Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что сегодня в менеджменте и социологии происходит переоценка теорий и концепций, разработанных в середине ХХ века. Реалии современного мира оказались таковыми, что идеи, придуманные в ХХ веке, не всегда будут срабатывать или будут работать, но не так как определенно исследователем.
Одним из таких исследователей, работы которого подверглись ревизионизму, стал Э. Мэйо. Нужно заметить, что американский психолог, социолог, менеджер Э. Мэйо оказал большое влияние на развитие современной науки.
Однако еще в ХХ веке его идеи вызывали множество вопросов. Особенно это касалось его идеи школы человеческих отношений. К сожалению, критика большинства эпохальных открытий сделанных в ХХ веке осталась незамеченной широкими научными кругами.
Если взять современную научно-учебную литературу, научные статьи и диссертации посвященные менеджменту или развитию того или иного научного подхода в такой литературе мало говориться о критике таких подходов. Точно так же поверхностно рассматриваются вопросы эволюции данного подхода в научных работах ученых поддерживавших данное направление.
Можно уверенно сказать, что научная школа Элтона Мэйо воплотила в себе все особенности такого жизненного пути научного направления. Одно можно утверждать точно, что современные специалисты не ознакомлены с особенностями отражения концепций Элтона Мэйо в современной науке. Единственное что известно точно, что школа человеческих отношений продолжает развиваться в европейской и американской научной школах.
Цель исследования – выявить особенности отражения идей Э. Мэйо в современной социологии организаций.
Объект исследования – идеи Элтона Мэйо.
Предмет исследования – Отражение идей Э. Мэйо в современной социологии организаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать биографию и научные идеи Элтона Мэйо.
3. Проанализировать критику идей Э. Мэйо.
4. Проанализировать отражение идей Э. Мэйо.
5. Изучить социологические исследования, тематически схожие с научными интересами Э. Мэйо.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Общая оценка творчества Э. Мэйо
1.1. Краткий анализ наследия Элтона Мэйо
Современные зарубежные теории менеджмента основаны на научных идеях одной из ведущих школ - психологической, учитывающей роль межличностных отношений и моделей поведения. Элтон Мэйо внес большой вклад в развитие школы менеджмента. Школа человеческих отношений заложила основы для дальнейших исследований в области социологии управления, организационной психологии и психологии управления [12].
В целом анализ исследований посвященных Элтону Мэйо и его роли в современном менеджменте и социологии позволяет выявить три большие группы работ. Первая группа работ была написана сразу после опубликования Э. Мэйо его работы посвященные влиянию человеческих отношений на управленческий потенциал и климат в организации.
Вторая группа включает в себя обзорные работы, которые оценивали особенности теории Э. Мэйо, ее доказательную базу, а так же оценивали выводы сделанные ученым. Третья группа работ представляет собой не только оценку теорий ученого, как и во второй группе, но также исследователи анализируют теории Мэйо с точки зрения современных знаний менеджмента и социологии.
Здесь следует сказать, по мнению Васильевой О.В., Власовой А.О., Бахтиной М.С. и других, Элтон Мэйо оказал большое влияние на развитие психологии и социологии. Его работы посвященные мотивации персонала стали важной вехой в развитии современной науки. Нужно сказать, что Мэйо и его ученики убедительно доказали, что персоналу важно что бы были удовлетворены их потребности. Материальная премия в этом случае вторична. Комфорт сотрудника важнее материальной надбавки [1].
В конечном счете, любая премия может быть потрачена. Хорошие условия труда, а так же адекватные взаимоотношение в коллективе останутся навсегда. В этом отношении стоит напомнить, что все современные теории управления указывают, что создание хороших коммуникационных условий в коллективе является важной задачей управленца.
Так же нужно заметить, Логинова О.В. и Андреева В.С. отмечали, что способен преодолевать трудности только тот коллектив, где люди не просто хорошо общаются друг с другом, но и стоят друг за друга [2].
Однако менеджмент не может быть исключительно сконцентрирован или сосредоточен на психологических аспектах. Критики Мэйо отмечали, что управление должно строиться и на основании применения разнообразных форм поощрения, а так же давления на персонал. В своих работах такие ученые как Дж. Смит, Б. Александер, П. Тейлор отмечали, что Мэйо усилил влияние фактора личных отношений в процессе управления или стимулирования рабочего процесса. Дело в том, что практика управления показывает, что чрезмерное концентрирование внимания менеджера на потребностях персонала может привести к потере эффективности рабочего процесса [3].
