Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сахарный диабет во всем мире представляет собой важнейшую медико-социальную проблему. Это связано с широким распространением заболевания, тяжелыми поздними осложнениями, дороговизной лекарственных препаратов, в которых больные нуждаются в течение всей жизни. Широкое распространение заболевания, большая частота сосудистых осложнений и высокий уровень смертности способствовали принятию в 2006 г. резолюции ООН о борьбе с сахарным диабетом.
Число больных сахарным диабетом в мире в настоящее время превышает 246 млн. человек. Заболевание распространено во всех странах; в мире будет насчитываться по прогнозам ВОЗ, к 2030 г. более 380 млн. больных диабетом. Распространенность сахарного диабета в промышленно развитых странах Америки и Европы составляет 5-6% и, особенно в возрастных группах старше 40 лет, имеет тенденцию к дальнейшему повышению [16].
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОДИАБЕТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ
1.1. Противодиабетические препараты
Сахарный диабет является эндокринным заболеванием, характеризующимся синдромом хронической гипергликемии, которая развивается в следствие недостаточной продукции или действия инсулина, что приводит к нарушению всех видов обмена веществ, прежде всего углеводного, поражению нервной системы (нейропатии), сосудов (ангиопатии), а также других органов и систем.
Согласно определению ВОЗ (1985) сахарный диабет рассматривается как со¬стояние хронической гипергликемии, которое воздействием на организм генетических и экзогенных факторов.
Среди населения раз¬личных стран распространенность сахарного диабета составляет 2 - 4%. В мире насчитывается в настоящее время около 120 млн больных сахарным диабетом.
Выделяют два основных типа сахарного диабета: инсулинзависимый сахарный диабет или сахарный диабет I типа и инсулиннезависимый сахарный диабет или сахарный диабет II типа.
Диабет I типа характеризуется резко выраженной недостаточностью секреции инсулина В(β)-клетками островков Лангерганса (абсолютной инсулиновой недостаточностью). Больные этим типом диабета нуждаются в постоянном пожизненном применении инсулина, т.е. являются инсулинзависимыми.
Нельзя вводить внутривенно суспензии инсулина. Температура вводимого инсулина должна соответствовать комнатной, т.к. всасывается медленнее холодный инсулин. Для постоянной инсулинотерапии наиболее оптимальным способом в клинической практике является подкожное введение.
Инсулин выпускают в концентрациях 40МЕ/мл и 100ME/мл. В настоящее время в России наиболее распространенной является концентрация 100 ME/мл, инсулин распространяется во флаконах объёмом 10 мл или в картриджах для шприц-ручек объёмом 3 мл.
В России получаемые из крупного рогатого скота инсулины выведены из употребления, это обусловлено при их применении большим количеством побочных эффектов. При их введении достаточно часто возникают липодистрофии, аллергические реакции, развивается инсулинорезистентность
Чаще всего применяются в настоящее время следующие виды инсулина:
- Инсулины короткого действия (так называемый простой инсулин).
Их применяют либо для комбинированной терапии вместе с инсулинами средней продолжительности действия и длительного действия, либо в экстремальных ситуациях для коррекции диабета (операция, травма, кетоацидоз, сильная лихорадка). В зависимости от схемы могут вводиться от 1-2 (при комбинированной терапии) до 4-6 раз в сутки.
Начало действия - через 15-30 минут, пик - через 1,5-3 часа, окончание - через 4-6 часов.
Примеры: Хумулин Р, Актрапид, Хоморап, Инсуман Рапид.
- Средней продолжительности действия.
Применяются как базовые инсулины. Вводятся 1-2 раза в сутки.
Начало действия - через 1,5 часа, пик - через 4-12 часов, окончание действия - через 12-18 часов.
Примеры: Хомофан, Хумулин Н, Инсуман Базал.
- Длительного действия.
Применяются как базовые инсулины. Вводятся 1 раз, редко 2 раза в сутки.
Начало действия - через 2 часа, пик - через 6-12 часов, окончание действия - через 18-24 часов.
