Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших предпосылок развивающейся инновационной экономики различных стран мира выступает устойчивое развитие методов оценки инновационных проектов предприятий, регулирующих их инновационную среду. Каждая из фирм пытается найти свою нишу в этой огромной сфере.
Инновационный менеджмент – это деятельность предприятия, содержащая технико-экономическое, организационное и экономическое обоснование внедрение новаций для улучшения деятельности организации.
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня наблюдается большой рост конкуренции среди компаний на разных рынках, успех которых во многом обусловлен развитием и внедрением новых инноваций, которыми нужно правильно управлять с помощью основ и законов инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент - это самостоятельная экономическая наука, которая представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, объектом которого выступает инновационный процесс во всём своем разнообразии.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В настоящее время не существует единого, общепринятого определения термина «инновация». В частности, сегодня под инновацией понимают:
• введение нового продукта или совершенствование прежнего;
• новая идея, метод или устройство;
• открытие нового рынка;
• процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
• новый объект, внедренный в производство;
• успешное использование новых идей;
• творческая идея, которая была осуществлена;
• нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных областях.
Кроме того, в научной литературе разработано множество классификаций инноваций по таким признакам, как область применения, этап НТП, степень интенсивности, масштаб, результативность, эффективность и многие другие.
В целом в российской научно-экономической литературе инновации определяются как конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, новых или усовершенствованных технологических процессов, используемых в практической деятельности [5,c.122].
Основным недостатком такого определения является неясность в отношении степени новизны продукта, признаваемого инновационным.
Анализ и систематизация приведенных в различных источниках понятий и классификаций инновации позволяют выделить признаки, которым, на наш взгляд, должно соответствовать определение инновационного продукта:
• конечная реализация;
• рациональный характер - инновация должна приносить определенную полезность потребителю (новые функции продукта, полезность и стоимость продукта;
• новизна применяемых технологий, процессов.
В системе управления современными компаниями все большее распространение получают методы инновационного менеджмента, которые иным образом инициируют активность интеллектуальных ресурсов бизнеса.
Как функциональная разновидность менеджмент инноваций может рассматриваться в качестве комплекса специфических приемов и методов, обеспечивающих реализацию инновационных проектов разнообразной направленности и масштабов.
Методы и принципы инновационного менеджмента, составляющие основу его методологии, формируются с помощью особых правил и способов решения задач управления в проектах инновационного типа. Это связано с наличием нетрадиционных для обычного бизнеса ролей (исследователь, изобретатель, конструктор, инноватор-предприниматель) и специфичностью проектной организации в инновациях.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ЗАО «Транзас Технологии» - это международная компания, один из мировых лидеров по производству высокотехнологичного оборудования, программного обеспечения и системной интеграции для морской отрасли.
«Транзас» был основан в 1990 году небольшой группой профессиональных моряков и инженеров, энтузиастов морских компьютерных технологий. Богатый опыт и знания учредителей, а также их стремление к внедрению инноваций и желание создать сильную международную компанию, привели к быстрому становлению «Транзаса» в качестве всемирно признанного поставщика широкого диапазона продуктов и решений для морской отрасли.
В 1990-х годах «Транзас» стал одной из первых компаний, предложивших к использованию электронные картографические системы, и произошло это намного раньше, чем эта система стала общепринятой и обязательной. В 1996 году морские навигационные системы компании «Транзас» были установлены в Швеции на 117 патрульных кораблях (проект Combat Boat-90), а в 1997 году электронно-картографическая система компании «Транзас» уже применялась экипажем орбитальной космической станции Мир. В 1999 году «Транзас» стал первой компанией, получившей Международный сертификат типового одобрения на свою систему ЭКНИС.
В 1998 после завершения ряда крупных успешных проектов в Южной Корее и Великобритании компании «Транзас» был присвоен почетный диплом Lloyd's List "За выдающийся и последовательный вклад в обучение".
В течение последующих двух десятилетий «Транзас» наилучшим образом использовал свой богатый опыт в создании высокотехнологичных продуктов и решений для морской отрасли. Сегодня «Транзас» не только участвует в нескольких проектах внедрения системы е-Навигации по всему миру, но и активно продвигает это решение в качестве будущей модели морских ИТ и будущего стандарта для поставщиков морского оборудования, программного обеспечения и услуг.
Обладая многолетним опытом и набором самых передовых технологий, «Транзас» формирует свое, более широкое понимание концепции e-Navigation, расширяя рамки eе применения на все процессы морской отрасли и позволяющей всем участникам отрасли взаимодействовать в едином информационном пространстве.
