Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Арктический регион представляет собой сферу все возрастающего интереса со стороны международного сообщества. Будучи долгое время изолированным в силу естественно-природных причин, в настоящее время он привлекает все более пристальное внимание. Растущие технологические возможности открывают новые перспективы освоения и развития региона. Наличие значительных запасов полезных ископаемых еще более повышают интерес к региону. Наряду с этим, Арктика представляет собой потенциально наиболее удобный во многих смыслах транспортно-коммуникационный путь, связывающий Европу с Дальним Востоком и открывающим доступ к Северной Америке через Канаду. Это актуализирует вопрос развития многостороннего международного сотрудничества.
Арктика является все еще относительно малоизученным регионом, и ее международно-правовой статус пока находится в стадии формирования. Международные соглашения не признаются всеми арктическими государствами, к тому же для некоторых из них Северный Ледовитый океан представляет собой зону с особым статусом, который должен регулироваться международным правом с определенными оговорками. Многие неарктические страны сегодня хотят иметь доступ к Арктической зоне, чтобы вести там хозяйственную деятельность.
В этой связи особое значение придается Арктическому совету как уникальной организации, координирующей вопросы дальнейшего регулирования арктических пространств, проблем освоения природных ресурсов и устойчивого развития приполярных районов. В ее рамках можно отметить деятельность Российской Федерации как державы, обладающей наибольшей протяженностью береговой линии в Арктике и наиболее сильными позициями в регионе.
Степень изученности темы можно определить исходя из источников литературы, можно выделить две группы исследований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ
1.1. Особенности международно-правового статуса Арктики и ее место в современной системе международных отношений
Арктические территории представляют собой самый северный регион мира. Сам термин происходит от греческого слова Artikos, обозначающего «северный». В центре региона расположен Северный географический полюс. Арктические границы очерчены Северным полярным кругом –66°33′ северной широты .
Особенностью данного региона является его масштаб и при этом слабая заселенность. Сухопутную часть Арктики покрывают ледники, а пределах заполярной зоны морская акватория покрыта дрейфующими льдами. Регион составляют Северный Ледовитый океан, его окраинные моря, острова, а также северное побережье Азии и Америки и регион Таймыра общей площадью около 21 млн кв. км.
С Арктикой граничат восемь государств – Россия, США, Канада, Дания благодаря острову Гренландия, Норвегия, Исландия, Финляндия, Швеция . Пять из них - Россия, США, Канада, Дания, Норвегия – относятся к арктическим прибрежным (приарктическим) государствам, что дает им стратегические преимущества. В частности, они (кроме Швеции, Финляндии, Исландии) располагают определяемыми международным правом внутренними прибрежными водами, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом . Исландия, Финляндия и Швеция лишь претендуют на этот статус .
Исторически Арктика считалась «мертвой землей», регионом, не приспособленным к жизни людей и не проходимой морским или наземным путем. В то же время, на этих землях человек появился еще около 10 тысяч лет назад, постепенно формируя коренные народы региона. С материковой части Арктики освоение перешло к Гренландии и островам Канадского Арктического архипелага. В результате около 1 тысячи лет назад сложился ареал коренных народов, которые проживают на этих территориях и в настоящее время, они не сформировали государственных образований, более того, не наблюдалось признаков централизации или иерархии .
В 15 веке начинается первая волна колонизации. Расширяются на север территории России, Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании. Российская экспансия также продвигалась и в восточном направлении, постепенно охватывая арктические области Сибири. Исландия и Дания начинают попытки колонизировать прибрежные территории Гренландии и Северной Америки. Д. Герасимов в первой половине 16 века составил первую в мире карту бассейна Северного Ледовитого океана. В этот же период был освоен участок Северного морского пути от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. Он получил название «Мангазейский морской ход» .
Большое значение в освоении Арктики и частичного определения ее территориальной принадлежности имела «Великая северная экспедиция»1733 – 1743 годов, которую отдельные эксперты ставят в один ряд с Великими географическими открытиями .
В результате из прежних разрозненных и гипотетических представлений была впервые создана единая карта берегов Северной Азии. Были установлены точные очертания побережья, открыты новые острова и пролив между Азией и Америкой, достигнуты берега Японии. Следствием 10-летней экспедиции стало беспрецедентное расширение территории России. Была присоединена Аляска и Алеутские острова, остававшиеся в составе страны до 1867 года. После «Великой северной экспедиции» Россия стала обладать самым протяженным выходом к Арктике .
