Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена важной ролью финансовой безопасности в процессе обеспечения независимости государства, стабильности, устойчивости и эффективности жизнедеятельности общества. На данный момент проблемы санкций и реакции на них определяют актуальность работы и являются основным ее содержанием.
Говоря о государственной финансовой безопасности, прежде всего, подразумевается такое состояние экономики, при котором созданы возможности для защиты национальных интересов, проведения целенаправленной социальной политики, обеспечения на необходимом уровне развития экономики и обороноспособности страны. Экономическая безопасность является важной составной частью финансовой безопасности, играет исключительную роль в защите национально-экономических интересов страны от возможных внешних воздействий, а динамичное и эффективное развитие национальной экономики обеспечивает национальную безопасность.
Понятие "экономическая безопасность" не носит абстрактный и конъюнктурный характер. Понятие "национальная безопасность" также не вызывает ни у кого чувства сомнения, так как оно прочно вошло в жизнь современного общества, превратилось в неотъемлемую часть внутренней и внешней политики большинства государств. Согласно общепринятому утверждению, на сколько экономика будет охватывать наиболее важные стороны деятельности общества, государства и личности, на столько будут задействованы функции государства по обеспечению жизнеспособности, устойчивости экономики в случае внутренних и внешних опасностей.
Таким образом национальная безопасность определяется через состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. К компонентам национальной безопасности относятся экономическая, военная, информационная и др. виды безопасности. В данном ряду «национальная безопасность» для конкретных видов безопасности выступает базовым понятием. В качестве эффективных способов познания предмета финансовой безопасности выступают системный, функциональный, институциональный подходы.
Ряд известных ученых-экономистов излагают свои мнения, связанные с рыночными отношениями, рыночной экономикой и финансовой безопасностью. Например, академик Л.И. Абалкин отмечает, что "...понятия "рыночная экономика" и "рыночное общество" должны полностью выделяться и правильно трактоваться. Надо учитывать, что для рыночного фундаментализма характерно широкое распространение рыночных механизмов не только в экономике, но и в сферах защиты человеческих прав и духовности, не подвергаемых рыночным влияниям".
К основным факторам, обеспечивающих экономическую эффективность, относится деятельность национальной экономики в режиме расширенного воспроизводства, защита интересов отечественных товаропроизводителей, повышение инновационной и инвестиционной деятельности, строгий контроль над стратегическими ресурсами страны, развитие научного потенциала и т.д.
Исследования показывают, что обеспечение финансовой безопасности непосредственно зависит от эффективности проводимых в этом направлении мер, системного подхода к этой проблеме, определения ее структуры. По нашему мнению, системный подход к проблеме финансовой безопасности включает в себя механизм устранения опасных тенденций, показатели, характеризующие национальные интересы и опасность, их уровень и т.д.
Современное экономическое развитие способствует новым взглядам, подходам, связанных с устойчивым экономическим развитием. Наиболее важной чертой этих подходов является тесная связь с национальным экономическим развитием и обеспечением финансовой безопасности. Обобщая различные взгляды, можно сказать, что экономическая безопасность — это совокупность благоприятных внутренних и внешних условий для эффективного и динамичного роста национальной экономики, способность удовлетворять потребности государства, общества и отдельных личностей. Здесь с аспекта экономических интересов опасность, представляющая непосредственную угрозу нарушения нормального процесса общественного воспроизводства, разделяется на внутренние и внешние факторы. Уровень развития страны за последнее десятилетие показывает, что для обеспечения национальной финансовой безопасности были осуществлены необходимые меры, приняты важные нормативно-правовые документы. Однако, несмотря на это, особое значение имеет усовершенствование теоретических и практических основ в этой области.
Целью работы является исследование механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- исследовать и обосновать теоретико-методические положения обеспечения финансовой безопасности, выявить ее роль в системе финансовой безопасности страны;
- определить основные угрозы финансовой безопасности Российской Федерации;
- разработать мероприятия по снижению угроз финансовой безопасности страны.
