Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что литературные жанры и вообще вся художественная литература в последнее время претерпевают довольно заметные изменения. Меняются темы, образы и способы их выражения, что говорит о динамичности и гибкости художественной литературы, ее способности к адаптации к социально-культурным условиям.
В разное время авторы использовали различные стилистические приемы для создания образов в художественном тексте. В очерках в большей степени можно говорить о создании образов природы и людей, именно поэтому поднятая в курсовой работе тема является актуальной.
Степень изученности проблемы. Вопросу о создании образов природы и людей в художественных произведениях занимался ряд авторов, однако существует достаточно мало научных работ, в которых бы раскрывались особенности стилистических приемов и тропов, которые для этого применяются.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность и отличительные особенности очерка
Под термином «очерк» в научной литературе небольшой эпический жанр литературного творчества, испытывающий влияние двух стилей: художественного и публицистического. По своим задачам тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное произведение искусства (как рассказ) .
Таким образом, очерк – это своего рода рассказ, который отличается от новеллы отсутствием единого острого и быстро разрешающегося конфликта и более развернутым описательным образом.
По сути, это полуфантастический, полудокументальный жанр, описывающий реальные события и реальных людей.
В жанре очерка работали многие известные писатели, такие как Д.И. Фонвизин, А.П. Радищев и т.д. Острота тем, озвученных писателями, сразу же заинтересовала правительство .
За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своей значимости. Появились новые разновидности. Он глубоко пустил корни в современной жизни и расцвел в виде множества новых форм в интернет-культуре.
В научной литературе выделяют три основных типа очерка :
– портретный;
– путевой;
– проблемный.
Существуют также такие дополнительные типы как очерк-расследование, репортаж, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.
Портретный очерк рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения, путевой – описывает дорожные впечатления, проблемный – затрагивает острые социальные проблемы, выбранные автором для обсуждения и решения .
1.2. Содержание понятия «образ»
Образ, с философской точки зрения, – это результат отражения объекта в сознании человека. На сенсорном уровне познания образы – это ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – концепции, суждения и умозаключения .
Образ является объективным по своему источнику – отраженному объекту, и субъективным – по способу (форме) его существования. Материальная форма воплощения образа – практические действия, язык, различные жестовые модели. Специфической формой изображения является художественный образ.
Особенность любого образа заключается в том, что это нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного существования вне связи со своим материальным субстратом – человеческим мозгом и объектом отражения. Образ объективен по своему содержанию постольку, поскольку правильно отражает предмет .
Но образ предмета никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и взаимосвязей: оригинал всегда более интересен, нежели его образ. Возникнув, образ приобретает относительно самостоятельный характер и играет активную роль в поведении людей и животных. Кроме того, образ регулирует поведение и выполняет функции управляющих действий.
С психологической точки зрения, образ – это отражение действительности в виде целостной конструкции, которая становится содержанием психики человека. Активное изучение образов и их функций началось в конце XIX века и ознаменовалось созданием гештальт-психологии, которая рассматривает образ (гештальт) как структуру, первичную по отношению к его собственным компонентам .
В современной психологии существует три основных подхода к пониманию образа. Согласно специфически-перцептивному подходу, образ является продуктом познавательной деятельности, результатом работы памяти, мышления и воображения. Такой подход применим к изучению развития ребенка: например, детям присуще наглядно-образное мышление (умственные задачи решаются через трансформацию визуальных представлений) .
Второй подход рассматривает образ как проекцию субъективной картины мира или его отдельных компонентов, включая самого субъекта и окружающих его людей.
В последнее время активно развивается третий подход, который описывает образ как представление об объектах общества и явлениях, присущих конкретному обществу (в том числе о том, как субъект воспринимает себя). Концепция образа популярна не только непосредственно в психологии, но и в смежных областях: например, искусство можно рассматривать как продукт обработки значимых чувств, которые выражаются в изображении .
1.3. Роль языковых средств в текстах художественной литературы
Художественные средства – это особые языковые приемы, придающие речи выразительность и усиливающие ее эмоциональное воздействие на адресата. Они используются в публицистической, разговорной, научной и других сферах, но наибольшее значение они приобретают при написании литературных произведений .
По языковому уровню, выразительные средства делятся на фонетические, лексические и синтаксические.
Фонетические средства выразительности языка, употребление которых вызывает определенные ассоциации, создавая выразительные и запоминающиеся образы, способствующие точной передаче смысла.
Использование данного вида художественных средств характеризуется благозвучием речи или произведения искусства. К фонетическим средствам относятся повторение звуков, интонационное ударение, звуковая символика и т.д.