Примеры: Протофан, Монотард, Инсулин Лент, Хумулин Л
К редким разновидностям инсулина относятся:
- Инсулин сверхкороткого действия.
Пример: Хумалог.
Начало действия - через 1-2 минуты, пик - через 1 час, окончание действия - через 2 часа. Используется для базис-болюсной терапии и вводится непосредственно перед едой.
- Инсулины сверхдлинного действия.
Примеры: Ультратард, Ультраленте, Хумулин У.
Начало действия - через 3-4 часа, пик - через 8-24 часов, окончание действия - 28-36 часов.
Вводятся 1 раз в сутки. Применяются редко, так как достичь хорошей компенсации с применением этих препаратов трудно.
Маркировка МС на инсулине означает, что это высокоочищенный инсулин животного происхождения, маркировка НМ обозначает человеческие инсулины.
Все больные сахарным диабетом бесплатно получают противодиабетические средства.
1.2. Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств
В фармации маркетинговые исследования относятся к отдельной практической области, свидетельством чему является существование особых профессиональных ассоциаций и их развитая специализированная инфраструктура.
Фармацевтический рынок как объект исследований имеет ярко выраженную специфику, что определяет специализацию субъектов исследований, а именно: особый вид формирующих рынок потребностей, которые тесно связаны с медицинской сферой – отдельной областью теоретических и практических знаний;
Рынок наполняется особым видом продукции – лекарственными средствами, знания о которых содержат такие научно-практические области как фармация и фармакология;
Имеется развитое государственное регулирование, которым охватываются различные аспекты обращения лекарственных средств фармацевтической сферы. Существуют также специализированные субъекты рынка и специализированные каналы реализации лекарственных средств. Формирование спроса на фармацевтическую продукцию имеет ряд особенностей, в частности, при формировании спроса на рецептурные лекарственные средства ключевая роль отводится врачу.
1.3. Методы анализа ассортимента лекарственных средств
Необходимо ясное представление для фармацевтической индустрии об особенностях рынка лекарственных средств - спросе и предложении, структуре и особенностях потребительских предпочтений и т.д.
Участнику фармацевтического рынка, чтобы корректировать свою деятельность, нужно иметь информацию о реальной ситуации с покупкой лекарственных средств в стране, конкретном регионе. Также имеет важное социально-экономическое значение ассортимент отечественной фармацевтики, цена вопроса здесь - жизнь больных людей. [15]
Ассортимент - набор видов и разновидностей товаров по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.д. [11].
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕПАРАТОВ ИНСУЛИНА
2.1 Обзор Российского рынка антидиабетических препаратов
После введения программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в 2005 году начал расти более быстрыми темпами рынок противодиабетических средств, а ассортимент увеличился за счет дорогостоящих инновационных препаратов. В настоящее время на фармацевтическом рынке велика концентрация игроков, и только препараты нового поколения имеют шанс на завоевание его значимой доли, обладающие преимуществами перед противодиабетическими средствами, уже обращающимися на рынке.
Увеличение отпуска этих препаратов по программе ДЛО является причиной основного прироста продаж группы противодиабетических препаратов. Состояние рынка противодиабетических средств по секторам представлено на рисунке 2.
Противодиабетические препараты делятся на инсулины и их аналоги и пероральные гипогликемические средства (в соответствии с классификацией ВОЗ). С момента введения программы ДЛО соотношение продаж препаратов этих групп сохраняется приблизительно на одном уровне (рис.3), что свидетельствует о том, что эти препараты являются одинаково востребованными
Объем продаж инсулинов относительно показателей аналогичного периода предыдущего года вырос на 83%, а ПГС - на 63%. В исследуемый период рост средней цены упаковки составил 32% для инсулинов и 26% для ПГС. Для групп инсулинов и ПГС прирост объемов продаж в упаковках составил 42% и 33% соответственно.
