Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема адаптации поступающих на работу и других категорий работ-ников, в том числе молодых специалистов, в условиях промышленного пред-приятия начала привлекать внимание ученых лишь в последние годы. В связи с этим данная проблема изучена пока недостаточно.
После завершения обучения в вузе вслед за получением специальности выпускник, заключивший трудовой договор, получает соответствующую должность. В профессиональном отношении происходит резкий переход от подготовки (преимущественно теоретической) к исполнению инженерной роли и до ее фактической реализации, но это изменение имеет не только узкопрофес-сиональное, но гораздо более широкое значение - занятие новой позиции в социальной структуре. Нередко случается, что, окунувшись в новую, малоиз-веданную производственную среду, молодой специалист начинает терять уве-ренность в своих силах и знаниях, и труд становится ему не в радость. Вот тут-то ему как нельзя кстати и нужна помощь более опытного коллеги. Но может случиться так, что помощь не подоспела. У молодого специалиста появляется мысль о своей неполноценности, и он уже подумывает перейти на другое пред-приятие или в организацию. И случается, что уходит под любым благовидным предлогом, причем нередко нарушая свои обязательства по отработке опреде-ленного срока у данного нанимателя. Самое главное, чтобы помощь молодому специалисту была оказана по возможности сразу для того, чтобы он ощутил себя полноправным членом коллектива. Необходима повседневная, кропотли-вая, вдумчивая работа с каждым прибывшим молодым специалистом. Моло-дой специалист стремится к активности, но прежде чем проявить себя, ему необходима практическая интернализация (усвоение) новой роли.
Таким образом, начинается период социально-профессиональной адапта-ции, т.е. приспособление молодого специалиста к новому статусу, которому соответствуют определенные функции и определенная микросреда. Как одно из понятий экономики в научной организации труда адаптация представляет со-бой такие отношения, при возникновении и развитии которых происходит вхождение новых работников в трудовой коллектив и установление с ними необходимых контактов, взаимодействия с целью успешной работы. Иными словами, адаптация - необходимая предпосылка качественной и производи-тельной работы. С правовой точки зрения, адаптация молодых специалистов означает применение таких юридических мер после заключения трудового договора и вступления в трудовые отношения с нанимателем, которые способ-ствуют скорейшему вхождению молодых специалистов в трудовой коллектив предприятия, быстрейшему освоению должностных обязанностей в соответ-ствии с должностной инструкцией, готовности к принятию решений и действи-ям в общестандартных производственных ситуациях.
Актуальность данной работы заключается в определении сущности адап-тации, описание ее как системы, определение направлений, этапов, изучение показателей оценки состояния работы адаптации молодых специалистов, раз-работка рекомендаций по адаптации молодых специалистов.
Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации молодых специалистов на предприятии.
Задачи исследования:
- изучить виды адаптации;
- рассмотреть этапы адаптации;
- охарактеризовать профессиональную готовность молодого специалиста ;
- рассмотреть основные виды деятельности предприятия ;
- изучить цели и задачи организации;
- вывить степень удовлетворённости производственной адаптации.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, каждая из кото-рых насчитывает по три параграфа, заключение, списка использованных ис-точников и приложения.
1. Понятие адаптации
1.1 Виды адаптации
Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «к»; aptus – «при-годный, удобный», aptatio – «приглаживание», adaрtatio – «приспособление». Сегодня понятие адаптация получило широкое распространение во многих научных сферах деятельности. В медицине адаптация понимается как «развитие новых биологических свойств у организма, популяции, вида, биоценоза, обес-печивающих их нормальную жизнедеятельность при изменении условий окру-жающей среды» [27, с. 15].
Адаптация — перестройка психики индивида под воздействием объектив-ных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабли-ваться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего диском-форта и без конфликта со средой.
Изучению адаптационных процессов в обществе посвящены работы: Н.Е. Введенского; И.П. Павлова; И.В. Давыдовского; Л.М. Сеченова и др. [21, с. 133].