Лексические средства – это выразительные средства, которые добавляют эмоциональности и красочности языку – как в устной, так и в письменной форме, оказывая яркое воздействие на слушателя или читателя. Лексические средства включают использование фразеологизмов, синонимов, устаревших слов, лексики иностранного языка и т.д.
Синтаксические средства – это средства выразительности, определяющие взаимосвязь между словами и словосочетаниями, указывающие на целостность и полноту предложения и его интонационные особенности. Синтаксические средства включают стилистические речевые фигуры, синонимичные стилистические единицы, однородные члены, вводные слова и т.д.
Кроме того, средства выразительности в русском языке можно разделить на тропы и стилистические образы.
Тропы представляют собой риторические фигуры, подразумевающие использование слов и фраз в переносном смысле, придающие им новое значение.
Использование этой техники позволяет усилить эмоциональную выразительность и художественную образность языка, обогатить и оживить речь. Они часто используются в публичных выступлениях и разговорной речи.
В литературном творчестве тропы – важнейший инструмент автора, благодаря которому он передает многозначность и уникальность своего творчества. Традиционно тропы делятся на простые и сложные. Первая группа тропов включает эпитет и сравнение .
Под эпитетом понимают образное определение, обозначающее свойство или особенность объекта и явления, описываемого автором.
Использование эпитета субъективно и выражает личное отношение автора, что создает неповторимый образ. Он всегда ссылается на другое слово, на котором ставит свои знаки. Эпитет придает речи или произведению особую атмосферу, личное отношение автора. Есть такие устоявшиеся эпитеты, как «золотая осень», «холодная луна» и т.д.
Сравнение – это такой троп, в котором идея определенного объекта передается через его сравнение с аналогичным объектом или явлением .
Словесным выражением автор конкретизирует различные знаки и передает свое отношение к ним. Сравнение обычно используется с союзами вроде, типа и т.д.
К основным типам сложных тропов относятся метонимия, синекдоха, метафора, аллегория, алогизм.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ ПРИРОДЫ И МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ АВСТРАЛИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. МАРШАЛЛА С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ
2.1. Общая характеристика творчества А. Маршалла
Австралийский писатель и публицист Алан Маршалл родился в 1902 году. Его жизнь является примером мужества и стойкости. Ее он описал в автобиографических книгах «Я умею прыгать через лужи» (1955), «Это трава» (1962), «В сердце моем» (1963). Они посвящены истории детства и юности, борьбе с недугом, выбору жизненного пути. Это книги о мужестве, упорстве и неиссякаемом оптимизме.
Дело в том, что в 6 лет будущий писатель заболел полиомиелитом, провел 1,5 года в больнице и стал инвалидом. Пока он лежал в больнице, то много читал, в основном приключенческие книги и комиксы. Он отвергал все попытки опекать его и стремился как можно больше делать сам. Отец и мать проявили исключительный педагогический талант – поощряли все стремления ребенка, в особенности то, что он хотел разделять все дела и занятия своих одноклассников. У Маршалла с его здоровым мальчишеским восприятием мира не было ощущения, что он исключителен, что он маленький калека .
Автобиографическая повесть «Я умею прыгать через лужи» рассказывает о борьбе с недугом и победе над ним Маршалл считал «Я умею прыгать через лужи» своим лучшим произведением. Несмотря на воспоминания о болезни, это было возвращение в радостный мир детства.
Тяжелые обстоятельства жизни писателя не сделали его озлобленным или беспомощным. В годы Второй мировой войны работал корреспондентом фронтовой газеты. Работа в антифашистском журнале «Пойнт» в 1939 году принесла Маршаллу известность, его избрали председателем Лиги австралийских писателей .
В своем романе «Как прекрасны твои ножки» (1937, опубликован в 1949 году) Алан Маршалл выступает против социальной несправедливости. Закономерно, что писатель, изображая тяжкую жизнь рабочих на чудовище-фабрике, опирается на уже существующую литературную традицию европейского реализма (Ч. Диккенс) и натурализма (Э. Золя) и стилистически дополняет приемы, выработанные европейскими писателями. Маршалл использует и модернистский прием «потока сознания» как в рассказах Э. Хемингуэя. Однако Маршалл не просто черпает из различных источников, он создает индивидуальный стиль – емкий, лаконичный .
2.2. Языковые средства, создающие образы природы Австралии в произведениях А. Маршалла
В произведении А. Маршалла «Ourselves Writ Strange» большое внимание уделяется природе, которой восхищался автор. Природа Австралии, где практически не ступала нога человека, была девственно чистой, таила в себе совершенно неожиданные красоты, которые приводили Маршалла в истинный восторг.
Для описания природы и природных явлений А. Маршалл использовал самые яркие краски.