Так, произошло увеличение доли сегмента препаратов по цене выше 70 долл. за упаковку увеличилась с 46,5% до 59,7%. Этому способствовал, во-первых, рост продаж лекарственных средств по цене выше 70 долл. (Лантус - 79%; Левемир - 131%; Хумалог - 80%); во-вторых, рост средней цены упаковки инсулинов, что обеспечило переход некоторых препаратов (Новорапида и Новомикса, чья совокупная доля составляет около 20%в объеме продаж группы) из одной ценовой категории в другую.
Также отмечен рост продаж препаратов в группе ПГС по цене выше средней (Амарил, Глюренорм, Новонорм). На 29,2% произошло увеличение объема продаж Авандия по цене около 100 долл. за упаковку (его доля в объеме продаж ПГС составила 4,3%).
Отечественными производителями были представлены несколько наименований лекарственных препаратов по цене в 2-2,5 раза ниже, чем цена зарубежных брендов. Доля отечественных препаратов в группе инсулинов несколько возросла за счет роста продаж компаний «Герофарм», «Санови-Авентис», «Фармстандарт-Уфавита», а в группе ПГС доля отечественных лекарственных средств уменьшилась в следствие более интенсивного роста продаж зарубежных лекарственных препаратов.
2.2 Товароведческая характеристика лекарственного препарата Инсулин аспарт
Уже на протяжении многих лет открытие и клиническое применение инсулина представляет собой самое весомое достижение в лечении больных сахарным диабетом. Многие фармацевтические фирмы проводили за это время активные и непрерывные исследования, которые были направлены на совершенствование производства инсулина и его препаратов, а также методов их применения.
В настоящее время гормоны для изготовления в промышленном масштабе препаратов инсулина получают из поджелудочной железы млекопитающих (крупного рогатого скота и свиней). Кроме того, из кишечной палочки или дрожжей с соответственно препарированным генотипом инсулин получают биосинтетическим путем. Биотехнологическим путем получают вещества, имеющие аминокислотный состав как в человеческом инсулине. С биохимической точки зрения человеческому инсулину наиболее близким среди инсулинов, которые получают из поджелудочных желез животных, является свиной инсулин.
Международная система АТС в зависимости от продолжительности гипогликемического действия препаратов инсулина и источников их получения и классифицирует инсулины следующим образом:
клинической практике с целью упрощения схемы инсулинотерапии применяют двухфазные инсулины, которые включают в свой состав короткий и НПХ инсулин. Похожие препараты были созданы на основе короткодействующих аналогов инсулина. В России зарегистрирован Новомикс 30, который содержит 30% инсулина аспарт и 70% инсулина аспарт протамин кристаллического. Протаминовый компонент идентичен по фармакологическим свойствам НПХ инсулину. Соответственно, достоинствами подобных средств являются короткодействующие аналоги инсулина, в частности, возможность ввести препарат непосредственно перед приемом пищи, более эффективно снижает постпрандиальную гликемию).
Эти препараты целесообразно использовать в тех случаях, когда назначение по тем или иным причинам именно двухфазных инсулинов (например, если больному нельзя назначить более сложную схему) является приоритетным.
В России в настоящее время зарегистрированы инсулины двух типов: свиные монокомпонентные и человеческие. В зависимости от метода синтеза человеческие инсулины подразделяются на две группы: полусинтетические и генно-инженерные, которые являются в этой области последними разработками.
Анализ потребления отдельных форм инсулинов представлен в таблице 1.
Таким образом, по программе ОНЛС потребление препарата Новомикс увеличивается. Изучение ассортимента препаратов на основе Инсулина аспарт двухфазный является в настоящее время актуальным.
Инсулин аспарт двухфазный является комбинированным препаратом, поэтому структуру ассортимента 100% составляют комбинированные препараты.
Если рассмотреть ассортимент с позиций фирм-производителей, то только компанией «Novo Nordisk» предлагались лекарственные препараты Инсулина аспарт.
Значительно снизились в настоящее время продажи инсулинов во флаконах, наиболее современные упаковки - флекспены начинают занимать все большие объемы. Препараты инсулина аспарт двухфазного выпускают в картриджах (пенфилл) и форме суспензий в шприц-ручках (флекспен) (табл. 4).