Другими словами постепенно коллектив, несмотря на идеальные условия труда, может снижать результативность своего труда. Люди могут начать чаще отвлекаться, менее внимательно следить за чистотой выполняемой работы и т.д. [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что, как современные исследователи, так и более старые исследователи отмечали, что Элтон Мэйо создал важную для менеджмента и социологии концепцию. Однако нельзя считать эту теорию полностью верной. Дело в том, что в конкретных условиях различных организаций теория человеческих отношений может быть, как эффективной, так и нет.
При этом сам Мэйо был убежден, что предложенная им концепция является эффективной и верной. Нужно отметить, что Хоторнский эксперимент проведенный ученым дал фактический материал необходимый для подтверждения теории. Однако Уордвелл отмечал, что методология эксперимента и результаты были сформулированы и оформлены не верно.
Однако здесь следует заметить, что теоретические взгляды Мэйо условно говоря можно разделить на две группы. Первая группа – это положения, сохранившие свою актуальность и сегодня. Вторая группа – это ибо неверный взгляд в принципе, или неверный для сегодняшнего дня.
Мэйо создавал свою концепцию в совершенно других социально-экономических условиях. Можно сказать, что в середине ХХ века экономическое положение Америки было наилучшим. Экономика страны росла быстрыми темпами благодаря Европе восстанавливающейся после Второй мировой войны [5].
Современная экономика – это экономика кризиса. Современный рабочий в гораздо меньшей степени смотрит на сам коллектив, проблемы взаимодействия друг с другом. Сегодня на первый план выходит материальная составляющая. Люди готовы работать с высокой отдачей в виде результативности в течение длительного времени.
Само собой разумеется, что люди за такую работу хотят иметь достойную заработную плату, социальный пакет в виде больничного, обеденного перерыва и т.д. Однако самым главным сегодня остаются деньги, премии, материальное проявление заботы об эффективности труда [6].
Здесь нужно сказать, что Мэйо в своей работе всего этого не знал и поэтому не мог учитывать. Его эксперимент в Хоторне показал, что материальное поощрение важно для рабочих, но в меньшей степени, чем климат в коллективе или социально-психологическая обстановка на работе в целом [7].
Однако ученики Мэйо в поздних работах отмечали, что персонал готов мириться с плохой психологической обстановкой, а так же с низкой компетентностью руководителя при условии наличия приличной денежной премии за такие условия труда. Так же люди могут смириться с ситуацией, если руководитель будет находиться под контролем более высокостоящего руководителя и, таким образом, не будет вмешиваться в работу коллектива.
1.2. Анализ работ посвященных Элтону Мэйо и его идеям
Теоретическое наследие Элтона Мэйо еще не получило всесторонней и адекватной оценки, хотя некоторые его аспекты были предметом анализа как в зарубежной, так и в отечественной литературе. За рубежом многие аналитические работы, в том числе и критические, были посвящены творчеству Э. Мэйо как основоположника движения за человеческие отношения, популярного в 50-60-е годы ХХ века [8].
Самый ранний (1946 г.) анализ некоторых аспектов работы Мэйо и выводов, сделанных им во время эксперимента в Хоторне, принадлежит Линдалл Урвик в ее рецензии на книгу Мэйо «Социальные проблемы индустриальной цивилизации», и она также сделала первую попытку составить биографию Э. Мэйо. В том же году была опубликована статья, приуроченная к завершению работы Мэйо в Гарвардском университете, в которой авторы, среди прочего, подробно остановились на некоторых аспектах социальной теории ученого.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современная теория менеджмента. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современный менеджмент и теории управления организацией и персоналом. История отечественного и иностранного менеджмента. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
3. Бакурадзе А.Б., Бондарева А.В. Аксиологические основания эволюции управления // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 1. С. 26-38.
4. Бурганова Л.А. Элтон Мэйо: теоретик и практик управления : монография / Л.А. Бурганова, Е.Г. Савкина. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 111 с. — (Научная мысль). – ISBN 978-5-16-005629-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1004415 (дата обращения: 13.03.2021). – Режим доступа: по подписке.