Так, в главе «Путешествие на остров Четверга» автор приводит очень лиричное описание самого острова, куда он отправила в путешествие: «From the north, ghostly blue islands loomed across the horizon; over them hung a mass of cumulus clouds - the harbingers of the rainy season. For several days now, these clouds have hung over the chain of mountainous islands» .
Как мы видим, в данном описании Маршалл использует большое количество эпитетов, слова, наполненные экспрессией. Становится ясно, что автору хочется вложить больше души в это описание, эмоционально рассказать читателю о тех красотах, которые ему удалось повидать.
В той же главе Маршалл дает и научные описания природных диковинок, которые он увидел на острове: «Mangrove forests, or mangroves, are vegetation of low-lying, inundated tropical coasts. A characteristic feature of mangroves is the presence of branched roots immersed in silt. The most common mangrove plant is rhizophora»
В данном описании писатель применяет научный стиль повествования, не предполагающий эмоционального отношения к предмету описания.
Художественно-динамичное описание того, что происходит на острове, Маршалл дает далее, в продолжение главы «Путешествие на остров Четверга»: «On the shores of Horn Island, the rhizophora stood in the water. Moisture-laden shoots hung from their roots above the sea surface. Between the rows of trees, the channels carried silt out into the sea. On the shallows formed, traces of crocodiles were visible» .
Здесь описание состоит из смешения растительного и животного мира. Оно очень образно, писатель хоть и использует научные термины, но их искусное сочетание превращает строго научный текст в ярко выраженный художественный образ.
Есть в данной главе и «ложка дегтя». Один их героев красочно описывает свое представление о тропиках: «For me, the tropics are primarily about stench, fever and insects that attack you as soon as you stick your nose out from under the net» .
Здесь автор применяет такие художественные средства как гипербола и гротеск, ему удается вызывать у читателя отвращение и страх перед данным описанием.
Не менее интересно раскрываются образы природы и в главе, которая называется «Нагир».
Маршалл красочно описывает склоны Нагира, используя большое количество эпитетов: «The northern slopes of Nagir descend to the sea in ledges, bordered by bushes, and then turn into a sandy shore, on which rows of coconut palms are lined. In the shade of these palms lies the village» .
Нагир кажется живым в описании автора. Читатель живо представляет его себе как некий организм, который как будто имеет собственную личность, достоинство.
2.3. Специфика языковых средств, используемых для описания местных жителей Австралии в произведениях А. Маршалла
В описании местных жителей Австралии А. Маршалл также использовал множество стилистических приемов и экспрессивных художественных средств.
Все описания, которые мы встречаем в «Ourselves Writ Strange» можно условно разделить на две основные группы – 1) внешность; 2) характер и поведение.
В главе «Путешествие на остров Четверга» мы встречаем общее описание аборигенов Австралии, которое выражено во внешности одного из них: «The Australian was tall, with brown skin and a head of curly hair. His red loincloth stood out sharply against the dark background of the boat where he stood. Like an overseas sticker on a suitcase, the bright bandage suggested pagodas, palm trees, and long voyages» .
В данной цитате мы видим описание не только физической внешности австралийца, но и особенностей его одежды. Здесь Маршалл также использовал множество эпитетов, сравнение, многосоюзие.
Природные особенности аборигенов описывает А. Маршалл следующим образом: «The Australian smiled broadly, revealing a row of even white teeth ... I noticed that the skin on the palm was quite light» .
В этом описании мы встречаем ряд эпитетов, которые усиливают восприятие отдельных физических черт аборигенов.
Традиции и поведенческие особенности жителей острова Четверга описывает Маршалл в главе «Рассказы Куки» следующим образом: «I learned from conversations with the natives on Thursday Island that they are eager for knowledge. On this island, Aboriginal soldiers are taught the basics of English and arithmetic. It is generally accepted that indigenous soldiers have desires» .
Здесь используются эпитеты, гипербола, оксюморон, сравнение. Автор дает подробное описание того, какие ценности имеют аборигены.
Достаточно много описаний местных жителей острова можно обнаружить в главе «Нагир».
Так, например, мы видим описание особенностей поведения местных молодых девушек: «I entered the hut and spoke to its inhabitants - four local girls dressed in neat colorful dresses. As they talked to me, they looked into my eyes, although there was some tension in their behavior. These girls were educated on Thursday Island» .
Для создания поведенческого портрета девушек-аборигенов Маршалл, в основном, использует эпитеты.
Также посредством эпитетов писатель создает образы местных детей: «Children gathered around us: Boys wore red or blue loincloths, girls were dressed in colorful chintz dresses» .