Таким образом, из таблицы 5 видно, что на рынке существует четыре наименования препаратов на основе МНН Инсулин аспарт двухфазный, которые выпускаются предприятием Ново-Нордиск (Дания). Все эти препараты выпускаются в форме суспензий для подкожного введения.
Рассчитываем индекс обновления препаратов Инсулина аспарт двухфазного.
Индекс: У=n:N
У=2:4=0,5
Индекс обновления составляет 0,5, что является достаточно высоким показателем. Данный индекс наглядно демонстрирует увеличение ассортимента рассматриваемых препаратов на 50% за счет новых препаратов, которые в течение последних 5 лет были зарегистрированы.
Анализ категорий потребителей инсулина позволил выделить следующие группы:
Пациенты. Сегментирование рынка:
а) по нозологической форме - основными потребителями препаратов инсулина являются больные сахарным диабетом.
б) по географическому принципу - основные потребители - люди, проживающие в городах, отдаленных регионах, в деревнях, поселках и небольших городах.
в) по демографическому принципу
Возраст основных потребителей - люди любого возраста, в том числе дети
Пол - это и мужчины и женщины, в том числе, беременные и кормящие г) по доходу - основными потребителями являются люди с любым уровнем доходов.
д) потребительские - постоянные покупатели, поскольку имеется необходимость приема препаратов инсулина постоянно на протяжении всей жизни.
Врач. Сегментирование рынка
а) по нозологической форме - врач-эндокринолог, терапевт и т.п.
б) по географическому принципу - врачи поликлиник, амбулаторий, больниц.
в) по образованию - (к какой школе принадлежит врач) - в России образование врачи получают по единой программе, утвержденной Минздравом в соответствии с квалификационной характеристикой и сертификатом специалиста. Таким образом, врачи относятся к единой школе.
В настоящее время человеческий инсулин (Хумулин) производится из свиного инсулина полусинтетическим способом или с помощью специально выращенных бактерий или дрожжевых грибков биосинтетическим методом (генно-инженерным), который только в последние 20 лет стал доступен больным.
В России инсулины по длительности действия классифицируются с выделением трех групп с учетом двух основных типов инсулинов:
а) растворимый инсулин (короткое действие)
б) инсулин в суспензии (продленное действие).
1 группа – короткого действия: начало действия через 15-30 минут; пик через 1,5-3 часа; длительность 4-6 часов.
2 группа – средней продолжительности действия: начало – через 1,5 часа; пик через 4–12 часов; длительность 12–18 часов.
3 группа – длительного действия: начало – через 4-6 часов; пик через 10-18 часов; длительность 20-26 часов.
Различную длительность действия обусловливают физико-химические особенности препарата:
— аморфный (семиленте) – средняя;
— кристаллический (ультраленте) – длительная;
— комбинация – тип Ленте и Монотард.
1) Инсулины очень короткого и короткого действия
Инсулин лизпро (МНН) – Хумалог: характеризуется очень быстрым действием – через 10 минут; пик через 0,5-1,5 часа; продолжительность 3 часа; выпускаются в виде раствора для инъекций, флаконов, картриджей для шприц-ручки. Производится фирмой Eli Lilly (США, Франция).
Фирма Novo Nordisk (Дания) в 1998 году разработала и внедрила в практику клиницистов аналог инсулина ультракороткого действия НовоРапид (Аспарт), в котором при получении его была произведена замена аминокислот – пролин был замене на аспарагин.
Инсулины короткого действия
а) инсулины животного происхождения:
Актрапид МС (Дания, Индия, Россия);
Суинсулин-Инсулин БД (Россия);
б) инсулин человеческий:
Актрапид НМ (Индия);
Актрапид НМ Пенфилл (Дания);
Инсуман рапид (Франция/Германия).
2) Инсулины средней продолжительности действия
а) животного происхождения:
Инсулонг СПП (Хорватия) – цинк-суспензия;
Монотрад МС (Дания) – цинк-суспензия;
Протафан МС (Дания) – изофан-протамин;
б)человеческие:
Монотард НМ (Дания, Индия);
Инсуман Базал (Франция/Германия);
Протафан НМ Пенфилл (Дания, Индия).