Предметом исследования является национальной безопасность как элемент финансовой безопасности государства.
Объектом исследования выступает разработка методов к оценке уровня финансовой безопасности государства.
Информационной базой работы стали законодательные, нормативно-правовые документы; информация периодических изданий, а также публикации и официальные данные из ресурсов Интернет.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Правовые основы обеспечения финансовой безопасности РФ
1.1 Основные понятия экономической безопасности
Один из важных факторов обеспечения экономического роста связан с эффективным обеспечением национальной финансовой безопасности. В связи с этим в Большой Финансовой Энциклопедии отмечается: "...экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечивается стабильный экономический рост, удовлетворение общественных потребностей, высокий уровень качества управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Различные авторы по-своему трактуют понятия «экономическая безопасность» и «финансовая безопасность», при этом необходимо отметить их разнообразие и авторскую уникальность. В работе же представлены наиболее распространенные из них.
Рисунок 1 – Основные категории понятия «государственная безопасность»
Наиболее подробным и конкретным является определение финансовой безопасности, сформулированное В. Бурцевым [3], основные составляющие которого показаны на рисунке 2. Здесь под финансовой безопасностью понимается способность государственных органов обеспечивать устойчивость экономического развития. развития, устойчивости расчетно-платежной системы и основных финансово-экономических параметров и нейтрализации последствий мировых экономических кризисов и воздействия мировых факторов.
Рисунок 2 – Определение финансовой безопасности по В. Бурцеву
В экономической литературе финансовая безопасность определяется, как правило, на двух уровнях: макро- и микроэкономическом. Однако более точным кажется разделение микро-мезо- и макроуровней в структуре этого понятия.
На рисунке 3 представлена графическая интерпретация семантического содержания термина «финансовая безопасность», отражающая его многоступенчатый характер.
Рисунок 3 – Структурные составляющие финансовой безопасности государства
Говоря о государственной финансовой безопасности, прежде всего, подразумевается такое состояние экономики, при котором созданы возможности для защиты национальных интересов, проведения целенаправленной социальной политики, обеспечения на необходимом уровне развития экономики и обороноспособности страны. Экономическая безопасность является важной составной частью финансовой безопасности, играет исключительную роль в защите национально-экономических интересов страны от возможных внешних воздействий, а динамичное и эффективное развитие национальной экономики обеспечивает национальную безопасность [12, c. 59].
Это такое состояние экономических, правовых отношений предприятия, материальных и интеллектуальных ресурсов, при котором обеспечивается стабильная деятельность, достижение финансовых успехов, научно-техническое и социальное развитие. В историческом аспекте проблема финансовой безопасности возникает с создания государственности, с осознания экономических интересов общества. Без обеспечения финансовой безопасности невозможно обеспечить национальную безопасность. Государственная экономическая безопасность, прежде всего, важна для сохранения независимости. Государство, не решившее полностью проблему финансовой безопасности, не может считаться независимым".
Рисунок 4 – Финансовая безопасность в структуре национальной безопасности государства
Существуют многочисленные подходы, критерии подхода отечественных и зарубежных ученых к термину национально-экономическая безопасность. Рассмотрим некоторые из них. Например, доктор экономических наук, профессор Ф. Мустафаев считает, что "...формирование системы национально-финансовой безопасности считаются основными функциями каждого государства. В принципе, проблема финансовой безопасности никогда не существовала сама по себе, она возникала из функций экономического роста на каждой ступени общественного развития. Конкретное содержание этой проблемы меняется в зависимости от наличия внутренних и внешних экономических условий.
