жанре легенды О. И. Федотов, – фантастический элемент воспринимается как условный вымысел, то в преданиях и легендах <…> он составляет саму суть их создания и функционирования и совершенно искренне переживается как реальность, сверхъестественная, удивительная, но все-таки реальность» [2003. С. 151]. В новелле «Аль-Исса» описываемые события изначально мыслятся повествователем как действительно происходившие. Не случаен в этом отношении акцент на времени и месте происшествия уже в первом предложении: «За несколько веков до рождества Христова в самом центре Индостана существовал сильный, хотя и немногочисленный народ» [Куприн, 1964. С. 160].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдиенко В.Н., Мхце Б.З. Источники фольклоризма в творчестве А. И. Куприна // Kant. 2016. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-folklorizma-v-tvorchestve-a-i-kuprina (дата обращения: 03.03.2021).
2. Аверинцев С. С. Притча / / Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М., 1987. С. 305.
3. Баран Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм // Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сб. / Общ. ред. Н. В. Котрелева и А. Л. Осповата. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универе», 1993. С. 284-328.
4. Гладкова О.В. Притча // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и состав. А.Н. Николюкин. М.: НПК Интервак, 2001. Стлб. 808-809.
5. Дорофеева Л.Г. Христианский контекст сказок Г.Х. Андерсена: к вопросу жанровой специфики // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 46-54.
6. Душечкина Е., Баран Х. «Настали вечера народного веселья» // Чудо рождественской ночи: святочные рассказы. СПб.: Худож. литер. СПб-ое отд., 1993. С. 5-32.
7. Душечкина Е.В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб.: Изд.-во Европейского университета в СПб., 2012. 360 с.
8. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб.: СПбГУ, 1995. 258 с.
9. Жиркова М.А. Рождественские сказки Х. К. Андерсена «Ель» и А. И. Куприна «Жизнь» в историко-литературном диалоге // Litera. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdestvenskie-skazki-h-k-andersena-el-i-a-i-kuprina-zhizn-v-istoriko-literaturnom-dialoge (дата обращения: 03.03.2021).
10. Кайманова Т.А. Золотое яблоко из сардоникса (А.И. Куприн и фольклор) // Куприн А.И. Полн. собр. соч. В 10-ти т. Т. 4. Повесть. Рассказы. Очерки. М.: Воскресенье, 2006. С. 439-477.
11. Козина Т.Н. Жанровое своеобразие рождественского и святочного рассказов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 4 (168). С. 137-144.
12. Козина Т.Н. Жанровое своеобразие рождественского и святочного рассказов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 4 (168). С. 137-144.
13. Корякина О.В. Мистическая фантастика в рассказе А.И. Куприна «Серебряный волк»: поэтика и проблематика // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 8 (124). Ч. 2. С. 210-215.
14. Куприн А.И. Десять «заповедей» для писателя реалиста // Куприн А.И. Полн. Собр. Соч. В 10-ти т. Т. 11. Допол. М. Воскресенье, 2007. С. 278-280.
15. Куприн А.И. Полн. собр. соч. в 10-ти т. Т.3. Повесть. Рассказы. М.: Воскресенье, 2007. 656 с.
16. Михайлов О. Куприн. М.: Молод. гвардия, 1981. 270 с.
17. Мотамедния М.Н. Жанровые особенности новеллистики A.И. Куприна 1890-х годов // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 9: Филология. С. 178-184.
18. Орлова Г.К. О феномене популярности сказок X.К. Андерсена в России конца XIX -начала XX века // Скандинавская филология. 2017. Т. 15. № 1. С. 98-109.
19. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. 1992. № 2. С. 113-127.
20. Ташлыков С.А. О специфике жанра новеллы в творчестве А.И. Куприна // Xудожественное творчество и литературный процесс: Сб. статей / Отв. ред. Н.Н. Киселёв. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. Вып. VIII. С. 41-55.
21. Xраповицкая Г.Н. Символика в произведения X.К. Андерсена // «По небесной радуге за пределы мира»: к 200-летнему юбилею X.К. Андерсена / Отв. ред. И.А. Вишневская, А.В. Коровин, Е.Ю. Сапрыкина. М.: Наука, 2008. С. 95-105.