В их основе — теория о единстве среды и организма, которую выдвинул И.М. Сеченов. В трудах Ухтомского развиваются идеи И.П. Павлова по выра-ботке условного и безусловного рефлексов. Основополагающими моментами являются позиции теории Л.С. Выготского, которая характеризуется, как культурно-историческая. Автор утверждает, что во время исторического развития человек способен менять свой характер, усовершенствовать способы поведения, чем приспосабливаться к новым условиям жизни [15, с. 90].
А.Н. Леонтьев утверждает, что окружающие социальные объекты не даны человеку от рождения. Попадая в незнакомый мир, человек осуществляет прак-тическую (познавательную) деятельность, используя при этом свой психиче-ский потенциал. Существует еще одна модель адаптации. Ее основа — в си-стемном анализе, который демонстрирует принцип динамического равновесия. Такая теория была выдвинута Л. фон Берталанфи. Антропологи Р. Браун и Б. Ван-Геннеп в 30-40-е годы прошлого столетия подняли вопрос зарождения особых форм отношений и совершения действий в зависимости от происходя-щих в обществе процессов взаимодействия. Социальные системы подвижны. Это дает право расценивать социализацию индивидуума с позиции периодов или циклов, для каждого из которых характерны своя специфика [12, с. 130].
Попадая в новые условия окружающей среды, живой организм стремится к ним приспособиться, уменьшить возможное негативное влияние на свое здо-ровье и настроение. Внутри него происходят процессы, которые получили название «адаптационные». Термин «адаптация» берет начало в латинском «adaptare», которое переводится как «приспособлять».
Для человека свойственны несколько видов адаптации: физиологическая (направленная на обеспечение возможности существования организма в тех или иных условиях внешней среды); биологическая (проявляется в ходе эволюци-онных процессов); психологическая.
В отличие от двух первых, адаптация психологического характера необ-ходима для ощущения комфорта личности в коллективе. Она обеспечивает полноценную включенность человека в социальные, профессиональные, куль-турные и прочие отношения, а также делает возможным исполнение соответ-ствующих функций. Значение душевного комфорта у человека велико при любом способе существования, в каждой жизненной ситуации. Примером яв-ляются: сфера профессиональных, учебных, политических отношений; соци-альные и социально-психологические функции; взаимоотношения в сферах экологии, природоохранных мероприятий и т.п. [8, с. 14].
Запускает процессы адаптации потребность самой личности, необходи-мость ее взаимодействия с окружающим миром. Включаясь в различные виды деятельности, испытывая необходимость в коммуникациях, человек не только меняется сам, но и определенным образом изменяет условия своего существо-вания. Происходит так называемое «очеловечивание среды» в личностном направлении. Данное утверждение означает, что окружающая среда как бы меняет свои ожидания от данного человека, пересматривает установленные нормы и ценности в соответствии с существующими реалиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст.1, Ст.2; № 4. Ст.445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. 1994. № 238–239; Со-брание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. 1996. № 248; Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст.5880.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера-ции» // Российская газета. – 1998. – 30 июля.
5. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
6. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения ро-дителей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
8. Вахабов, А.А. Социальное развитие как условие экономическо-го роста[Текст] / А.А. Вахабов // Наука и Мир. – 2017. – Т. 3. – № 3 (43). – С. 14-15.
9. Горшкова, М.Ю. Дети – это самый лучший народ [Текст] / М.Ю. Горшкова // Социальная работа. - 2016. - № 5. – С. 39-40.
10. Граждан, В.Д. Социология управления [Текст] / В.Д. Граждан. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 607 c.
11. Гусарова, А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – воспитанников интернатных учре-ждений [Текст] / А. Е. Гусарова. // Молодой ученый. – 2018. – № 22 (208). – С. 276-278.
12. Диденко, А.Г. Перспективные методики коучинга к обучению и профессиональному развитию персонала [Текст] / А.Г. Диденко // Эконо-мическая безопасность России: современное состояние и перспективы обеспечения / Материалы национальной научно-практической конферен-ции. – 2019. – С. 130-134.
