Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания. Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Скорость, сила, выносливость гибкость представляют из себя базу формирования двигательных навыков, а хорошие координационные способности необходимы для развития и совершенствования двигательных навыков у любого спортсмена, а особенно у девочек, занимающихся таким видом спорта, как художественная гимнастика. В художественной гимнастике координацию характеризуют возможностью управлять движениями с заданными точностными параметрами. Современное состояние художественной гимнастики в мире отличается усложнением каждый год соревновательных композиций за счет трюковых элементов, танцевальных дорожек, которые предполагают высокий уровень развития психомоторики, а, следовательно, координированности.
Художественная гимнастика это ациклический, сложно- координационный вид спорта заключающийся в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами (лента, булавы, мяч, скакалка, обруч и без предмета) под музыку. Актуальность проблемы очень значима, она состоит в разработке комплекса упражнений с предметами для более высокого уровня результатов на соревнованиях, которые доказывают необходимость координационной подготовки начиная с возраста 6-7 лет, когда формируются основы двигательных действий на фоне появления способностей дифференциации и управлением движениями.
Координация является одним из ведущих качеств в художественной гимнастике. Особенности её развития очень важны в процессе подготовки юных гимнасток, так как специфика данного вида спорта требует не стандартных методов подготовки, которые в большинстве случаев определяются исходя из личного профессионального опыта тренера.
Поэтому развитие координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте у гимнасток является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Объект - учебно - тренировочный процесс группы художественной гимнастики на этапе начальной подготовки.
Предмет -развитие координационных способностей в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки
Сформулирована гипотеза: Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение. Посредством использования дополнительных упражнений в сочетании со средствами и методами учебно-тренировочных занятий, окажет положительное воздействие на развитие координационных способностей спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой на начальном этапе тренировки.
Цель данной работы – раскрыть особенности развития координационных способностей в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Для достижения результата исследования поставлены следующие задачи:
1.Провести обзор научной литературы по теме развитие координационных способностей в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
2. Раскрыть задачи, организацию и методику исследования.
3. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературы таких ученых, как М.П. Бандакова, И.А. Винер, Ю.А. Кортковой, А.И. Галеевой и других ученых, занимающихся исследованием развития физических качеств, в частности координационных способностей у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой.
Вместе с тем, анализ этих работ дает основание сделать вывод о том, что многие вопросы далеки от единообразной трактовки (понятие, формы, средства и методы осуществления).
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, выводов, списка использованной литературы, приложения.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме развитие координационных способностей в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки
1.1. Общие представления о координационных способностях
Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что разные виды проявлений координации человека в физическом воспитании, трудовой деятельности, в спорте, в быту имеют свои специфичные особенности. В этой связи вместо существующего основного понятия «ловкость», имеющего несколько значений, ввели в практику и теорию понятие «координационные способности» (далее -КС), начали говорить о таких способностях, а также о необходимости дифференцированного подхода к их дальнейшему развитию [10, с.13].
Рассмотрим подробнее понятие «координационные способности», основные показатели их оценки, показатели и виды этих способностей. В системе управления движениями одним из главных терминов, на основании которого составляются другие, является понятие «координация движений» - это «организация управляемости двигательного аппарата». Организация, управление и программирование любым движением происходят на различных этажах центральной нервной системы по принципу динамической субординации. Это значит, что ведущие уровни построения двигательных действий всегда регулируют программирующие и смысловые стороны движений, а низшие («фоновые») уровни, которые находятся под контролем высших (ведущих), обслуживают моторные стороны движений. Сенсорные коррекции как высших, так и низших уровней (при чем низшие могут проходить бессознательно) обеспечивают движению устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех элементов участвующей кинематической цепи, экономичность мышечных усилий, стабильность, точность в пространстве и так далее.
При определении понятия «координационные способности» особое значение приобретает такой вопрос: по каким критериям проводится оценка данных способностей? Критерии в данном случае - это измерители оценки уровня координационных возможностей и составных элементов. Основными критериями оценки координационных способностей он называет следующие 4 признака: быстроту, правильность, рациональность и находчивость, имеющие свои количественные и качественные характеристики [13, с.54].
Рассмотрим подробнее признаки, которые отражают координационные способности. Правильность выполнения движений имеет 2 основные стороны: качественную, представленную Н.А. Бернштейном адекватностью, которая состоит в приведении движения к планируемой цели, и количественную, которая заключается в точности движений. А каждом случае говориться о целевой точности, связанной непосредственно с эффективным решением двигательной задачи. Такая точность может иметь «финальный характер», относясь к конечному результату выполняемого движения. Здесь она выступает синонимом меткости. Выявлен положительный перенос целевой точности, который проявляется в разных баллистических движениях, имеющих установку на меткость. В следующей группе случаев целевая точность «имеет процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, дозированию, протяжению мышечных усилий, то есть процессу движений [10, с.13].
