Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Задача роста ВВП также недостижима без снижения безработицы и роста реальных доходов населения. Следует отметить, что рассматриваемая тема беспокоит экономистов неспроста. Актуальность ее определяется хотя бы тем, что любое правительство оказывается перед не решаемой в принципе проблемой одновременного обуздания и безработицы, и инфляции, реализуя методы антиинфляционной политики и ставя задачу роста ВВП. И тогда оно должно находить социально приемлемый компромисс, способы и средства социальной защиты. А государственная политика занятости является составной частью социальной политики.
Целью данной курсовой работы является исследование политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующей задачи: рассмотреть государственное регулирование занятости в России.
Глава 1. Государственная политика занятости.
1.1. Понятия и формы занятости
Под занятостью в трудовом законодательстве понимается работа людей, связанная с удовлетворением собственных и социальных необходимостей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им доход и заработок. Всевозможные виды подобный работы рассматриваются как формы занятости.
В соответствии с Законодательством о занятости занятыми считаются:
-работающие по трудовому соглашению, производящие работу за вознаграждение на критериях совершенного или неполного рабочего времени, а еще имеющие другую оплачиваемую работу (службу), охватывая сезонные, кратковременные работы, за исключением общественных работ, которые организуются именно для безработных;
-специализирующиеся предпринимательской деятельностью;
-занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
-производящие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового типа, по авторским договорам;
-являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
-избранные, назначенные или же одобренные на оплачиваемую должность;
-проходящие военнослужащую службу, а еще службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
-проходящие учебу очного направления в образовательных учреждениях, в общеобразовательных учреждениях профессионального образования и иных, охватывая изучение по направленности службы занятости населения;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, члены которых не имеют прав в отношении их имущества — социальных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и других фондов.
Все остальные граждане числятся не занятыми.
Безработным в соответствии с трудовым законодательством считается гражданин, в случае если он:
-трудоспособен (при этом трудоспособными считаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, в случае если они не признаны в установленном порядке инвалидами III или же II степени);
-не имеет работы и заработка (дохода);
-зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в поисках подходящей работы;
-отыскивает работу и готов приступить к ней;
-не трудоустроен в течении 10 дней со дня его регистрации в целях поиска работы;
-сдал в орган службы занятости все нужные бумаги — личный паспорт, трудовую книжку или же бумаги, их заменяющие, бумаги, указывающие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для в первый раз ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — личный паспорт и документ об образовании.
При наличии всех перечисленных критерий орган службы занятости не позже 11 дней со дня представления человеком всех документов принимает решение о его признании безработным. При этом, собственно что человек считается безработным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех документов.
Рассмотрим виды занятости
Занятость бывает: абсолютной, продуктивной, социально-полезной, здоровой, действенной.
При абсолютной занятости все желающие трудоспособные жители имеют большую вероятность получить оплачиваемую работу, при этом степень отсутствия работы равна естественной.
Здоровая занятость - это разновидность абсолютной занятости, допускающая высококачественное соотношение сотрудников и рабочих мест , которые они занимают.
При продуктивной занятости общественность занято в социальном производстве, это занятая доля экономически интенсивного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда.
Социально-полезная занятость характеризуется работой людей, которые трудятся в социальном производстве, работают в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), учатся в очных формах изучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением бытового хозяйства, уходом за детьми и прикованными к кровати родственниками.
Действенная занятость - это внедрение трудовых ресурсов, при котором достигается наибольший результат и общественный эффект при наименьших расходах труда (в т.ч. рабочего времени), при наименьших общественных издержках.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости: учеб. пособие / Р.Л. Агабекян, Г.Л. Авагян. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 190 с.
2. Анисов, Л.М. Управление трудовыми ресурсами: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Анисов, И.И. Терехов. -- Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2006. -- 72 с.
3. Ванкевич, Е.В. Экономические отношения занятости и их регулирование в Республике Беларусь: автореф. дис. … докт. экон. наук: 08.00.01 / Е.В. Ванкевич; Белорус. Гос. Экон. Ун-т. - Минск 2001. -- 40 с.
4. Статистическая информация [Электронный ресурс]. -- 2013. -- Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php. -- Дата доступа: 05.11.2014.
5. Головочев А.С., Макроэкономика: учеб. пособие / А.С. Головочев, И.В. Головочева -- 2-е стер. изд. -- Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. -- 256 с.
6. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / С.М. Чистов, А.Е. Никифоров, Т.Ф. Куценко [и др.]; под общ. ред. С.М. Чистова. -- Киев: КНЕУ, 2000. -- 316 с.
7. Громыко, Н.А. Государственное регулирование занятости населения в условиях экономической трансформации: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.А. Громыко; Белорус. Гос. Экон. Ун-т. -- Минск 2007. -- 20 с.
8. Жулина, Е.Г. Экономика труда. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Е.Г. Жулина. -- Минск.: Экзамен, 2006. - с. 157.
9. Занятость и безработица: оnline конференция [Электронный ресурс]. -- 2013. -- Режим доступа: http://www.belta.by/ru/conference/i_353.html. -- Дата доступа: 05.11.2014.
10. Кашепов, А.В. Проблемы безработицы в условиях глобального кризиса / А.В. Кашепов // Проблемный анализ и государство - управленческое проектирование. -- 2009. -- №3. -- С.22-31.
11. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М Кейнс. -- М.: Эксмо, 2009. -- 960 с.
12. Мазин, А.Л. Экономика труда: учеб.-метод. комплекс / А.Л. Мазин. -- 2-е изд. -- Минск.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -- 575 с.]
13. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого. -- Минск: Новое издание, 2002. -- 462 с.
14. Рынок труда в Республике Беларусь
15. за январь - сентябрь 2014 г. [Электронный ресурс]. / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь -- Режим доступа: http://mintrud.gov.by/activity/sostojanie/ -- Дата доступа: 05.11.2014.
16. О занятости населения в январе-сентябре 2014 г. [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8/o-zanyatosti-naseleniya-v-yanvare-sentyabre-2014-g/. - Дата доступа: 05.11.2014.
17. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 мая 1991 г., №828-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.06.2006 г. // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -- Минск, 2006. -- Дата доступа: 05.11.2014.