Структура управления в ЗАО «Транзас Технологии» представляет собой совокупность органов управления, закрепленные на ними функции и задачи управления, формы координации их деятельности.
3.ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Для того чтобы проанализировать внутренние сильные и слабые стороны компании ЗАО «Транзас Технологии», воспользуемся методикой SWOT-анализа.
Его результаты помогут ответить нам на следующие вопросы:
Использует ли компания свои сильные стороны в достижении экономических целей?
Являются ли слабые стороны уязвимыми факторами для конкуренции?
Какие возможности есть у компании для развития при использования ее квалификации и доступа к ресурсам?
Какие внешние угрозы должны беспокоить руководство компании?
Итак, для успешного функционирования на рынке необходимо выполнение следующих факторов:
1. Доступ к кредитным и заемным ресурсам
2. Наличие обязательного клиентского ресурса
3. Обеспечение высокого технологического уровня работы компании (проведение научных разработок)
4. Квалифицированный технический персонал
5. Лицензия на проведение работ.
Резюмируя вышесказанное и данные из официальных источников компании, построим SWOT-анализ.
4.ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
В связи с внедрением инновации, компания привлечет около 50 новых сотрудников, имеющих высшее инженерное образования и IT-специализацию. Средняя заработная плата сотрудника составляет 80 000 рублей.
Для внедрения новой инновации необходимо открыть дополнительный отдел по производству мостиковых систем.
На рисунке 7 представлена новая измененная организационная структура.
5.ТИПОЛОГИЯ СОПРОТИВЛЕНИЙ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основным видом сопротивления при реализации мероприятия по изменению оргструктуры организации является усиление конфликта в связи с наймом 50 дополнительных сотрудников в штат (для реализации инновации). Найм сотрудников будет создавать напряженность в коллективе из-за страха потерять работу.
Динамика протекания трудового конфликта представлена на рисунке 8.
Таким образом, можно выделить две основные фазы протекания конфликта:
I – предконфликтная ситуация (латентный период в три месяца на время создания нового отдела).
II – накопление противоречий и провоцирующих факторов между сторонами при найме 50 сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление инновационным проектом с системе менеджмента предприятия строится так, чтобы была налажена связь между знаниями и процессами управления проектами. Прежде всего, это касается достижения основной цели проекта.
Цель проекта должна отвечать критериям конкретности, измеримости и достижимости.
Анализ системы инновационного менеджмента и управления проектами осуществлялся на базе предприятия ЗАО «Транзас Технологии».
«Транзас» был основан в 1990 году небольшой группой профессиональных моряков и инженеров, энтузиастов морских компьютерных технологий. Богатый опыт и знания учредителей, а также их стремление к внедрению инноваций и желание создать сильную международную компанию, привели к быстрому становлению «Транзаса» в качестве всемирно признанного поставщика широкого диапазона продуктов и решений для морской отрасли.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анискин Ю. П. Управление инновациями: Учебное пособие, изд. 5-е. – М.: Ретроспектива, 2018. – 452 с.
2. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 428 с.
3. Вавилов С. К. Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов. – М.: Экономика, 2015. – 471 с.
4. Гунин В.Н. Управление инновациями. – М.: Инфра-М, 2019. – 272 с.
5. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 288 с.
6. Зейдель Х., Теммен Р. Управление инвестициями./ пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 462 с.
7. Ильденков С.В. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2017. – 200 с.
8. Истомин П. А. Инвестиции: направления и перспективы: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2017. – 312 с.
9. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М: Финансы и статистика, 2018. – 382 с.
10. Маленков Ю. А. Новые методы инновационного менеджмента. – СПб.: Книжник, 2016. – 239 с.
11. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2017. – 284 с.
12. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2015. – 343 с.
13. Харрисон Г. С. Оценка инновационного потенциала промышленности./ Пер. с англ. – М.: Дека, 2018. – 359 с.
14. Царев В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2017. – 612 с.
15. Черняк В. З. Управление инвестиционными проектами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 245 с.
16. Юдинова Г. М., Крапоткина В. С. Методы оценки инвестиционных проектов на уровне предприятий: Практическое пособие. – Саранск: Красная книга, 2017. – 264 с.
17. Инновации в России [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.gov.ru/ru (дата обращения: 14.03.2021)
18. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный ресурс]. URL: http://www.innoros.ru/news/regions (дата обращения: 14.03.2021)
19. ЗАО «ТРАНЗАС ТЕХНОЛОГИИ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.transas.ru/ (дата обращения: 15.03.2021)
20. База данных Контрагент [Электронный ресурс]. URL: http://www.k-agent.ru/search-of-companies (дата обращения: 14.03.2021)