13. Жарова, О. Н. Социально-правовая защита детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / О. Н. Жарова. // Моло-дой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 745-747.
14. Жарова, О. Н. Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [Текст] / О. Н. Жарова. // Актуальные проблемы права : матери-алы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 60-62.
15. Казанцева, Е.Е. Адаптация персонала: современный взгляд [Текст] / Е.Е. Казанцева // Управление развитием персонала. – 2018. – №12. –С. 90-98.
16. Колоколова, К. А. Особенности социализации детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме [Текст] / К. А. Колоколова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5–1. – С. 57–58.
17. Колянова, К. И. Правовое регулирование образовательной ор-ганизации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании [Текст] / К. И. Колянова. // Молодой ученый. – 2018. – № 2 (188). – С. 185-186.
18. Кораблева, Г.Б. Становление подходов к социологии профес-сий в России [Текст] / Г.Б. Кораблева // Социс. – 2016. – № 1. – С. 109–118.
19. Коротаева, Э. Г. Проблемы нормативно-правового регулиро-вания предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, остав-шимся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации [Текст] / Э.Г. Коротаева // Практика исполнительного производства. 2016. – № 4. – С. 50.
20. Кучурина П.А., Дедкова И.Ф., Лымарева О.А. Социально-психологические основы управленческих решений // Экономическая без-опасность России: современное состояние и перспективы обеспечения / Ма-териалы национальной научно-практической конференции. – 2019. – С. 130-134.
21. Медушевский, А.Н. Социология права [Текст] / А.Н. Медушев-ский. – М.: Директ–Медиа, 2015. – 614 с.
22. Овдина, А. Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения [Текст] / А. Г. Овдина, Т. В. Гольцвард, Н. А. Серова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 3 (27). – С. 96–103.
23. ОГКУ «УСЗН по Городу Черемхово, Черемховскому району и Городу Свирску» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://irkobl.ru/sites/society/programs/gos_programm_irk_obl/
24. Осипян И.Ю. Трудовая адаптация работника как одно из важ-нейших направления работы с персоналом // Путь науки. – 2017. – Т. 1. №5 (27). – С. 93-95.
25. Паниотова, Т.С. Общая социология [Текст] / Т.С. Паниотова. – М.: КноРус, 2016. – 288 c.
26. Подлевских, Е.И. Профессиональная деятельность социального педагога по социальной адаптации детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Е.И. Подлевских // Журнал социальная педагогика. - 2016. - № 6. – С. 45-48.
27. Реан, А. А. Социальная защищенность детей-сирот [Текст] / А. А.Реан // Профессиональное образование. – 2016. – № 2. – С. 5-10.
28. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адапта-ции человека [Текст] / С.И. Розум. - М.: Речь, 2017. - 366 c.
29. Самыгин, С.И. Социология управления [Текст] / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина. – М.: Дашков и К, 2016. – 272 c.
30. Соломатина, Г.Н. Приемные дети. Как справиться с проблема-ми адаптации и воспитания в замещающей семье [Текст] / Г.Н. Соломати-на. - М.: Владос, 2017. - 132 c.
31. Технологии социальной работы: учебник для Вузов [Текст] /под ред. Жукова. – М.: Litres, 2017. – 472 с.
32. Тихонов, А.В. Учебник по социологии управления [Текст] / А.В. Тихонов. – М.: КРАСАНД, 2016. – 414 с.
33. Фененко, Ю.В. Социология управления [Текст] / Ю.В. Фененко. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 215 c.
34. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tsput.ru/res/other/Bschool/ Forms/forms2.htm.
35. Черникова, И.В. Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы. [Электронный ресурс]/ И.В. Черникова. – Режим доступа:science.ncstu.ru/articles/hs/04/socio/05.pdf/file_download
36. Шильцова, Ю. Ассертивность как механизм социальной адап-тации дошкольников [Текст] / Ю. Шильцова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 180 c.