Понятие "экономическая безопасность" не носит абстрактный и конъюнктурный характер. Понятие "национальная безопасность" также не вызывает ни у кого чувства сомнения, так как оно прочно вошло в жизнь современного общества, превратилось в неотъемлемую часть внутренней и внешней политики большинства государств. Согласно общепринятому утверждению, на сколько экономика будет охватывать наиболее важные стороны деятельности общества, государства и личности, на столько будут задействованы функции государства по обеспечению жизнеспособности, устойчивости экономики в случае внутренних и внешних опасностей. [24, c. 84]
Согласно М.В. Бондаренко характеристику финансовой безопасности можно разделить на две основные группы (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Классификация определений безопасности по М.В. Бондаренко Бондаренко, с. 18-19
От национальной силы, которая включает в себя способность вносить свой вклад в дела международного сообщества, выживать в сложившихся кризисных и экстремальных международных условиях, а также в полном объеме реализовать свои национальные интересы как внутри страны, так и за ее пределами, зависит безопасность государства Кругляк, с. 192.
Исходя из системного анализа и сложившейся терминологии, понятию финансовой безопасности А.И. Муравых и Е.Г. Никитенко дают следующее определение: «национальная безопасность – это допустимый уровень национальной опасности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающий устойчивое развитие общества. Поскольку интегральной количественной характеристикой опасности является риск, то приемлемый уровень национальной опасности связан с приемлемым наносимым ущербом.
Таким образом национальная безопасность определяется через состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. К компонентам национальной безопасности относятся экономическая, военная, информационная и др. виды безопасности. В данном ряду «национальная безопасность» для конкретных видов безопасности выступает базовым понятием. В качестве эффективных способов познания предмета финансовой безопасности выступают системный, функциональный, институциональный подходы.
Ряд известных ученых-экономистов излагают свои мнения, связанные с рыночными отношениями, рыночной экономикой и финансовой безопасностью. Например, академик Л.И. Абалкин отмечает, что "...понятия "рыночная экономика" и "рыночное общество" должны полностью выделяться и правильно трактоваться. Надо учитывать, что для рыночного фундаментализма характерно широкое распространение рыночных механизмов не только в экономике, но и в сферах защиты человеческих прав и духовности, не подвергаемых рыночным влияниям".
Здесь надо обратить внимание на один момент. Так, "...для более лучшего осмысления понятия "экономическая безопасность" целесообразно шире рассмотреть связь между понятиями "развитие" и "стабильность". Развитие — один из основных компонентов финансовой безопасности. Устойчивое развитие экономики, способность ее противостояния и адаптации к внутренним и внешним влияниям, в том числе к возникающим опасностям, может резко ослабнуть, в том числе и возможности подъема.
Итак, на Рисунок6 представлены компоненты формирования и обеспечения национальной безопасности РФ.
Рисунок 6 – Роль бюджетно-налоговой безопасности в формировании и обеспечении национальной безопасности РФ
К критериям и параметрам состояния экономики, отвечающим требованиям экономической безопасности относятся устойчивость финансовой системы и эффективное государственное регулирование экономических процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии финансовой безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии финансовой безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2017.
4. Акулинин В.Н. Угрозы финансовой безопасности России в контексте международной безопасности / ВН. Акулинин, Н.С. Епифанова // Социосфера. 2016. № 1. С. 88-91.
5. Балтаева С.В. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С.И. Суслова, А.П. Ушакова. 2017. С. 45-48.
6. Баньковский А.Е. Современные задачи органов государственной безопасности по защите конституционного строя и обеспечению финансовой безопасности в России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 17-2. С. 43-44.
7. Бежанов В.О. Государственное управление как фактор обеспечения финансовой безопасности // Публичное и частное право: перспективы развития в Российской Федерации и зарубежных странах Муромцевские чтения: сборник трудов XVII Международной научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Институт экономики, управления и права, Юридический факультет. 2017. С. 71-74.
8. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции финансовой безопасности // Безопасность. Информационный сборник. 1994. № 3 (19). С. 91.
9. Бондаренко М. В. Безопасность как социальная категория: формирование категориально-понятийного аппарата. Наука и практика. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. С. 18-19.
10. Бынеева С.В. Коррупция как проблема финансовой безопасности // Научные исследования Высшей школы: сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Гуляев Герман Юрьевич. 2019. С. 258-260.
