Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Имя Пушкина занимает в истории русской литературы совершенно особенное место. Он стал своего рода эталоном художественного вкуса, выразителем духа русского народа, его символом. Как говорил Ф.М.Достоевский в знаменитой речи на пушкинских торжествах 1880 года, «в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего /…/ и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание».
Возникло удивительное явление: изначально такой же человек, как и все остальные, творец на ниве художественного слова он в восприятии потомков почти потерял свой облик физического человека, ранее бывшего на земле, превратившись в символ, «светлое имя Пушкин» (по словам того же Достоевского), или «наше всё» (по словам, которые традиционно относят к Ап.Григорьеву) – в самом деле своего рода мерило духовной жизни человека. И это несмотря на то, что многие его стихи, в том числе связанные с женщинами, что называется, писаны в далёких от благообразия формах.
Есть справедливое утверждение, что Пушкин гармонизирует, уравновешивает к себе два традиционных творческих начала – аполлоническое (художественное, возвышенное) и дионисийское (стихийное, часто «сниженное»). Достаточно вспомнить стихотворение, традиционно относимое к одной светской знакомой, ставшее символом высокого любовного чувства, и откровенно непечатный отзыв о ней в частной переписке.
Женские образы вообще занимают в творчестве Пушкина, прежде всего в его лирике, одно из ведущих мест. Пожалуй, можно сказать, что это – одна из сквозных, постоянных тем его поэзии. И здесь слово «поэзия» удивительно многогранно передаёт суть дела. Это не только именно стихотворство, но и поэтическое, возвышенное отношение к миру и к женщине как одной из важнейших составляющих этого мира.
Для Пушкина женщина – исключительное создание. Многие встреченные им в жизни женщины впечатляли его, иногда потрясая всё естество, вызывая страсть и ревность, другие же воспринимались им как ангелы, как откровение о более благородных чувствах, нежели просто страсть, и тогда рождались настоящие поэтические шедевры («На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил, любовь ещё, быть может…» и многие другие). В каких-то он был глубоко влюблён, с кем-то флиртовал. Но совершенно очевидно, что равнодушия или просто спокойного отношения к ним при этом у Пушкина не было. Впечатления неминуемо выливались в стихи, многие из которых стали классикой мировой литературы.
При этом, как свидетельствуют другие исследователи (см., например, работу «Женские образы в произведениях А.С.Пушкина (барышня и светская дама)») именно тема женских образов в лирике Пушкина, диапазона типажей и т.п., не удостаивалась научного изучения.
Именно эту тему и хотелось бы рассмотреть в нашей работе.
ГЛАВА 1.
НОВАТОРСТВО А.С.ПУШКИНА В ИЗОБРАЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ
Можно сказать и так, что Пушкин ввёл в литературу женщину как полноправного участника действия, свободного от семейного гнёта прежних веков.
Вплоть до XVIII века, до Петровских реформ, женщина по домостроевским канонам находилась в подчинении у мужа (известная фраза из того же «Домостроя» - «жена да убоится мужа своего»). Это представляется тем более абсурдным, что от природы женский пол не менее полноценен, чем мужской. От природы высшие живые существа, к которым относится и человек, генетически существуют в форме двух полов, равноправно участвующих в жизненном процессе. Более того, по своей физической природе, в силу своей генетической заданности на поддержание жизни, женщина более устойчива к разного рода физическим колебаниям окружающей среды и т.п., а также она часто бывает более устойчива даже психологически, и из сложных жизненных ситуаций способна выйти с меньшими потерями. Её же подчинённое, часто бесправное положение вызывалось на протяжении веков определёнными социальными предрассудками, а также, вероятно, мужскими психологическими особенностями.
Ещё в XVII веке женщины большей частью проводили свою жизнь в теремах, вдалеке от посторонних глаз, а их моральные и духовные права ущемлялись. Женщина считалась чем-то неполноценным, как умственно, так и духовно, а проявления чувств считалось «развратом», что не мешало самим мужчинам возвести в XVIII веке собственное право на это в культ.
Впрочем, уже в ходе реформ Петра I и его последователей женщины стали играть всё большую роль в великосветском обществе, а это столетие вошло в русскую историю как «век императриц», прежде всего Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, царствовавших в общей сложности более 60 лет, а вместе с Екатериной I и Анной Леопольдовной вторую, третью и четвёртую четверти века.
Точно так же и в литературе начался процесс освобождения от прежних стереотипов, а чувство женского достоинства искало в лирике своего выражения. Начались первые, пока ещё наивные, попытки выражения и самовыражения женской души («женская поэзия» появилась опять-таки в XVIII веке), женской психологии.
У Карамзина и Жуковского на первом месте уже прямо стоит чувство, зов сердца. Прямо был поставлен вопрос о том, что женщина должна бороться за счастье.
Впрочем, всё это касалось только великосветских кругов. Исследователи давно заметили, что реформы Петра разорвали некогда более-менее единое общество на две части, сосуществующих в пределах одного государственного организма, но практически не взаимовлияющих друг на друга в повседневной жизни, кроме того, что представители аристократии – дворяне – владели основной массой крестьянства в качестве крепостных.
Разумеется, и отношение к женщине, как в среде самого крестьянства, так и со стороны великосветского общества было столь же домостроевским, как и раньше. Это отражалось и в литературе. Наиболее выразительный пример – соответствующие фрагменты «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. И именно в этом отношении Пушкин совершил настоящий прорыв в своей лирике.
Пушкин вывел на страницы своих книг, и прежде всего лирики, целую галерею женских художественных образов, совершенно новых по типам и характерам.
Если раньше женские образы были малоиндивидуальны, представая то определёнными символами, носителями какой-то авторской идеи («и крестьянки любить умеют» Карамзина), то просто маловыразительным, смазанным пятном (иной раз трудно отличимыми друг от друга), то у Пушкина женщины чаще всего – это яркие, запоминающиеся типажи, которые глубоко индивидуальны.
По ним мы можем проследить отношение к ним самого Пушкина, те чувства, которые он к ним испытывал – уважение, поклонение, страсть – а иной раз и презрение.
ГЛАВА 2.
РАЗНООБРАЗИЕ ЖЕНСКИХ ТИПОВ В ПОЭЗИИ А.С. ПУШКИНА
Образ женщины у Пушкина предстаёт в разных ипостасях, казалось бы, несочетаемых друг с другом в рамках психотипа одного человека. Но, по ещё одному наблюдению Достоевского, Пушкин первым стал обладать «всемирной отзывчивостью» - и не только к творчеству разных народов, о чём говорил романист, но и, вероятно, к разным типам восприятия женщины и отношения к ней. Именно поэтому в его стихах такое изобилие разных типов женщин.
Для Пушкина, как мы уже говорили, женщина была стимулом для пробуждения чувств, способности творить, пробуждать «чувства добрые» и в себе, и следом - в других.
Но прежде чем мы наметим несколько основных типов женских персонажей в поэзии Пушкина, нельзя не сказать о той женщине, которая стала для него Главной. Это – его няня Арина Родионовна.
Именно она заложила в него народную житейскую мудрость, «правильные» этические представления, знакомила с народными сказками, преданиями, и тем самым «перебила» ошибочное, французское воспитание, которое внедряли в него родители. Достаточно сказать, что в первые годы жизни Александр даже не разговаривал по-русски. И влияние няни стало для него настоящим откровением, можно сказать, обратило его на путь истинный.