Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста 5
1.1. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста 5
1.2. Речевое развитие дошкольников в ДОУ 10
Глава 2.Организация работы по обогащению словаря дошкольников в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предмета 17
2.1. Подбор дидактических игр и проведение занятий 17
2.2. Разработка НОД 23
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы подтверждается следующими положениями ФГОС. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Целью работы, является изучение условий формирования первичных представлений о свойствах и качестве предметов в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие» у детей дошкольного возраста.
Исходя из цели работы, необходимо было решить следующие задачи::
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей дошкольного возраста;
• изучить особенности словаря дошкольников;
• рассмотреть задачи, содержание и методику словарной работы;
• изучить опыт работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе организации деятельности по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
Объект исследования - словарь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
Методологической основой исследования явились труды известных отечественных ученых, занимающихся проблемами развития речи детей- дошкольников (Елена Ивановна Тихеева, Алиса Михайловна Бородич, Валентина Викторовна Гербова, А. П. Иваненко, Валентина Ивановна Яшина, Оксана Семёновна Ушакова, Елизавета Михайловна Струнина и др.)
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
На современном этапе развитая дошкольного образования в связи с введением нового стандарта одной из важнейших образовательных областей является речевое развитие ребёнка. Развитие речи детей включает формирование навыков коммуникативного взаимодействия, обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связности и креативности речи, коррекция произносительной стороны речи, расширение рамок познания смысла текстов и художественной литературы .
Обучение ребёнка родному языку способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва /Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1974
4. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. – С. 426–437.
5. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
6. Недорезова Н.А., Красильникова Е.М. Ребенок в мире слов // Практическое руководство по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста. – Тольятти, 2012.
7. Паклина, А.В. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Паклина, Л.И. Пономарева. – Шадринск: ШГПИ, 2010. – С. 17-31.
8. Руденко, И.В. Современные образовательные тех нологии в работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. – № 2 (24). – С. 423–426
9. Скоролупова, О.А., Федина, Н.В. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 6–15
10. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979
11. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979
12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336 с.
13. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -- 288 с.
14. Ушакова, О.С. Придумай слово / Издательство: «Сфера», 2010
15. Ушакова, О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ЛИНГВА – Центр, 2003
16. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. -- Екатеринбург: Изд-во "АРГО", 1996. - 80 с.