Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Туризм в России является одной из отраслей экономики, приносящих высокий доход. Развитие сферы туризма не только влияет на формирование валового внутреннего продукта страны, но и стимулирует развитие других экономических отраслей. Активно развивающиеся в мире процессы глобализации, интеграции и международной специализации разных стран влияют на формирование туриндустрии, в которой задействованы различные кластеры экономики.
Такая важная роль туризма обосновывает необходимость её государственного регулирования и межгосударственного взаимодействия.
Свободное рыночное развитие туризма и связанных с ним отраслей социально-культурного, гостиничного, транспортного сервиса предъявляет высокие требования к правовому регулированию межотраслевых связей, прямо влияющих на уровень организации туристской деятельности и безопасность туристов. Контроль качества деятельности туристских предприятий, межотраслевая координация, система сертификации услуг, статистика, привлечение инвестиций и др. требуют эффективного нормативно-правового фундамента, обеспечивающего развитие законодательства в условиях динамично развивающегося туристского кластера государственной экономики и межгосударственной интеграции.
Турагентская деятельность, являющаяся одним из основных компонентов индустрии туризма (наряду с туроператорской деятельностью), нуждается в правовом обеспечении в той же мере, что и любой другой компонент. Это подчеркивают в своих исследованиях А.Р. Акинжанова, О.И. Бабанова, Е.В. Дубовцева, В.В. Лысенко и др.
Целью нашей работы является изучение нормативно-правовой базы турагентской деятельности в Российской Федерации.
Задачи:
- ознакомление с системой правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации;
- обзор исторических предпосылок создания нормативно-правовой базы в сфере туризма;
- анализ гражданско-правового статуса турагента;
- ознакомление с нормативно-правовой базой турагентской деятельности на примере Челябинской области.
Объект исследования – нормативно-правовая база туризма в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативно-правовая база турагентской деятельности в Российской Федерации.
Для достижения цели мы применили методы исследования: исторический анализ, теоретический анализ учебной литературы и периодической печати по теме исследования (обобщение, сравнение, синтез, абстрагирование), анализ нормативно-правовых документов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка использованных источников.
Глава 1. Туристская деятельность как объект правового регулирования
1.1. Система правового регулирования туристкой деятельности
в Российской Федерации
Рост масштабов туризма среди российского населения, развитие многообразия форм туристской деятельности и востребованность рекреационных возможностей в потребностной сфере личности ведет к расширению необходимости регулирования туристской сферы со стороны государства. Из двух форм туризма – самодеятельного и организованного, объектом правового регулирования чаще является второй и осуществляется на пяти уровнях: международном, государственном, региональном, муниципальном или местном и локальном, т.е. уровне предприятия (рисунок 1) [магеррамова].
Рисунок 1. Система госрегулирования туристской деятельности в РФ
Государственная политика в сфере туризма, несущая общие черты государственной политики, учитывает специфику деятельности, выражаемую в природных условиях, воздействующих на интенсивность и распространенность туризма, транспортную доступность туристских объектов, правовые, экономические и социальные требования развития отрасли [35].
В системе государственной политики (субстанциональный, человеческий, институциональный, процессуальный компоненты) власть входит в состав субстанционального компонента, а одним из средств власти является право. Власть обладает правовой функцией, в которую входит, в том числе, установка правовых норм, регулирующих общественные отношения [37].
Предмет правового регулирования в сфере туризма – общественные отношения, складывающиеся в подготовке, организации и совершении туристами путешествий, в процессе оказания туристам услуг и публичной организации туристской индустрии, осуществлении мер государственной поддержки туризма и обеспечении его безопасности.
Общественные отношения в сфере туризма проявляются в следующих признаках:
- высокой общесоциальной значимости, объясняемой направленностью на человека и выражаемой в обеспечении нематериальных благ (здоровье, рекреация, свобода передвижения и пр.);
- конституционной обусловленности, формулируемой в общечеловеческих ценностях, правах и свободах;
- наличии рыночной среды и экономической деятельности оказывающих туристские услуги субъектов;
- устойчивости, повторяемости, полифункциональности и неоднородности;
- развитии сферы туризма в РФ с учетом международных стандартов;
- наличии объективной общественной потребности в обеспечении порядка и законности в развитии данных отношений [36].
Учитывая, что правовое регулирование туристской деятельности представляет собой «совокупность нормативно-правовых актов, которые регламентируют правовое положение лиц, реализующих свою деятельность на туристском рынке, а также порядок осуществления данной деятельности и принципы её публичной организации» [38], мы выделяем как источники государственного нормативно-правового регулирования российской туристской отрасли – нормативно-правовые акты государственного, юридического или гражданско-правового характера международного, федерального, регионального, муниципального или локального уровней. К ним относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, акты Правительства РФ, акты субъектов РФ, акты органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Важное значение в ряду регулирующих туристскую отрасль документов занимают целевые программы, целью которых является определение стратегий развития, разработка планов финансирования и прогнозирование результатов.