5. Васильева О.В. Школа «человеческих отношений». Достоинства и недостатки. – Монография. – СПб.: АНОО ВПО ИВЭСЭП, 2018. – 283 с.
6. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Основные теории управления организацией и персоналом. Представители. Идеи. Критика. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
7. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Школа человеческих отношений. Особенности оценки и применения. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
8. Власова А.О. Коммуникационный менеджмент и особенности его применения, как метод эффективного управления организацией. – Монография. – Краснодар: ООО «Вариант», 2016 – 290 с.
9. Власова А.О., Герасимова В.С. Критика научного наследия Элтона Мэйо. Монография. – Саратов: Фортуна, 2018 – 212 с.
10. Григорьева Ю.С., Новожилова А.А., Демидов М.В., Орлова Л.М. Анализ оценки американской, европейской и российских школ управления организацией теорий Элтона Мэйо // Вестник Самарского государственного университета, №11, 2017. С. 25-33.
11. Демидова И.Ю., Сергеева И.Ф., Андреев В.А. Анализ, критика и особенности применения современных теорий управления персоналом // Служба кадров и персонал, №4, 2016.
12. Демидова И.Ю., Сергеева И.Ф., Андреев В.А. Э. Мэйо. Особенности понимания теории управления организацией в современных условиях. – Монография. – Волгоград: Консул, 2017 – 188 с
13. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Основные теории управления организацией и персоналом. Представители и критика. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
14. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Современные теории менеджмента. Представители и их подходы. Научные школы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
15. Добрина О.А. Представления о человеке труда в классической социологии управления организацией: Фредерик Тэйлор и Элтон Мэйо // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-cheloveke-truda-v-klassicheskoy-sotsiologii-upravleniya-organizatsiey-frederik-teylor-i-elton-meyo (дата обращения: 04.03.2021).
16. Ерёмина И.Ю. Технологии управления развитием человеческих ресурсов организации. – Монография. – М.: Изд-во АТиСО, 2009. – 347 с.
17. Жилина Е.Ю. Менеджмент. Типы и виды исследований. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
18. Жилина Е.Ю. Современный менеджмент. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2017. – 435 с.
19. Жукова М.И., Соколовский С.С., Мелихов Д.В., Иванова А.М. Современные подходы к проблеме оценки и развития школы человеческих отношений Элтона Мэйо и его учеников // Вестник Уральского государственного университета, №8, 2017. С. 36-38.
20. Ильиных С.А. Гендерная теория управления // Идеи и идеалы. 2012. № 2(12), т. 1. С. 115-126.
21. Ильиных С.А. Социология управления: роль зарубежных школ в становлении // Идеи и идеалы. 2015. № 2(24), т. 1. С. 94-106. DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2015-2.1-94-106
22. Камышева О.В., Давлетова Э.Р. Классика науки об управлении на службе у современных менеджеров сервисных организаций // Science Time. 2015. № 2(14). С. 62-66.
23. Кочеткова А.И., Кочетков П.Н. Системные аспекты управления по ценностям // Перспективы науки. 2018. № 10(109). С. 164-169.
24. Лебедев О.М., Носов М.С. Российская школа менеджмента. Достоинства и недостатки. Представители и критика западных теорий управления. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
25. Медведева Н.А. Петрова М.С. Школы управления. Взаимная критика и развитие принципов управления организацией. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
26. Медведева Н.А. Петрова М.С. Элтон Мэйо и его ученики. Роль. Место. Критика. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
27. Панова А.С., Чижанькова И.В. Концепция «человеческих отношений» Элтона Мэйо // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4(1). С. 93-99.
28. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Современный менеджмент. Критика и поддержка основных научных школ ХХ века. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
29. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Школы управления и принципы их критики в современной науке. – Новосибирск: Азимут, 2017. – 550 с.
30. Резанович Е.А. Влияние философских учений на формирование подходов к управлению // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6, № 11. С. 39-48.
31. Савенко А.А. Гуманитарные теории мотивации трудовой активности [Текст] / А.А. Савенко // Социальные проблемы модернизации российского общества: сб. науч. ст. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015. – С. 29 – 36.