11. Васильев И.В. Оборонная безопасность России в системе финансовой безопасности // Власть. 2017. Т. 25. № 6. С. 44-51.
12. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения: монография / А. В. Возжеников. М.: РАГС, 2002. 424 с.
13. Воронцов С.А. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения финансовой безопасности / С.А. Воронцов, А.В. Понеделков // Власть. 2016. Т. 24. № 2. С. 126-132.
14. Гадельшин Р.И. О подходах к определению понятия политики финансовой безопасности // Алтайский юридический вестник. 2018. № 1 (21). С. 35-41.
15. Горбачева С.В. Понятие и содержание финансовой безопасности Российской Федерации // Вестник Нижегородской правовой академии. 2018. № 16. С. 23-25.
16. Гурьева А.А. Национальная безопасность: проблемы и пути их решения / А.А. Гурьева, А.Н. Качур // Войска Национальной Гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности. Сборник материалов конференции. Под общей редакцией С.А. Куценко. 2019. С. 49-52.
17. Дюмина А.А. К вопросу о соотношении понятий «безопасность», «национальная безопасность», «транспортная безопасность» // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Шестнадцатая международная научно-практическая конференция. 2018. С. 260-264.
18. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex Russica. 2016. № 10 (119). С. 15-28.
19. Ефремова М.В. Социально-экономическая безопасность в системе финансовой безопасности государства / М.В. Ефремова, И.Р. Руйга // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2016. С. 81-89.
20. Задума Я.Т. Информационная безопасность как составляющая финансовой безопасности государства // Право и правосознание в период вооруженных конфликтов. 2018. № 2-1. С. 32-36.
21. Зоидов З.К. Восстановление национального научно-технического и производственного суверенитета России в сфере цифровых технологий как ключевой элемент обеспечения финансовой безопасности // Проблемы рыночной экономики. 2019. № 2. С. 28-34.
22. Исмаилзаде Н.Э.О. Особенности уголовно-правового обеспечения финансовой безопасности России / Н.Э.О. Исмаилзаде, О.В. Левашова // Молодежь и XXI век - 2019 материалы IX Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 255-257.Кардашова И.Б. Военная безопасность в системе финансовой безопасности // Военное право. 2018. № 1 (47). С. 26-31.
23. Карпунин В.И. О механизмах обеспечения финансовой безопасности России / В.И. Карпунин, Т.С. Новашина // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Бурмистрова. 2019. С. 61-77.
24. Карпышева Ю.О. К вопросу о соотношении понятий «система финансовой безопасности» и «система обеспечения финансовой безопасности» // Baikal Letter DAAD. 2018. № 1. С. 30-34.
25. Кикоть-Глуходедова Т.В. Анализ понятий «система финансовой безопасности» и «система обеспечения финансовой безопасности» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2 (33). С. 178-185.
26. Киричёк П.Н. Проблема ресурсов культуры в системе финансовой безопасности // II Моисеевские чтения: культура как фактор финансовой безопасности России. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Под редакцией А.В. Костиной, В.А. Лукова. 2019. С. 292-299.
27. Козюк М.Н. Социальная и общественная безопасность в системе финансовой безопасности // Национальная безопасность России и проблемы ее обеспечения на современном этапе. Сборник международной научно-практической конференции. Волгоградский филиал "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"; Редакционная коллегия: А. С. Сенцов, В. Н. Тронева. 2015. С. 104-110.
28. Костюченко Н.И. Социальное явление «безопасность» как элемент, общая функция социальных систем и подсистемы финансовой безопасности государства // Общество и право. 2017. № 3 (61). С. 206-210.
29. Коровин Д.А. Проблемы и направления обеспечения национальной финансовой безопасности // Качество управленческих кадров и экономическая безопасность организации: сборник материалов национальной студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 327-330.
30. Кочесокова З.Х. О некоторых вопросах государственной политики в сфере финансовой безопасности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 124-125.