Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что судебные решения, принимаемые в рамках осуществления судебного контроля за досудебным производством по уголовным делам, существенным образом отличаются от итоговых судебных решений. Эти решения относятся к категории промежуточных, они не разрешают уголовно-правовой спор, их основное целевое предназначение - защита конституционных и иных прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальную деятельность. Вместе с тем эти решения, так же как и итоговые, отражают важнейшие свойства судебной власти: носят самостоятельный и независимый характер, поскольку принимаются в условиях, исключающих воздействие на суд; носят целенаправленный характер - выносятся по конкретным вопросам, затрагивающим важнейшие права и свободы граждан, направлены на защиту в каждом конкретном уголовном деле публичных и частных интересов; принимаются в рамках правовых норм, определяющих порядок принятия, форму и содержание, а также правовых предписаний, обозначающих границы усмотрения суда; выносятся с учетом позиций сторон; носят мотивированный характер; имеют обязательный характер и подлежат безусловному исполнению лицами, которым они адресованы, обеспечиваются принудительным образом.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с полномочиями суда на досудебном производстве.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие полномочия суда на досудебном производстве, практика их применения, а так же научная и учебная литерутра по теме работы.
Целью настощей работы является изучение полномочий суда на досудебном производстве.
Задачами работы ставится:
• Изучить развитие досудебного производства и значения суда в нем;
• Исследовать конституционные основы полномочий суда на досудебном производстве;
• Выявить особенности полномочия суда на досудебном производстве;
• Проанализировать проблемные вопросы полномочий суда на досудебном производстве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Развитие и правовые основы полномочий суда на досудебном призводстве
1.1. Развитие досудебного производства и значения суда в нем
В соответствии с УПК РСФСР отличительными особенностями уголовных дел, по которым возможно предварительное расследование в виде протокольной формы досудебной подготовки материалов, являются:
- расследование данных уголовных дел не представляет особой сложности;
- обстоятельства совершения уголовных дел очевидны, то есть не требуют тщательного и длительного исследования;
- лицо, совершившее преступление, признает свою вину в полном объеме и готово к сотрудничеству;
- протокольная форма досудебной подготовки материалов проводится без возбуждения уголовного дела.
При поступлении информации о совершенном деянии, имеющем признаки преступлений, по которым возможно производство расследования в протокольной форме досудебной подготовки материалов, начальник органа дознания в письменном виде назначал такую подготовку, которая проводилась в течение 10 суток без стадии возбуждения уголовного дела. По истечении данного срока, при невозможности выяснения обстоятельств преступления, возбуждается уголовное дело и по нему проводится дознание. В необходимых случаях проведения следственных действий возможно возбуждение уголовного дела с последующим проведением предварительного расследования. При проведении протокольной формы досудебной подготовки материалов органы дознания наделены правами осуществлять следующие действия:
- получать объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц;
- составлять протокол осмотра места происшествия;
- истребовать справку о наличии или отсутствии у правонарушителя судимости, характеристику с места его работы или учебы;
- истребовать другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде;
- изымать различные предметы с места происшествия, имеющие значение для уголовного дела, например счета, накладные, незаконные орудия охоты и т.д.;
- отбирать обязательство у правонарушителя о явке по вызовам в органы дознания и суда, сообщать о перемене места жительства в соответствии с ч. 2 ст. 415 УПК РСФСР.
Следует отметить, что применение мер процессуального принуждения при проведении протокольной формы досудебной подготовки материалов не допускается. Если возникает необходимость применения меры процессуального принуждения, например в случае нарушения правонарушителем обязательства о явке, возбуждается уголовное дело и проводится дознание.
Следует отметить, что при поступлении обвинительного протокола в суд судья единолично принимает материалы к производству и рассмотрению уголовного дела в суде. Судья может вернуть материалы, собранные в ходе протокольной формы подготовки для производства дознания либо предварительного следствия, если будут выявлены следующие нарушения:
1. В случае если протокольная форма досудебной подготовки материалов проведена в отношении категории преступлений, не предусмотренных ст. 414 УПК РСФСР.
2. В случае если лицо, в отношении которого проводилось расследование в протокольной форме досудебной подготовки материалов, является несовершеннолетним либо имеет физические или психические отклонения и не может осуществлять свое право на защиту.
3. Протокол не утвержден начальником органа дознания или отсутствует санкция прокурора.
4. Протокол и прилагаемые материалы не были представлены обвиняемому для ознакомления.
5. В ходе протокольной формы досудебной подготовки материалов к правонарушителю была применена мера пресечения.
6. В ходе протокольной формы досудебной подготовки материалов производились незаконные следственные действия.
Как отмечает Б.Я. Гаврилов, модель протокольной формы досудебной подготовки материалов имеет место в настоящем уголовно-процессуальном законодательстве, а с учетом негативных результатов вновь введенной в УПК РФ гл. 32.1 сокращенное дознание следует перестроить по иной схеме, где:
- именно тяжесть совершенного преступления устанавливает форму расследования;
- обязательное условие - расследование преступлений в сокращенной форме должно начинаться, минуя этап проверки сообщения о преступлении, следовательно, без вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела;
- важным вопросом является общий срок сокращенного дознания, который, по мнению Б.Я. Гаврилова и коллектива авторов - разработчиков новой модели сокращенного производства, не должен превышать 30 суток.
Н.А. Власова считает, что институт протокольной формы досудебной подготовки материалов основан на испытанной практикой идее о том, что обычное производство по преступлениям небольшой тяжести является неоправданным из-за своей сложности и громоздкости и влечет лишние затраты. По мнению Н.А. Власовой, исключение протокольного производства из проекта УПК РФ является решением поспешным, непродуманным и противоречащим нормам международного права, ориентированным на эффективный и упрощенный уголовный процесс.