3) Инсулины длительного действия
а) животного происхождения:
Биогулин Ленте У-40 (Бразилия);
б) человеческие:
Ультратард НМ (Дания, Индия).
4) НПХ-инсулины смешанного действия
Это комбинированные препараты, которые являются комбинацией инсулина короткого действия и инсулина, имеющего среднюю продолжительность действия. Их особенность представлена двухпиковым действием, в частности, образование первого пика происходит за счет инсулина короткого действия, второго – инсулина среднего действия. Выпуск этих препаратов осуществляется в баллончиках (пенфиллах), которые содержат готовые стабильные смеси для шприц-ручек, но доли смеси можно подобрать самостоятельно, максимально учитывая потребности больного. Цифры в названиях инсулинов означают концентрацию.
Хумулин МЗ (Франция)
Микстард 10-50 НМ Пенфилл (Дания)
Инсуман Комб (Франция/Германия)
Ведущие фирмы-производители современных препаратов инсулина: Novo Nordisk (Дания), Eli Lilly (США), Aventis (Hochst Marion Roussel) (Франция/Германия).
Важной задачей аптечной организации является анализ ассортимента препаратов инсулина. Тем более что больные сахарным диабетом - это группа хронически больных пациентов с определенной и понятной численностью, для которой можно просчитать и спрогнозировать потребление инсулинов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фармако-эпидемиологическим исследованиям принадлежит важная роль в получении о существующих в настоящее время терапевтических схемах лечения больных сахарным диабетом достоверной информации. Проведение аналитического фармако-эпидемиологического исследования обеспечивает возможность оценки рационального использования лекарственных средств, особенностей лечения заболевания в условиях реальной клинической практики и соответствия существующим национальным и международным клиническим рекомендациям.
В настоящее время в фармацевтической деятельности маркетинговые исследования играют важнейшую роль.
Для проведения маркетинговых исследований разработаны следующие методики в здравоохранении: VEN-анализ; АВС-анализ; сегментирование рынка; качественный и количественный анализ внутренней среды учреждений здравоохранения; позиционирование качественным и количественным методом фармацевтических товаров; качественный и количественный анализ внешней среды аптечных и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения; оценка конкурентоспособности фармацевтических товаров и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - М.: КУРС, НИЦ Инфра-М, 2013. - 392 c.
2. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. — Люберцы: Юрайт, 2012. — 383 c.
3. Васнецова О.А. Маркетинговое управление фармацевтической деятельностью./ О.А. Васнецова //Управление здравоохранением. - 2009. - №2. - С.8-21.
4. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 570 c.
5. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. — М.: Форум, 2013. — 336 c.
6. Глембоцкая Г.Т. Адаптация к кризисным условиям отечественной системы помощи больным с метаболическим синдромом. / Г.Т. Глембоцкая //Фармация. - 2009. - №8. - С. 35-38.
7. Глембоцкая Г.Т. Востребованность нового лекарственного препарата в форме вагинальных суппозиториев./Г.Т. Глембоцкая, И.В. Филатов, О.В. Козуб. //Фармация. - 2010. - №2. - С. 31-33.
8. Дремова Н.Б. Возможности компьютерных технологий в маркетинговых исследованиях фармацевтического рынка /Н.Б.Дремова, С.В.Соломка, Л.В. Кобзарь // Экономический вестник фармации. - 2000. - № 7. - С. 121-127.
9. Дремова Н.Б. Лекарственное решение проблемы эректильной дисфункции/ Н.Б.Дремова, А.И.Овод // Фармация. - 2004. - № 5. - С. 25-26.Дремова Н.Б. Компьютерные технологии маркетинговых исследований в медицинских и фармацевтических организациях. Учебно-методическое пособие. /Н.Б.Дремова, С.В.Соломка - Курск: КГМУ, 1999. - 147 с.
10. Дремова Н.Б. Маркетинговые исследования аптек./ Н.Б.Дремова //Фармацевтический вестник. - 2004. - №38. - С. 22-23.