В Гражданском кодексе РФ отображены виды и способы создания юридических лиц, а также регулирование договоров возмездного оказания услуг, связанных с туризмом, перевозками и страхованием [2].
ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» содержит определения понятий «туристская деятельность», «турист», «туроператорская деятельность», «турагентская деятельность» и др. В законе прописаны принципы и способы государственного регулирования; права и обязанности туриста; особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта; объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов; туристские ресурсы Российской Федерации; безопасность туризма; финансовое обеспечение ответственности туроператора; международное сотрудничество; государственный надзор в сфере туристской деятельности [3].
ФЗ «О защите прав потребителей» применяется ко всем потребителям туристских услуг и регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [6].
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для всех организаций, работающих в туристской отрасли, состоящий из 20 позиций, опубликован на официальном сайте Федерального агентства «Ростуризм» (приложение 1) [51]. В него входят постановления Правительства РФ и приказы Ростуризма.
Региональное законодательство и нормативно-правовые акты в области туризма представлены в каждом регионе. Их количество и содержание зависит от уровня развитости туристской отрасли, доли туристического кластера в экономике региона.
Муниципальный уровень отражается в регулировании туристской деятельности с помощью муниципальных программ, решений и постановлений законодательных и исполнительных органов муниципальной власти.
Локальные нормативные акты, представленные в виде коллективных договоров, положений, приказов руководителей, регламентов и пр., издаются в каждой туристской организации. Эти документы не должны противоречить федеральным и региональным документам.
Таким образом, современная нормативно-правовая база туризма в РФ нацелена на ратификацию международных документов в целях международного сотрудничества, и содержит документы федерального, регионального, муниципального и местного уровней.
1.2. Исторические предпосылки создания нормативно-правовой базы в сфере туризма
Российская Федерация – преемник СССР, считала туристскую отрасль одной из перспективных и экономически выгодных. В конце 90-х гг. ХХ в. российский туризм делал свои первые шаги, которые не всегда были успешными. Туристическая отрасль перестала быть исключительно государственной прерогативой и лишилась государственных дотаций. Не смотря на то, что сложность политической и экономической обстановки в стране не располагали к путешествиям, государство уделяло внимание формированию нормативно-правовой базы туризма.
Принимая во внимание конституционное положение о приоритете международного права, национальное законодательство в области туризма постаралось, насколько это возможно, реализовать положения ряда международных конвенций и договоров. Например, особую актуальность с данной точки зрения приобретает Манильская Декларация о мировом туризме (1980), широко известная Гаагская Декларация о туризме (1989), Киотское соглашение об охране окружающей среды (2005) и другие документы.
Конституция РФ предоставляла гражданам свободу передвижения и внутри страны, и за её пределы [1].
Первым узконаправленным (т.е. посвящённым исключительно туризму) государственным законом, регулирующим туристическую деятельность, стал Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон без внесения правок действовал до 2003 г. Затем не единожды подвергался правкам и дальнейшим редакциям (10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 28.06.2009 № 123-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 03.05.2012 № 47-ФЗ, от 29.06.2015 № 155-ФЗ, от 02.03.2016 № 49-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-ФЗ, от 05.02.2018 № 16-ФЗ, от 18.04.2018 № 71-ФЗ, от 04.06.2018 № 149-ФЗ, от 03.07.2019 № 170-ФЗ, от 16.10.2019 № 336-ФЗ, от 02.12.2019 № 419-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ) [3].
До принятия Федерального закона № 132-Ф3 заметным событием было Постановление Совета Министров и Правительства РФ от 25.12.1993 № 1343 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации», которое регулировало порядок и условия лицензирования международной туристской деятельности – деятельности по обслуживанию иностранных граждан на территории Российской
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 15.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ в редакции от 11.08.2020 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 05.03.2021).
4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ в ред. от 31.07.2020 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 в ред. от 31.07.2020 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
7. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.1994 № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочивании использования государственной собственности в сфере туризма» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
8. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1995 № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
10. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996-2005 г.), утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 177 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
11. Концепция развития туризма в России на период до 2005 года, одобр. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №954-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
12. Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
13. ГОСТ Р 54600-2011 «Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2011 г. N 734-ст) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 07.03.2021).
14. ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 года N 579-ст)
15. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст в ред. от 23.09.2020 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
16. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
17. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 872-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
18. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 N 2567-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
20. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г., утв. Приказом федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. № 51 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
21. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996-2005 г.),
22. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996-2005 г.), утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 года N 177 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
23. Постановление Совета Министров и Правительства РФ от 25.12.1993 № 1343 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
24. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и президиума ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» от 30 мая 1969 г. № 411 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения 06.03.2021).
