Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы состоит в том, что каждое предприятие со временем понимает необходимость практического применения мерчандайзинга, который помогает влиять на потребителей и, как следствие, оказывает влияние на товарооборот предприятия. Удачное применение теории и практики мерчандайзинга позволяет сократить расходы на информирование посетителя внутри магазина, т.е. разместить товары адекватно его поведению таким образом, чтобы минимизировать дополнительные усилия для привлечения его внимания к себе. Мерчандайзинг становится действенным фактором успеха в напряженной борьбе за рынки, победителями в которой станут предприятия, владеющие его принципами и внедряющие его. Принципы мерчандайзинга способствуют формированию устойчивого маркетинга взаимоотношений, который способен влиять на все остальные элементы торгового бизнеса.
Объект исследования – применение технологий мерчандайзинга для совершенствования маркетинговой деятельности.
Предметом исследования являются процессы и факторы, влияющие на развитие мерчандайзинга в ООО «Перекресток».
Цель исследования – изучить мерчандайзинг как инструмент увеличения продаж.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть сущность, задачи и направления мерчандайзинга;
описать планировку и зонирование торгового зала как стратегия выкладки товара;
определить маркетинговые возможности системы мерчандайзинга;
дать характеристику деятельности предприятия ООО «Перекресток»;
рассмотреть организацию мерчандайзинга на предприятии;
разработать мероприятия по совершенствованию мерчандайзинга на предприятии и оценка их эффективности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга и мерчандайзинга, таких как Мусатов Б.В., Мусатова Ж.Б., Алексина, С.Б., Парамонова, Т.Н., Киселев В.М., Таборова А.Г., Дашков Л.П., Наумов В.Н., Котлер Ф. и др.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, бухгалтерские отчетности, а также устав предприятия ООО «Перекресток».
Методы исследования: монографический, системный и функциональный подходы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы мерчандайзинга в розничной торговле
1.1. Сущность, понятие и значение мерчандайзинга
Мерчандайзинг комплекс мер, мероприятий и технических решений, производимых в торговом зале и направленных на эффективное представление и продвижение определенных товаров и марок с целью повышения эффективности продаж.
Большинство решений о совершении покупки потребитель принимает, находясь непосредственно в торговом зале. Клиенты оставляют значительно больше денежных средств в тех магазинах, где мерчандайзинг продукции выполнен качественно [13; С. 68].
Основные задачи мерчандайзинга – это разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия: повышение привлекательности товара и приверженности покупателей к марке, управление сбытом, повышение уровня объема продаж.
Мерчандайзинг имеет дело с процессом покупки товаров конечными потребителями и поэтому уделяет большое внимание расположению и стилю выкладки товаров в торговом зале. Предприятия розничной торговли должны выгодно показать товар покупателю и повлиять на его выбор и подтолкнуть к приобретению большего количества товара.
Также задачей мерчандайзинга является создание благоприятной атмосферы, влияющей на настроение покупателей, стимулирующей на совершение покупки, на их склонность чаще посещать магазин и задерживаться в нем.
Основными методами мерчандайзинга являются:
1. Визуальный мерчандайзинг, направлен на удобство потребителя и впечатление, которое он получит, находясь в торговом зале. Его можно охарактеризовать грамотной презентацией товара, способного подтолкнуть покупателя за счет визуальных стимуляторов к осуществлению покупки и также расскажет о товаре, тем самым увеличив информированность покупателей о конкретной продукции.
2. Коммуникативный мерчандайзинг представляет собой определённые правила общения между продавцом и покупателем. Сущность коммуникативного мерчандайзинга состоит в том, что, благодаря ему, устанавливается контакт с посетителями, где в легкой ненавязчивой манере можно убедить покупателя приобрести товар. Важна квалификация персонала, качество обслуживания, ведь если покупателю или потенциальному клиенту не понравится излишняя навязчивость, то можно потерять клиентов.
Различают пять подходов к мерчандайзингу на торговых предприятиях:
1. Ассортиментный подход каждый тип розничного предприятия характеризуется своим ассортиментом товаров, который зависит от руководства предприятия-изготовителя или продавца.
2. Количественный подход необходимо иметь определенный уровень запаса товаров, чтобы имелось достаточное количество товаров в торговом зале. Так же рекламные образцы тоже обязаны иметься в продаже.
