Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития Рос¬сийского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем, а в сфере этого вопроса наиболее нуждающейся в рассмотрении тема социальной защиты населения.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в период экономических реформ и социально-политических преобра¬зований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это не¬смотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретиче¬ских проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.
Осуществление этой функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое положение в системе внутренних функций госу¬дарства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержа¬нием, что связано с движением России к социальному правовому государству.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Объектом исследования является социальная защита и обслуживание населения.
Предметом исследования выступает деятельность управления социальным обслуживанием.
Цель данной работы – исследовать систему социальной защиты и обслуживания населения.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность социальной политики;
рассмотреть сущность деятельности учреждений социальной защиты и обслуживания населения;
раскрыть затраты на социальную защиту и социальное обеспечение в Российской Федерации;
представить планирование расходов бюджета на социальную защиту и социальное обеспечение в Российской Федерации.
При анализе исследования использовались общенаучные методы теоретического и эмпирического познания, методы сравнительного и системно-функционального анализа, синтеза, глобального моделирования.
Структура работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы социальной защиты и социального обеспечения
1.1. Сущность социальной политики
На сегодняшний день в процессе глобализации важное место занимает человек, его права и благополучие. В этой связи разработка и реализация социальной политики является одним из главных направлений финансирования из бюджетов разных уровней. Понятие социальной политики трактуется как сфера деятельности государства, которая направлена на решение проблем, связанных с жизнью людей и общества в целом. На реализацию мероприятий по направлению «социальная политика» финансовые ресурсы поступают из разных источников, а именно:
1. Федерального бюджета;
2. Бюджетов субъекта РФ;
3. Бюджетов муниципальных образований;
4. Государственные внебюджетные фонды и другие.
Чаще всего реализация социальной политики представляет собой мероприятия в рамках проведения целевых программ. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются программы, затрагивающие развитие социальной инфраструктуры, экологии, безопасности жизнедеятельности, науки и другие .
В качестве примера можно привести следующие программы: «Детиинвалиды», «Молодежь России», «Дети Чернобыля», «Старшее поколение» и другие. Главный документ, регулирующий социальное направление развития государства Конституция Российской Федерации. В данном документе Россия провозглашается социальным государством, а это означает , что права и свободы человека являются высшей ценностью. Создание комфортных условий для жизнедеятельности человека основная конституционная обязанность государства. Поскольку финансирование мероприятий по реализации социальной политики в России осуществляется из бюджетов разных уровней, рассмотрим объёмы финансовых ресурсов из федерального бюджета поданному направлению.
Другим источником финансирования мероприятий по реализации социальной политики выступают бюджеты субъектов Российской Федерации.
С целью снижения социального неравенства в стране органами государственной власти реализуются мероприятия по развитию социальной политики. Напомним, что социальная политика России затрагивает интересы граждан нескольких категорий: молодежь, пенсионеры и оставшееся население. Финансирование на реализацию мероприятий поступает в рамках целевых государственных программ, разработанных на долгосрочную перспективу. Так как целевые программы основной источник финансирования социальной политики в России, то эффективнее всего проводить модернизацию данного направления расходов федерального бюджета.
Для того, чтобы планировать расходную часть бюджета, необходимо составить прогноз доходов федерального бюджета. Основная часть доходов бюджета налоговые поступления. Наибольший удельный вес среди доходов федерального бюджета занимают следующие налоги: налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц. С целью изменения структуры налогов и снижения уровня социального расслоения общества необходимо ввести пропорциональный расчет НДФЛ .
Благодаря данному изменению население с низким уровнем заработной платы сможет оставлять себе часть дохода больше, чем сегодня. Так благодаря изменению системы расчета появится возможность сгладить социальное неравенство в стране. С целью повышения уровня развития социальной политики в России при неизменном уровне финансирования из Федерального бюджета возможно комбинировать мероприятия по нескольким целевым программам.
Благодаря развитию нескольких направлений одновременно появится возможность снизить расходы федерального бюджета и повысить уровень социального развития. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что реализация социальной политики, является одним из основных приоритетных направлений социально-экономической политики государства. При этом источниками финансирования расходов на реализацию социальной политики являются средства бюджетов, государственные программы, гранты и т.д.