В основном, данная цитата – это описание стандартной одежды мальчиков и девочек острова, в которой преобладают различные цвета и детали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Языковые средства создания образов природы и местных жителей Австралии в произведениях А. Маршалла» состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы и источников. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы, соответствующие цели и задачам исследования.
Под термином «очерк» в научной литературе небольшой эпический жанр литературного творчества, испытывающий влияние двух стилей: художественного и публицистического. По своим задачам тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное произведение искусства (как рассказ).
Очерк – это своего рода рассказ, который отличается от новеллы отсутствием единого острого и быстро разрешающегося конфликта и более развернутым описательным образом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Борисенко, А.А. Малые жанры художественной литературы: содержательные и стилистические аспекты // Литературный вестник. – 2015. – № 10. – С. 50–61
2. Бородина, С.Я. Творческий путь Алана Маршалла: биография и стилистика творчества / С.Я. Бородина, А.А. Авдеева, Н.А. Горшенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения мировой литературы». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. – С. 88–100
3. Войтенко, С.С. Алан Маршалл / С.С. Войтенко. – Рязань: Атмосфера, 2019. – 360 с.
4. Гамаюнова, И.М. Стилистические компоненты построения сюжетной линии в прозаическом произведении: содержательные и стилистические особенности / И.М. Гамаюнова, С.С. Крикунова, Р.А. Демидова // Материалы международной научно-практической конференции «Социогуманитарные проблемы современного российского общества». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2020. – С. 105–120
5. Гудыменко, А.В. Методы и формы создания образа / А.В. Гудыменко, Е.Е. Харитонова // Образовательные инновации в России и за рубежом. – 2020. – № 9. – С. 156–170
6. Демиденко, А.В. Образность как категория гуманитарной науки / А.В. Демиденко, С.И. Панина, М.И. Хвощева. – Томск: Легенда, 2020. – 204 с.
7. Железнова, А.А. Стилистические приемы создания художественных образов / А.А. Железнова// Мир литературы. – 2016. – № 1. – С. 100–117
8. Колесникова, И.И. Образ в художественной литературе / И.И. Колесникова. – Волгоград: Смена, 2017. – 326 с.
9. Курицина, А.В. Проблематика очерков как документально-художественных произведений / А.В. Курицына, Б.Ю. Разумовский, А.В. Хомутова // Вестник Литературного института. Вып. 4. – Красноярск: Издательство Литературного института, 2019. – С. 42–56
10. Маршалл, А. Мы такие же люди. Очерки / А. Маршалл // ФБ-топ. – [Электронный ресурс] https://fb2.top/my-takie-ghe-lyudi-438915/read (Дата обращения: 14.03.2021)
11. Нестерова, О.В. Очерк как малая проза / О.В. Нестерова, И.Т. Завьялова, А.А. Плющенко // Вопросы русской литературы. – 2016. – № 11. – С. 90–113
12. Олешко, С.И. Формирование и развитие образности: взгляд гуманитарной науки / С.И. Олешко // Сборник статей Балтийского федерального университета. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета, 2019. – С. 35–49
13. Пилецкая, И.Т. Художественный мир литературы / И.Т. Пилецкая // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. – С. 50–63
14. Прыгунова, А.А. Литературные жанры / А.А. Прыгунова. – М.: Форпост, 2020. – 390 с.
15. Реутова, П.А. Принципы построения образа в процессе познания // Гуманитарные науки. – 2019. – № 3. – С. 36–45
16. Самойлова А.М. Формы и методы создания художественного мира в литературном произведении. Основные приемы стилистического оформления художественного текста / А.М. Самойлова, И.И. Федорова, Д.А. Головченко // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы педагогической деятельности в школе». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 84–95
17. Уварова, М.И. История возникновения и развития художественного образа в художественной литературе: социально-культурные предпосылки / М.И. Уварова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы исследования мировой культуры». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2018. – С. 109–124
18. Филимонова, Н.Г. Очерк как жанр художественной литературы / Н.Г. Филимонова // Вестник Кубанского государственного университета. – 2018. – № 5. – С. 60–70
19. Харитонова, М.И. Литературоведческий и философский анализ очерка как жанра малой прозы / И.М. Харитонова, И.В. Зайцева // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 106–119
20. Чердынцев, П.А. Стилистика и содержание повестей и очерков Алана Маршалла: литературоведческий обзор / П.А. Чердынцев // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 2. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. – С. 33–49
21. Яковлева, И.М. Художественный образ в прозе и поэзии начала XX века / И.М. Яковлева. – М.: Форум, 2020. – 290 с.
22. Marshall, A. Ourselves Writ Strange. Melburn: F.W. Cheshire, 1948. 360 р.