Также необходимо разделять точность воспроизведения, оценки, дифференцирования и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движений; точность реакции на объект движения; целевую меткость или точность. Хотя в научной литературе представлена информация о том, что между этими показателями точности существуют иногда положительные связи, но гораздо больше оснований полагать, что перечисленные показатели служат относительно самостоятельными проявлениями точности, которые с различных сторон характеризуют координационные способности человека[15, с.22].
Скорость как критерий оценки координационных способностей выступает в форме темпов выполнения сложных в координационном аспекте двигательных действий при дефиците времени, темпов овладения новыми движениями, скорости достижения заданного уровня меткости или их экономичности, скорости реагирования в сложных условиях и так далее. При этом уже давно установлено, что человек, обучающийся быстрее других одним движениям (к примеру, гимнастическим), в других случаях (к примеру, при освоении спортивно-игровых движений) может оказаться в числе последних. В преимущественном большинстве случаев эти признаки координационной способности выражаются не изолированно друг от друга, а в непосредственной взаимосвязи. В этой связи при определении координационных способностей, помимо единичных, широко применяются и комплексные критерии, при помощи которых о степени развития КС говорят одновременно по 2-м и более признакам. К таким комплексным критериям относятся показатели, эффективности выполнения целенаправленных движений или общей совокупности движений, в которых имеется требование к координационным способностям человека. Например, координационные способности оцениваются по результату челночного бега 3 по 10 или 3 по 15 м; по времени ведения мяча (ногами, руками) в беге со сменой направления движения; по результативности выполнения защитных и атакующих движений в спортивных и единоборствах играх; по показателям скорости изменения дви¬гательных действий в условиях быстрого изменения обстановки. Тем не менее, необходимо учитывать, что многие из рассмотренных выше критериев оценки координационных способностей, согласно научным данным, имеют сложное строение и особые разновидности. В том числе, говоря о точность движений, нужно сразу оговориться, о какой именно точности идет речь, так как точность может иметь как процессуальный, так и финальный характер. Если точность имеет финальный характер, то она тождественна меткости. Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки, отмеривания, воспроизведения и дифференцирования разных параметров движений (пространственных, временных, силовых, пространственно-временных), точностью реакции на объект движения, целевую точность. Доказано, что между некоторыми отдельными показателями точ¬ности не имеется никакого соответствия. Можно дифференцировать амплитуду дви¬жений, но плохо воспроизводить, заданный параметр. Тоже самое касается и других признаков координационных способностей
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бандаков М.П. Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6-7 лет в художественной гимнастике / М.П.Бандаков //Вестник Вятского государственного университета.– 2016.– №2.– С.120-122.
2. Бандаков, М.П. Классификация координационных способностей в художественной гимнастике, обусловленная особенностями их взаимосвязи с развитием психических процессов у девочек 6–7 лет / М.П. Бандаков., М.Г. Микрюкова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.– С.9-11
3. Белокопытова, Ж.А. Эффективность разработанной программы по развитию координационных способностей девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Ж.А. Белокопытова, В.А. Лаврентьева, Л.К. Кожевникова // Физическое воспитание студентов . – 2016 .- №3. - С.12-16.
4. Ботяев В.Л. Актуализация форм контроля и оценки координационных способностей в младшем школьном возрасте / В. Л. Ботяев, К. А. Котова, С. В. Ботяев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3. - № 4. – с. 81-84.
5. Ботяев В.Л. Координационные способности в системе отбора и прогнозирование успешной специализации в сложно-координационных видах спорта:метод.пособие / В.Л.Ботяев; бюджет. Учреждение высш.образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. Пед. Ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 103 с.
6. Винер И.А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне/ И.А. Винер., Р. Н. Терехина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, - 2015. - № 4 (62). - С. 15-18.
7. Галеева А.И. Особенности развития координационных способностей в художественной гимнастике /А.И.Галеева// Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. В 3-х томах.– 2018.– Ч.2.–С.55–57
8. Корткова Ю.А. Координационные способности как основа формирования и развития артистичности в художественной гимнастике / Ю.А.Короткова// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017.–№3.– С.86-90.
9. Писаренков Е.П. Дифференцированная методика развития специфических координационных способностей у школьников 7-15 лет / Е.П Писаренкова// Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 141-148.
10. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология. - М.: Новое знание, 2020. – 416 с.
11. Румба О.Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике /О.Г.Румба // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.– 2018. – №.4.–С. 230-233
12. Структура развития физических качеств у девочек 8 – 9 лет, занимающихся художественной гимнастикой и их сверстниц, занимающихся физической культурой в рамках школьной программы / Н.А. Зинчук, А.В. Доронцев, И.Е. Янкевич, К.А. Доронцева, А.А. Найн // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т.13. - № 3. – с. 106-112.
13. Тихомиров А.К. Развитие координационных способностей / А.К. Тихомиров // Теория и практика физической культуры.– 2016. – С. 29–31
14. Тычинин Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
15. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2020 – 211 с.
16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Изд-во Академия, 2016. - 480с.
17. Цепелевич И.В. Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике: дис. . канд. пед. наук / И. В. Цепелевич. - СПб.: [б. и.], 2017. - 164 с.