Трансформация социальной политики в современных условиях состоит в формировании новой парадигмы развития и направлена на стратегическую реструктуризацию ответственности между государством, работодателями и работниками корпорациями и населением с переносом акцентов финансирования с государственного бюджета на субъекты хозяйствования. При этом за государством остается обязанность формирования новой инновационной социальной политики, адекватной современным условиям.
1.2. Сущность деятельности учреждений социальной защиты и обслуживания населения
Под системой социальной защиты принято понимать такую систему мероприятий, которые осуществляются государственными и общественными организациями с целью обеспечения гарантированно минимальных достаточно благоприятных условий жизни и поддержанию жизни и деятельности существования конкретного человека.
Социальную защиту как термин можно трактовать в более узком смысле, как обеспечение конкретного уровня доходов населения, неспособных в силу некоторых причин самостоятельно обеспечить себе существование. К таким слоям населения принято относить больных и инвалидов, стариков, многодетных семей и матерей одиночек, а также безработных и детей сирот. Основные принципы социальной защиты предполагают адресность, комплексность, гуманность и обеспечения прав и свобод личности.
К учреждениям социальной защиты относят пансионаты, психоневрологические интернаты, дома престарелых, социально-оздоровительные и социально-реабилитационные центры, центры социального обслуживания населения, консультативные центры и др.
Законодательством не определено понятие «учреждение социальной защиты», однако оно используется в нормативно-правовых актах (НПА) и правоприменительной практике. Чаще всего этим термином обозначают организации, которые оказывают гражданам социальные услуги (далее - организации соцобслуживания) (п. 1 ст. 155.1 СК РФ; п. 1 ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ; ст. ст. 8, 12, 19 Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ; п. 18 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 654; п. 31 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012 н; Приложение к Приказу Минсоцзащиты России от 23.03.1995 № 60; Приказ Федерального медико-биологического агентства России от 03.09.2008 № 305; ГОСТ Р 52495 - 2005, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 511-514.
2. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защита», «социальная незащищенность» / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. - № 2. - С. 26-30.
3. Болдова Я. Е. Взаимосвязь социальной защиты населения и социальной работы / Я. Е. Бондаренко // Формы и методы социальной работы. Улан-Удэ. - 2019. - С. 63-65.
4. Дахин А. В. Основы социального государства: учеб. пособие / А. В. Дахин, С. А. Воробьев. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. - 102 С.
5. Добромыслов К. В. Закон о социальном обеспечении / К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская. – М.: Книжный Мир, 2019. - 416 с.
6. Зябликов Д. В. Социальная политика Российской Федерации и ее роль в повышении уровня жизни населения / Д. В. Зябликов // социально-экономический и Гуманитарный вестник Красноярского государственного университета. – 2020. - № 1. - С. 141-150.
7. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. – М.: Проспект, 2019. – 207 c.
8. Клименко В.А. Рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2020. – № 4. – С. 132-139.
9. Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2019. – № 5. – С. 445-464.
10. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2019. – 476 c.
11. Морозов В.Е. Рыночная экономика и ее социальная направленность / В.Е. Морозов // Политическая наука. – 2019. – № 4. – С. 51-68.
12. Самыгин С.И. Социальная политика: учебник / С.И. Самыгин, А.В. Рачипа, И.А. Янкина. – М.: Дашков и К, 2019. – 224 с.
13. Свистун Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России / Р.А. Свисун // Научные исследования.- 2020. – Т. 1. № 6 (17). – С. 85-90.
14. Ситникова Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / Ю.А. Ситникова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2020. – № 9-1. – С. 90-92.
15. Чернятьева З.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / З.А. Чернятьева, Н.Е. Коваленко, К.Е. Коваленко // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2019. – № 14. – С. 325-327.
16. Юдинцева О.А. Государственная социальная помощь / О.А. Юдинцева // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков и др. – 2018. – С. 260-263.
17. Официальный сайт Министерства финансов России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - www.minfin.ru.