3. Управленческий подход. Сущность метода в том, сначала изучают торговый зал и движение покупателей по нему, а уже после этого осуществляют выкладку товаров.
4. Демонстрационный подход. Определяет способы выкладки товаров в торговом зале магазина, вида товара, упаковки, а также прибыли от товара, имиджа магазина, покупательской аудитории.
5. Коммуникационный подход. Включает в себя рекламные материалы и продукцию на местах продаж.
1.2. Планировка и зонирование торгового зала как стратегия выкладки товара
Торговый зал является основой для реализации товаров и обслуживания клиентов при любом формате торговой точки, поэтому в первую очередь требуется грамотная его планировка.
При планировке торгового зала необходимо продумать как стимулировать движение клиентов по всей площади торгового зала, чтобы они имели возможность просмотреть и приобрести себе как можно больше товаров [3; С. 10].
Планировка торгового зала должна позволять покупателям осуществлять выбор товара за минимальное количество времени. Благодаря свободному доступу к товарам, оборот повышается от 30 до 70%.
В проходах покупатели должны чувствовать себя комфортно, чтобы не возникало чувства тесноты, т.е. каждый клиент должен быть не ограничен по времени в возможности выбора товара, при этом остальные клиенты могут беспрепятственно пройти рядом.
В основе правильной планировки торговой площади лежит ряд принципов:
прохождение покупателей по всей площади торгового зала;
эффективное зонирование;
удобство ориентации и обеспечения свободного движения потоков покупателей;
функциональность «каждого квадратного метра»;
планировка магазина должна предусматривать безопасность товаров от краж и порчи;
удобство перемещения товара со склада в торговый зал;
свести на нет количество «мертвых зон».
Важно определить основные зоны торгового зала, распределить товарные категории или бренды в торговом зале и составить план расстановки торгового оборудования.
Существует четыре уровня выкладки товара (рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексина, С.Б. Мерчандайзинг [Текст] / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 152 с.
2. Бурцев, В. В. Коммерция в торговле / В. В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. – № 10. - С. 10-15.
3. Вельхофф А. Мерчандайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями [Текст] /А. Вельхофф, Ж.Э. Масон. – М.: ИД Гребенникова, 2017 – 260с.
4. Гиляровская, Л. Т. Коммерция: учебник / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. - М.: Проспект, 2019. - 360 с.
5. Дули, Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя [Текст] / Р. Дули. – М.: Попурри, 2018. 336 с.
6. Зыбин, О.С. Мерчандайзинг в торговом предприятии современного формата [Текст] / О.С. Зыбин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2018. - №12. – С. 15-16.
7. Имшинецкая, И. Система стимулирования сбыта / И. Имшинецкая // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. – 2018. - №4. – С. 15-22.
8. Карпова, С.В. Маркетинговая политика организаций: теория, методология и практика [Текст] / С.В Карпова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 212 с.
9. Котляров, И. Д. Лояльность и повторяющиеся покупки [Текст] / И.Д. Котляров // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 6. – 2018. – С. 480-486.
10. Малышев, А.А. Влияние эмоциональных стимулов на поведение потребителей [Текст] / А.А. Малышев, А.А. Ткаченко // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2018. – № 2. – С. 11-19.
11. Михайлова, Е. Ключевые маркетинговые факторы успеха в розничной торговле [Текст] / Е. Михайлова // Маркетинг. - 2019. - №4. - С.117-122.
12. Наумов, В.Н. Поведение потребителей [Текст] / В.Н Наумов – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 248 с.
13. Новаторов, Э. В. Визуальный мерчандайзинг как эффективный маркетинговый инструмент для увеличения продаж в розничной торговле [Текст] / Э.В. Новаторов, В.П. Щербачук // Маркетинг услуг. – 2019. - № 1. – С. 68-75.
14. Сидоров, Д.В. Плюсы и минусы мерчандайзинга [Текст] / Д.В. Сидоров // Экономика. – 2018. – №1. – С. 22-32.
15. Федорова, И.И. Мерчандайзинг как эффективный инструмент маркетинга торгового предприятия [Текст] / И.И. Федорова // Kant. - 2017. - №3. - С. 56-60.