В то же время, несмотря на процессы освоения Арктики и закрепления территорий за определенными государствами, попыток оформить на односторонней, двусторонней или многосторонней основе принципы разделения арктических пространств не наблюдалось. Только в 1904 году Канада впервые использовала секторальный принцип владения Арктикой. Согласно этому принципу, государства, должны протянуть условные линии до Северного полюса пропорционально территории, выходящей к арктическим границам. Законодательство Канады закрепило этот принцип в 1907 году, приняв соответствующий закон .
1.2.Национальные интересы арктических государств и ведущих государств мира в контексте развития международного сотрудничества в Арктике
Обострение противоборства в Арктике стала феноменом XXI века для Арктики. Россия, имеющая самую большую арктическую зону, неизменно рассматривает Арктику как территорию мира, конструктивного взаимодействия и добрососедства. Наша страна последовательно выступает за позитивную, объединительную арктическую повестку во имя эффективного решения проблем, с которыми сталкивается этот регион, располагающий уникальной, но крайне уязвимой экологической системой. Его устойчивое развитие возможно только при ответственном и бережном подходе, при безусловном отказе от архаичных геополитических игр с «нулевой суммой» .
Арктика — важнейший регион на геополитической карте планеты, занимающий почти 15% территории России и имеющий фундаментальное значение для ее развития. В Арктике производится 20% ВВП страны, здесь залегает до 90% извлекаемых углеводородов всего континентального шельфа России, добывается до 80% общероссийских разведанных запасов газа. Арктический регион имеет для России огромное значение как сложившаяся, устойчивая мировая арена взаимодействия между государствами, поэтому Арктика должна быть зоной мира и сотрудничества, и это — один из ключевых национальных интересов РФ. Об этом неоднократно говорил министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, определяя Арктику как территорию взаимо уважительного диалога .
В настоящее время все спорные вопросы в регионе удается решать в рамках переговорного процесса. Развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике имеет особое значение для реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Реализация возможностей использования Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы страны, обеспечивающей решение задач ее социально-экономического развития, рассматривается сегодня как один из основных национальных интересов России в Арктике .
Поэтому Россия проводит линию на укрепление многостороннего взаимодействия для отражения угроз так называемой мягкой безопасности, где ключевую роль играет Арктический совет, трансформирующийся в своего рода орган ответственного управления устойчивым развитием Арктического региона, обеспечивающий баланс между экономическим освоением и сохранением окружающей среды. Расширение экономической, транспортной, туристической деятельности нуждается в соответствующих мерах поддержки и сопровождения, грамотном и безукоризненном управлении рисками. Арктика привлекает к себе внимание многих стран мира. Так, Соединенные Штаты переориентировали свои стратегические интересы в Арктике в январе 2009 года с подписанием Директивы Президента о национальной безопасности №66 «Политика в Арктическом регионе» .
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
2.1. Эволюция Арктического совета как ключевого инструмента международного сотрудничества в Арктике в сфере устойчивого развития приполярных регионов
В 1990-х годах было создано несколько многосторонних организаций, главная из которых – Арктический совет. В Арктический совет, созданный в 1996 году, входят восемь приполярных стран. Совет стал продолжением Оттавской декларации 1996 года, призвавшей к созданию организации с целью «нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами». Опираясь на деятельность ряда рабочих групп по экологии, созданных в начале 1990-х годов, Арктический совет преследует две задачи: защита окружающей среды и устойчивое развитие. В Совете не обсуждаются вопросы безопасности или обороны, торговли или иммиграции .
Идея создания международной организации по вопросам развития Арктики впервые была озвучена в 1987 году Президентом СССР М. Горбачевым. В 1989 году арктические государства начали «процесс Рованиеми», который привел к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктикив 1991 году. По мере реализации данной стратегии была выявлена необходимость более регулярного и активного взаимодействия арктических государств, поскольку актуализировались вопросы управления природными ресурсами региона и охраны окружающей среды. Следствием происходящих процессов стало создание международной организации по арктическим вопросам .
Арктическими государствами обозначены Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки. Также, постоянными членами Арктического совета стали Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество «постоянных участников» может быть увеличено, но не должно превышать число государств – членов совета .
Согласно Оттавской декларации, Арктический совет создан как форум высокого уровня с целью:
- обеспечения средством для развития сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств, с участием коренных общин Арктики, по общим вопросам Арктики и проблемам устойчивого развития и охраны окружающей среды в Арктике;
- контроля и координации международных программ по Арктике;
- координации программы устойчивого развития Арктики;
- содействия распространению информации, поощрять образование и повышать интерес к вопросам, связанным с Арктикой .