11. Дремова Н.Б. Развитие методологии маркетинговых исследования в фармации. /Н.Б.Дремова //Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". - 2005. - № 1. - С. 62-76.
12. Дремова Н.Б. Ситуационный анализ российского рынка фитосредств/ Н.Б. Дремова, Т.Г. Афанасьева // Экономический вестник фармации. - 2002. - № 1. - С. 81-86.
13. Дремова Н.Б. Типология и классификация лекарственных средств/ Н.Б. Дремова, Э.А.Коржавых // Новая аптека. - 2004. - № 12. - С. 36-40.
14. Ильичева О. Аптека формирует портфель: Ассортиментная политика аптеки должна основываться на знаниях фармакоэкономики. /О.Ильичева.//Фармацевтический вестник. - 2003. - №32. - С. 10-11.
15. Казакова, Н.А. Маркетинговый анализ: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: Инфра-М, 2015. - 24 c.
16. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
17. Кольчугин А. Автоматизация аптечного бизнеса: что, когда, зачем? Ассортиментаная политика: что может АСУ. /А. Кольчугин, М.Музылева. //Российские аптеки. - 2009. - №5. - С. 8-11.
18. Кравчун Н.А. Использование препаратов Генсулин Р, Генсулин Н и Генсулин М30 у больных сахарным диабетом. /Кравчун Н.А., Казаков А.В., Олейникова С.П., Земляницына О.В., Романова И.П. // Проблемы эндокринной патологии. - 2010. - №1. - С. 20-26.
19. Крысанов И.С. Фармакоэкономический анализ терапии инсулинами ультракороткого действия./И.С. Крысанов //Фармакоэкономика. - 2010. - №3. - С. 24-28.
20. Мырзахметов М.А. Системный анализ товарной политики аптек. /М.А. Мырзахметов, Г.А. Дюсембинова, М. Амракулова, М. Калабаева. //Фармация Казахстана. - 2007. - №7. - С. 14-16.
21. Никонова Т. Cтрогий метаболический контроль - ключевой фактор развития ремиссии при сахарном диабете типа 1./Т. Никонова, Е. Пекарева. //Врач. - 2009. - №11. - С. 30-32.
22. Прокопенко И.П. Маркетинговое изучение современного фармацевтического рынка диуретических средств./ И.П.Прокопенко, Г.Н. Шестаков. //Фармация. - 2010. - №1. - С. 23-26.
23. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. — М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 216 c.
24. Соколова В. Потребление инсулинов по программе ДЛО. /В.Соколова //Ремедиум. - 2008. - апрель. - С. 25-28.
25. Суюнов Н.Д. Анализ цен бронхолитических препаратов на фармацевтическом рынке Узбекистана. /Н.Д. Суюнов, Г.М. Икрамова, Х.С. Зайнутдинов. //Фармация. - 2010. - №2. - С. 26-29.
26. Трофимова Е.О. Методология аналитических исследований фармацевтического рынка. /Е.О. Трофимова: автореф.дис…д.ф.н. - СПб., 2007.- 49с.
27. Чупандина Е.Е. Анализ влияния некоторых факторов внешней среды на потребление лекарственных средств и факторов внешней среды./Е.Е.Чупандина // Вестник ВГУ. Серия: Химия. Биология. Фармация. - 2004. - №2. - С. 276-278.
28. Шестаков Г.Н. Анализ регионального рынка лекарственных средств и БАД для профилактики и терапии дисбактериоза. /Г.Н. Шестаков, Ю.Э. Бондаренко. //Фармация. - 2010. - №1. - С. 27-29.
29. Шестакова М.В. Терапия двухфазным инсулином аспарт 30/70 (НовоМикс® 30) улучшает гликемический контроль у пациентов с сахарным диабетом 2 типа: данные российской когорты пациентов наблюдательной программы IMPROVE™ - программы по изучению безопасности и эффективности двухфазного инсулина аспарт 30 в рутинной клинической практике / Шестакова М.В., Баллан Акил. //Сахарный диабет. - 2010. - №1. - С. 91-100.