Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим имидж в политике как понятийную категорию.
Наше восприятие мира глубоко субъективно. Мы воспринимаем мир посредством образов. Образ – устойчивая совокупность представлений, которые координируют и регулируют взаимодействие индивида с явлениями внешнего мира. Образ является частью отношений человека с миром. Посредством образа отбираются, группируются определенные факты. Образ, таким образом, играет роль некоего «структурного принципа, который гарантирует целостность всей системы восприятия». Другими словами, образ – это набор ожиданий. В соответствии с ним усматриваются, отбираются, группируются и комментируются факты.
С психологической точки зрения образ характеризуют два момента: вторичность его по отношению к объективной реальности и активность субъекта в процессе построения образа. Следует помнить, что образ необходимо рассматривать только в контексте. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира.
Изучая тот или иной образ, необходимо уметь различать его от смежных ему понятий имиджа, бренда. Часто между понятиями «образ» и «имидж» человека ставят знак равенства. Многообразие значений английского термина «имидж» показывает, что его нельзя свести к привычному русскоязычному понятию «образ». Под имиджем не следует понимать психический образ сознания как отражения реальности. Имидж – это «специально моделируемое целенаправленное «отражение отражения», то есть отражение образа, уже созданного профессионалами на основе некоторой реальности.
Понятие «имидж» имеет разные трактовки в зависимости от сферы его употребления. Изначально термин «имидж» использовался в коммерческой рекламе. Однако в 1960-ых годах, с появлением новых методов проведения избирательных кампаний, это понятие укрепилось и в политической сфере. Дословный перевод термина «имидж» – изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ.
В современной научной литературе можно найти следующие определения понятия «имидж»:
«1) совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, сопряженный с внешностью и манерами;
2) целенаправленно формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации рекламы и т.д.» .
Всемирная энциклопедия по философии дает более глубокое определение: «Имидж – целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании».
Исследователи рекламы и связей с общественностью дают свои трактовки «имиджу». О.П. Пономарева предлагает следующее толкование: «Имидж – мнение о конкретном человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего как следствие их прямого контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Архипова, Л. А. Речевой портрет американского политика // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. 2016. № 30. С. 17-23.
2. Болотов, Ю. В. Имидж предпринимателя // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 4. С. 250-253.
3. Бураева, Т.В. Метафорическая репрезентация образа канцлера ФРГ Ангелы Меркель в англоязычной прессе // Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык - культура - образование - музей (теоретические и прикладные проблемы). Международная научно-практическая музейная конференция. ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 2018. С. 124-126.
4. Васильченко, М. А. Образы Эммануэля Макрона и Дональда Трампа в рамках стилевой концепции американской версии журнала «Форбс» // Политическая лингвистика. 2019. № 4 (76). С. 21-30.
5. Гаврушева, А. А. Психологические особенности индивидуального восприятия зрительных иллюзий // МОЛОДЫЕ ЛИДЕРЫ – 2016. Материалы I международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. Научно-образовательный центр "Знание". 2016. С. 188-192
6. Григорян, К. Г. Метафоры, которые мы выбираем // Российская школа связей с общественностью. 2017. № 10. С. 17-26.
7. Гринберг, Т.Э. Визуальный язык в формировании образа политика // Дизайн СМИ: Тренды XXI века. 2017. № 3. С. 26-33.
8. Евтихов, О.В. Имидж и харизма лидера как когнитивные образы, формируемые в восприятии последователей // Russian Journal of Management. 2014. Т. 2. № 4. С. 179-187.
9. Егорова, Н. А. Эволюция медиа-образа Дональда Трампа // Диалог языков и культур в современном мире. Материалы Седьмой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 67.
10. Жукова, Е. О. Концептуальная метафора как средство создания имиджа знаменитой личности // МОЛОДАЯ НАУКА. СБОРНИК ТРУДОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Научн. ред. Н.Г. Гончарова; редкол.: Г.А. Штофер, О.В. Красникова, Д.В. Шадуро. Симферополь, 2019. С. 258-259.
11. Зорин, В.А. Проблема восприятия образа политика в контексте изучения его личности // Политическая психология Бокова Н.Б и др. Хрестоматия. Москва, 2018. С. 379-390.
12. Калита, В.В. Сопоставление образов современных политиков с образом идеального политика // Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах. Сборник докладов участников I международной научно-практической конференции. 2019. С. 104-108.
13. Коробова, Н. Н. Сравнительный образ Дональда Трампа и Ким Чен Ына в современных зарубежных СМИ // Современные научные исследования. Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции. Анапа, 2019. С. 29-33.
14. Мотина, Е.В. Образ женщины в политике // Инновационный потенциал молодежи – 2018. Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества. Составители и ответственные редакторы: Михайлова И.В., Салахова В.Б.. 2018. С. 156-159.
15. Муриева, Р. П. Психоанализ политического деятеля // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 282-287.
16. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
17. Папуш, А.А. Образ политиков как объект восприятия избирателей (на примере российских президентских выборов 2012 года) // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. Т. 7. № 3. С. 15-23.
18. Плеханова, М. П. Психологические особенности формирования индивидуального имиджа в подростковом, юношеском и зрелом возрастах // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Нигматуллин Р.В. - ответственный редактор. 2016. С. 148-151
19. Плисов, Е.В. Концептуализация образа немецкого политика в британско медиадискурсе // Когнитивные исследования языка. 2018. № 33. С. 235-240.
20. Посохова, А. В. Психологические особенности имиджа конкурентоспособных и неконкурентоспособных предпринимателей // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 20. С. 45-48.
21. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Новый инструментарий политики. — М.: Алгоритм, 2015 – 384 с.
22. Слободенюк, Е.А. Метафора как средство создания образа политика в англоязычном медийном дискурсе // ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. Сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга. 2018. С. 106-110
23. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
24. Тамерьян, Т.Ю. Структурные формулы когнитивной метафоры: образ нгелы Меркель по материалам немецких СМИ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 3 (27). С. 79-89.
25. Ханов Г.Г., Чижов Д.В. Имидж политической партии: основные составляющие и методы продвижения // http://www.publicity.ru/upravlenie/articles/9731.html
26. Цкриалашвили А. Д. Роль одежды в формировании образа политика // Молодой ученый. — 2017. — №34. — С. 83-85.
27. Черепанова, Т.В. Процессуальная концепция харизмы // Перспективные направления социально-экономического развития России. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2015. С. 107-112.
28. Шестопал, Е.Б. Политическая психология. Учебник для вузов. - М: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
29. Franz Walter: Charismatiker und Effizienzen: Porträts aus 60 Jahren Bundesrepublik. edition suhrkamp, 2009
30. Regina Jankowitsch, Annette Zimmer (Hrsg.): Political Leadership – Annäherungen aus Wissenschaft und Praxis. Berlin 2008