Арктический совет обращает внимание на то, что уже с 1979 года продолжительность сезона таяния арктического морского льда увеличилась на 37 дней, при этом лед теперь начинает таять на 11 дней раньше и замерзает на 26 дней позже, чем в среднем. В августе 2012 года протяженность морского льда достигла самого низкого уровня с момента начала спутниковых наблюдений. Предполагается, что в течение последующих 25 лет в Арктике будет безледное лето. Поскольку лед продолжает таять ускоренными темпами, доступ к новым торговым маршрутам, промысловым площадкам и значительным запасам нефти, газа и полезных ископаемых станет доступным. Это открывает Арктику как регион бизнес-возможностей .
Деятельность Арктического совета основана на консенсусе и рассматривает вопросы, касающиеся устойчивого развития, окружающей среды и научного сотрудничества. В настоящее время, помимо восьми государств, в совет входят шесть постоянных групп, представляющих коренные народы Арктики. Кроме того, государства и образования, которые не имеют арктической территории, но имеют интересы в регионе, могут получить ограниченный статус наблюдателя в Совете Для деятельности Арктического совета очень важно, что все участники признают роль Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву как основы для арктических отношений, хотя США не присоединились к договору .
Арктический совет отражает рост международного интереса к региону. В тоже время, в его основе лежат природные ресурсы, запасы которых составляют оценочно около 30% природного газа в мире и около 13% нефти. Конвенция ООН по морскому праву предоставляет странам исключительные права на природные ресурсы, обнаруженные в пределах 200 миль от их береговых линий. Если страна желает выдвинуть какие-либо дополнительные требования, которые выходят за рамки 200-мильных границ исключительной экономической зоны, они должны доказать, что морское дно физически связано с территорией страны, тем самым гарантируя, что единственными государствами, которые могут добывать арктические ресурсы, являются те, кто обладает арктической территорией .
2.2.Роль России в развитии международного сотрудничества в рамках Арктического совета
Распад СССР привел к деградации арктической политики новой России в 1990-е гг. ХХ в. Ослабление государства и экономики, отсутствие должной политической воли и достойного финансирования привели к деградации всех составляющих арктического комплекса страны, к системному кризису районов Крайнего Севера и вызвали отток населения из российской Арктики. Этот регион оказался заложником непродуманных рыночных реформ. В области внешней политики в Арктике Россия следовала в кильватере инициатив других государств. Ратификация Россией в 1997 г. Конвенции ООН по морскому праву стала предметом дебатов в стране в связи с тем, что добровольный отказ от арктического сектора СССР приведет к потерям обширных полярных владений .
Лишь в начале XXI в. происходит переоценка ценностей в арктической политике России, что воплощается в диалоге науки и власти по этим проблемам и принятии ряда принципиально важных государственных решений. В марте 2000 г. правительством была принята Концепция социально-экономического развития Севера (до 2015 г.) и издано распоряжение о начале подготовки представления о внешних пределах континентального шельфа в Арктике для подачи в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. В конце 2001 г. заявка России была направлена в ООН, а летом 2002 г. возвращена на доработку. В 2004 г. она была разделена разработчиками на две заявки, которые были в дальнейшем вновь направлены в профильную Комиссию ООН .
Двумя основополагающими документами арктической политики России становятся утвержденные президентом России «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утвержден в сентябре 2008 г. и опубликован в марте 2009 г.), затем до 35 года и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года» (утвержден и опубликован в феврале 2013 г.). В этих документах сформулированы основные национальные интересы России в Арктике:
а) использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
в) сбережение уникальных экологических систем Арктики;
г) использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике .
Сформулированные национальные интересы определяли изложенные в названном документе шесть главных целей, десять стратегических приоритетов и основные задачи государственной политики Российской Федерации в Арктике. Последние были сформулированы в четырех сферах деятельности: 1) социально-экономической области; 2) в сфере военной безопасности и защиты госграницы; 3) в сфере экологической безопасности; 4) в сфере информационных технологий и связи; 5) в сфере науки и технологий .
Вектор на международное сотрудничество и экономическое освоение Арктики подтвержден в обновленной стратегии, опубликованной 20 февраля 2013 г. Данный документ является уточнением, дополнением и конкретизацией положений основ политики России по освоению Арктики, принятых в 2008 г. В Стратегии 2013 года подчеркивается главная задача внешнеполитической деятельности России в Арктическом регионе – сотрудничество с другими субъектами мировой политики в рамках принятых международно-правовых обязательств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При анализе международно-правового статуса Арктики и вопросов его решения следует учитывать роль таких факторов, как международные организации, международное сотрудничество, международное право.
Правовое регулирование Арктики в основном формировалось на протяжении последних 150 лет. Хотя первые законодательные нормы касательно принадлежности отдельных арктических территорий появились еще в 16-17 веках, только во второй половине 19 века и первой половине 20 века Канада и Российская империя, а затем СССР заявили о секторальном принципе раздела Арктики.