32. Савенко А.А. Мотивация служебно-трудовой деятельности военнослужащих национальной гвардии России : автореферат дис. канд. социол. наук. – Саратов: Изд-во Саратовский государственный институт, 2018. – 21 с.
33. Савенко, А.А. Военнослужащие в социальной структуре войск национальной гвардии Российской Федерации [Текст] / А.А. Савенко // Дыльновские чтения: Социология XXI века: традиции и инновации: сб. ст. науч.-практ. конф. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017. – С. 122 – 125.
34. Савенко, А.А. Комплексная модель мотивационного принуждения трудоспособного населения к реализации трудовой деятельности [Текст] / Т.М. Баландина, А.А. Савенко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2015. – № 4 (58). – С. 94 – 97.
35. Савенко, А.А. Мотивация и стимулирование: взаимосвязь понятий [Текст] / А.А. Савенко // Направления и перспективы развития образования в гражданских институтах России. – Новосибирск: Азимут, 2016. – С. 346 – 348
36. Савенко, А.А. Мотивация труда в теории факторов стимулирующего воздействия [Текст] / А.А. Савенко // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – Т. 4. – № 11. – С. 64 – 67.
37. Савенко, А.А. Мотивация трудовой активности как комплексное социологическое явление [Текст] / А.А. Савенко // Вестник Поволжского института управления. – 2015. – № 4 (49). – С. 83 – 88.
38. Савенко, А.А. Мотивация трудовой активности: потребительный методологический подход социологического исследования [Текст] / А.А. Савенко // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России. – Новосибирск: Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2014. – С. 378 – 383.
39. Савенко, А.А. Организационно-поведенческие факторы мотивации трудовой активности работников [Текст] / А.А. Савенко // Дыльновские чтения: Социологическая диагностика современного общества: сб. ст. международ. науч.-практ. конф. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2016. – С. 184 – 188.
40. Савенко, А.А. Профессиональное развитие как фактор трудовой мотивации работников [Текст] / А.А. Савенко, В.В. Немоляев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – № 1. – С. 219 – 223
41. Савенко, А.А. Процессуальные теории мотивации трудовой активности [Текст] / А.А. Савенко // Подготовка офицерских кадров в военном институте внутренних войск МВД России. – Саратов: Наука, 2015. – С. 194 – 201.
42. Савенко, А.А. Пути совершенствования материальных и нематериальных факторов мотивации трудовой активности населения [Текст] / А.А. Савенко // Современная система военного образования и перспективные направления развития войск национальной гвардии Российской Федерации. – Пермь: Изд-во ПВИВНГРФ, 2018. – С. 242 – 247.
43. Савенко, А.А. Совершенствование мотивации служебно-трудовой деятельности персонала [Текст] / А.А. Савенко, Ю.Г. Быченко // Среднерусский вестник общественных наук. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 27 – 34
44. Савенко, А.А. Социальная диагностика мотивации трудовой активности персонала организации [Текст] / А.А. Савенко // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. науч. ст. – Вольск: ВВИМО; М.: Перо, 2018. – С. 77 – 88.
45. Савенко, А.А. Специфика мотивации населения в современной трудовой организации [Текст] / А.А. Савенко // Профессионализм рабочего персонала: стратегия и перспективы развития в современной России: сб. науч. ст. – Саратов: Наука, 2016. – С. 77 – 85.
46. Савенко, А.А. Трудовая активность персонала: социологический контекст исследования [Текст] / А.А. Савенко // Дыльновские чтения: Социальные инновации в жизни россиян: тенденции и парадоксы: сб. ст. науч.-практ. конф. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. – С. 122 – 125.
47. Савенко, А.А. Формирование трехфакторной модели мотивации трудовой активности [Текст] / А.А. Савенко // Вестник Поволжского института управления. – 2016. – № 5 (56). – С. 92 – 98
48. Савкина Екатерина Геннадьевна. Социально-управленческая теория Элтона Мэйо : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08.- Казань, 2003.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/340-9.
49. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы развития теории управления в современном менеджменте. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
50. Семенов О.В. Борисов А.В. Критика и поддержка теории Элтона Мэйо. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
51. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому контролю. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
52. Строкина В.Ю., Фокичева А.А. Применение классической теории менеджмента к управлению гидрометеорологическими рисками // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015. № 2(16). С. 63-67.