Протокольная форма досудебной подготовки материалов обладала рядом преимуществ. С помощью такой формы упрощенного производства появилась возможность быстрого и эффективного расследования и раскрытия преступлений, более рационального распределения рабочего времени и сил работников. Законодатель стремится приблизить наступление уголовной ответственности правонарушителя к моменту совершения преступления, тем самым повышая эффективность деятельности лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство по делам, не представляющим большой общественной опасности.
Протокольная форма досудебной подготовки материалов в сравнении очень похожа на существующие упрощенные формы досудебного производства зарубежных стран как романо-германской, так и англосаксонской систем права, в частности на упрощенное производство в Англии и США.
Введение протокольной формы досудебного производства вызвало сильный общественный резонанс. Мнения, сложившиеся о данной форме предварительного расследования, были крайне неоднозначны. И неудивительно, поскольку общественность считала, что в конечном итоге при использовании данной формы предварительного расследования органами, осуществляющими предварительное расследование, будут допущены массовые ошибки, нарушения законности в области охраны прав и свобод человека и гражданина. Но не стоит забывать о том, что уголовное судопроизводство осуществляют не только органы дознания. Органы прокуратуры и суда осуществляют надзорную деятельность, что обеспечивает охрану прав и законных интересов человека и гражданина со стороны правоприменительной практики. Со стороны закона законодатель предусматривает в случаях нарушения уголовно-процессуальных норм, несоблюдения прав и законных интересов возможность проведения дознания или предварительного следствия. В последующем применение протокольной формы досудебного производства показало, что опасения общественности о последующих нарушениях норм законодательства были напрасными.
На основании вышеизложенного следует отметить, что институт протокольной формы досудебной подготовки материалов в настоящее время может быть использован как основа, база для создания новой формы предварительного расследования с целью эффективного решения задач, установленных уголовным законом, и снижения нагрузки на сотрудников органов дознания, с учетом сложившейся обстановки в политической, экономической и общественной сфере, действующего законодательства в области конституционного, уголовно-процессуального права, обеспечивая охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Исходя из логики унификации, целью которой является процессуальная экономия, а содержанием выступает оптимизация, выражающаяся в упрощении и ускорении досудебного оформления и судебного рассмотрения уголовного дела, аналогичные досудебному этапу механизмы наряду с ним должны прослеживаться и в судебных процедурах.
Унифицированной (ускоренной и упрощенной) процессуальной формой судебного рассмотрения уголовных дел следует считать особый порядок судебного разбирательства, регламентированный разделом X Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который содержит существенные отличия от обычного порядка судебного производства. Особенности применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел содержит Постановление от 5 декабря 2006 г. N 60 Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению ученых, «российский особый порядок судебного разбирательства рассматривается в качестве аналога так называемой сделки о признании вины, которая предусмотрена законодательством США, Великобритании, Индии, Италии, Франции, Израиля. Высокий процент судебных разбирательств, проводимых в особом порядке, специалисты объясняют определенными «выгодами», которые приобретают все участники
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Федеральный закон от 08.03.2015 N 36-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1406.
5. Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 411-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2018. 14 нояб.
6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 27.10.1960 // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 613. Утратил силу.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 1998.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2006 N 1-П // Собрание законодательства РФ, 06.03.2006, N 10, ст. 1145.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 5-П // Российская газета. 2005. 20 мая.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 28-П // Российская газета. 2017. 24 нояб.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 300-О // Российская газета. 2003. 15 янв.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» // Российская газета. 2012. 21 дек.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2014.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 N 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2007.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, апрель, 2011.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2014.
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Российская газета, N 294, 27.12.2013.
18. Белкин Р.С. Теория доказательств в советском уголовном процессе: Часть Общая. М.: Юрид. лит., 1966. С. 17 - 18.
19. Божьев В.П. и др. Правоохранительные органы России. М.: Юрайт, 2010. С. 92.
20. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011. С. 251.
21. Гаджиев Г.А. Принцип правовой определенности и роль судов в его обеспечении. Качество законов с российской точки зрения // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 16 – 28.
22. Гаврилов Б.Я. Дознание в сокращенной форме: законодательные мифы и реалии правоприменения // Baikal Researh Journal. Электронный журнал Байкальского государственного университета. 2014. N 6. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22669177 (дата обращения: 09.03.2021).
23. Дорошков В.В. Реформа. Реформа. Еще реформа?! // Мировой судья. 2017. N 12. С. 3 - 11.
24. Евстигнеева О.В. Процессуальные проблемы рассмотрения судом отдельных категорий жалоб с позиций требования справедливости // Уголовное право. 2017. N 6. С. 107 - 109.
25. Ковалев О.Г. Протокольная форма досудебной подготовки материалов: предпосылки возникновения и перспективы развития с учетом действующего законодательства // Администратор суда. 2018. N 2. С. 27.
26. Лихачева Е.Ю. Правообеспечительная роль правосудия в досудебном производстве по уголовным делам: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 5 - 7.
27. Локтев С.В. Демократизация судебной системы // Мировой судья. 2018. N 1. С. 18 - 19.
28. Лупинская П.А. Законность и обоснованность решений в уголовном судопроизводстве. М.: [б. и.], 1972. 78 с.
29. Попов И.А. Дознания в сокращенной форме: достоинства, недостатки и первые результаты // Уголовное судопроизводство. 2013. N 3.С. 48.
30. Уваров А.А. Соотношение принципов деятельности государственных органов с принципами реализации основных прав и свобод человека // Современное право. 2017. N 9. С. 27 - 32.