25. Закон Челябинской области «О туризме», утв. Постановлением законодательного собрания Челябинской области от 27.03.2000 № 837 [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021).
26. Закон Челябинской области от 27 марта 2008 года N 252-ЗО «О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области» [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021).
27. Закон Челябинской области «О содействии развитию туризма в Челябинской области» от 28 февраля 2017 года N 509-ЗО [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021)
28. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25.03.1999 № 501 «О целевой Программе развития центра горнолыжного спорта, туризма и отдыха на Южном Урале, в горнозаводской зоне и в городе Трехгорном на 1999-2005 годы» [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021).
29. Областная целевая комплексная программа «Развитие туризма в Челябинской области на период с 2001 по 2005 годы», утв. постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 26 октября 2000 г. N 984 [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021).
30. Государственная программа Челябинской области «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2014-2016 годы», утв. постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013г. №342-П [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021).
31. Государственная программа Челябинской области «Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015-2020 годы», утв. постановлением Правительства Челябинской области от 27.11.2014 г. N 638-П [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021).
32. Государственная программа Челябинской области «Развитие культуры и туризма в Челябинской области» с изменениями на 12 ноября 2020 года : постановление Правительства Челябинской области от 27 ноября 2014 года N 638-П [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/428652347/ (дата обращения 07.03.2021).
33. Положение о межведомственном координационном совете по развитию туризма при губернаторе Челябинской области, утв. постановлением Губернатора Челябинской области от 21.10.2010 года N 318 [Электронный ресурс] // ИПО «Гарант». URL: https://base.garant.ru/8746996// (дата обращения 06.03.2021).
34. Муниципальная целевая программа «Развитие туризма в Саткинском муниципальном районе (2019-2025 гг.)» [Электронный ресурс] // URL: http://satadmin.ru (дата обращения 06.03.2021).
Литература:
35. Золотовский В.А., Золотовская Н.Я. Правовое регулирование в сфере туризма : учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 247 с.
36. Малыгина М.В. Технология организации турагентской и туроператорской деятельности : учеб. пособие. – Омск : Полиграфический центр КАН, 2017. – 136 с.
37. Общая теория государства и права : учебн. / под редакцией С. Ю. Наумова [и др.]. – Саратов : Саратовский социально-экономический ин-т, 2018. – 391 с.
38. Правовое обеспечение туризма : учебн / под общ. ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 392 с.
Периодическая печать:
39. Акинжанова А.Р. Гражданско-правовая ответственность туроператора и турагента // Аллея науки. – 2020. – № 5 (44). – С. 494-497.
40. Бабанова О.И. Гражданско-правовой статус туроператоров и турагентов // Власть Закона. – 2019. – № 2 (38). – С. 137-147.
41. Быков А. А. Становление туристского законодательства в новейшей России // Молодой ученый. – 2019. – № 42 (280). – С. 58-60.
42. Горникова Е.В. Степень ответственности туроператора перед туристом в рамках заключенного договора оказания туристских услуг между турагентом и конечным потребителем // Аллея науки. – 2019. – №2(29). – С. 28-34.
43. Голубева О.А. Из истории развития туризма на Южном Урале в 60-80-х годах XX в. // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2018. – № 22. – С. 272-277.
44. Дубовцева Е.В., Лысенко В.В. Турагент как субъект туристской индустрии // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы экономики, достижения и инновации : материалы межд. конф. – Белгород : Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2018. – С. 145-149.
45. Лутошкина А.К. Индустрия туризма РФ в рамках нормативно-правовой базы // Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности : сборник статей Междунар. конф. Уфа: 2020. – С. 57-59.
46. Магеррамова Ф.Э.-К., Балашов А.И. Система государственного регулирования туристкой деятельности в Российской Федерации // International Journal Of Professional Science. – 2019. – № 5. – С. 56-64.
47. Молчанова В.В. Исторические предпосылки создания нормативно-правовой базы в сфере туризма // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XVI межд. науч. конф. – Астрахань : Астраханский гос. ун-т, 2020. – С. 52-54.
48. Рязанцева А.С. Совершенствование нормативно-правового регулирования защиты прав туристов // Мировая экономика XXI века : сборник научн. трудов. – М.: Конверт, 2020. – С. 138-140.
49. Чернякова С.А. Отдельные аспекты правового регулирования туризма в России // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – № 3 (85). – С. 87-100.
50. Фомина В. Ю. Источники правового регулирования туристской деятельности // Молодой ученый. – 2020. – № 47 (337). – С. 409-410.
Электронные ресурсы:
51. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. URL: https://tourism.gov.ru (дата обращения 06.03.2021).
52.Челябинская ассоциация туристических организаций: официальный сайт. URL: http://chato.ru / (дата обращения 06.03.2021).