53. Тихонова Е.Е. Российская школа менеджмента. Достоинства и недостатки.. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 589 с.
54. Утина И.В., Проводина Г.П. Взгляды Этона Мэйо и его учеников. Плюсы и минусы. Достоинства и недостатки. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
55. Уткина О.А., Петрова В.М. Основные теории управления организацией и персоналом. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
56. Фадеева А.Ю. Основные теории управления организацией и персоналом. Вчера. Сегодня. Завтра. – Новосибирск: Заря, 2016. – 418 с.
57. Фадеева А.Ю. Современный менеджмент. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
58. Фрезе А.В. Концепции теории организации и управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 4(23). С. 86-89.
59. Червякова Е.В. Возможность использования классических теорий мотивации в управлении современными российскими организациями // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества: материалы I Междунар. науч.-практ. конференции. Старый Оскол, 2015. С. 184-189.
60. Шухно Е.В. Организационная культура государственных научных учреждений и ее роль в карьере молодых ученых // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9, № 2. С. 95-106. DOI: https://doi.org/10.24411/2079-0910-2018-10007
61. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности // Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. М.: Республика, 1992. С. 87-221.
62. Хорошева Н.А., Фролов М.А., Кораблев О.В. Эффективность применения концепции человеческих отношений Э. Мэйо на практике. – Монография. – Калининград: ИД Балтия, 2015 – 477 с.
63. Яковлев А.И., Петров С.Ю., Павлова И.Ф., Круглова Н.В. Эффективность применения теорий управления разработанных в ХХ веке. – Монография – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016 – 313 с.
64. Overstreet H.A. Influencing Human Behavior. N.Y.: Norton, 1925.
65. Parsons H.M. What Happened at Hawthorne? // Science. -1974. Vol. 183. - P. 922-932.
66. Perrow C. Complex Organizations: A Critical Essay. Glen-view: Scott Foresman, 1979.
67. Perucci R., Knudsen D.D., Hamby R.R. Sociology: Basic Structures and Processes. Iowa, 1984.
68. Pusic E. (ed.) Participation and Self Management. 6 vols. -Zagreb: University of Zagreb, 1973.
69. Report of the 84th Meeting of the British Association for the Advancement of Science, Australia 1914.-L., 1915.
70. Research in Industrial Human Relations. A Critical Appraisal. N.Y., 1957.
71. Rockefeller J.D., Jr. The Personal Relation in Industry. -N.Y.: Bonibooks, 1917.
72. Roethlisberger F. The Elusive Phenomena: An Autobiographical Account of My Work in the Field of Organizational Behavior at the Harvard Business School. Cambridge: Harvard University Press, 1977.
73. Roethlisberger F.J. Introduction // Mayo G.E. Human Problems of an Industrial Civilization. N.Y.: Viking Press, 1960.
74. Roethlisberger F.J. Man-in-Organization. Cambridge, 1968.
75. Rogers C.R. Counselling and Psychotherapy. Boston, 1942.
76. Rogers C.R. The Non-directive Method as a Technique for Social Research // American Journal of Sociology. 1945. - Vol. 50. -P. 279-283.
77. Rose M. Industrial Behavior. L.: Penguin Books, 1975.
78. Rubeck P.A. Hawthorne Concept Does it Affect Reading Progress? // The Reading Teacher. - 1975. - Vol. 28. - P. 375-379.
79. Sales S.M. Supervisory Style and Productivity: Review and Theory // Personnel Psychology. 1966. - Vol. 19. - P. 275-286.
80. Sanford A.C. Human Relations: Theory and Practice. Columbus: Merrill, 1973.
81. Sarachek B. Elton Mayo's Social Psychology and Human Relations // Academy of Management Journal. 1968. - Vol. 11. -No. 2.-P. 189-197.
82. Schneman N. Individualism and the Objects of Psychology // Harding S., Hintikka M.B. (eds.) Discovering Reality. Dordrecht: D. Reidel, 1983. - P. 229-236.
83. Scott W.G., Hart D.K. The Moral Nature of Man in Organizations: A Comparative Analysis // Academy of Management Journal. -1971. Vol. 14. - No. 2. - P. 241-255.
84. Sheffield A.D. Joining in Public Discussion: A Study of Effective Speechmaking. N.Y.: George H. Doran, 1922.