Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы подчеркивается следующим. В современ-ных условиях хозяйствования аналитическая оценка уровня рентабельности необходима коммерческим организациям для формирования целостного суждения об эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Необ-ходимость анализа прибыли и рентабельности сложно переоценить, так как данный анализ дает представление о конечном финансовом результате дея-тельности организации, который выступает одним из источников пополнения финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.
Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная зако-номерность нормального функционирования предприятия в условиях ры-ночной экономики.
Величина прибыли и показатели рентабельности являются основными при оценке конкурентоспособности организации. Организация функциони-рует эффективно и рентабельно, если суммы выручки достаточно не только для покрытия затрат на реализованную продукции, но и для образования прибыли. Поэтому одной из весьма значимых задач современного этапа раз-вития экономики является не только повышение финансовых результатов де-ятельности производственных предприятий, но и овладение руководителями и менеджерами практическими навыками эффективного управления форми-рованием и распределением прибыли для обеспечения роста рентабельности финансовой деятельности субъектов рыночных отношений.
1 Теоретическое обоснование анализа рентабельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности
1.1 Сущность, виды и задачи анализа рентабельности предприятия
Результативность функционирования организации измеряется абсо-лютными и относительными показателями. Различают показатели экономи-ческого эффекта и экономической эффективности [17, с.156].
Экономический эффект является абсолютным, объемным показателем, который отражает результат деятельности, который может быть просумми-рован в пространстве и времени. Согласно уровню управления, отраслевой принадлежности объекта и иного рода параметров в качестве показателей эф-фекта используют показатели валового национального продукта, националь-ного дохода, валовой продукции, прибыли [24].
Экономическая эффективность является относительным показателем, который соизмеряет полученный эффект с расходами и ресурсами, исполь-зованными для достижения данного эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Экономическая эффективность функционирования компании выражается коэффициентами рентабельности [9, с.16].
Вложенные в бизнес инвестиции должны окупать собственное использо-вание и приносить необходимую сумму прибыли. Рентабельность представля-ет собой отношение суммы прибыли к величине затрат на её получение [21, с.207]. Чем больше значение рентабельности, тем более устойчивым и пер-спективным становится производство компании.
Если абсолютные показатели прибыли составляют достаточно крупные суммы, но сам уровень рентабельность невысокий, существует определенного рода риск получения не окупающего себя предприятия (оно может быть не-рентабельным).
И наоборот, для производства с высокой рентабельностью увеличение величины расходов не будет оказывать решающего воздействия на изменение объёма прибыли, оставляя руководству компании определенного рода простор для маневров экономического характера.
К функциям рентабельности относят учетную, оценочную и стимулиру-ющую роль в работе компании.
Учетная функция связана с фиксированием результатов деятельности фирмы. Динамика изменения показателя рентабельности показывает успехи или неудачи в ведении бизнеса, а вместе с тем рост или снижение объемов производства [15, с.131]. Повышение уровня рентабельности субъекта эконо-мики может быть следствием роста степени эффективности применения в про-изводственно-хозяйственной деятельности материальных и трудовых ресур-сов, а уменьшение рассматриваемого показателя выступает в качестве оценки недостаточного уровня результативности действий по управлению данным субъектом экономики.
1.2 Источники аналитической информации для анализа
рентабельности
Информационная база для проведения анализа рентабельности пред-приятия формируется за счет внешних и внутренних источников информа-ции. К внешним источникам информации относятся такие.
Показатели общеэкономического развития страны, являющиеся осно-вой анализа и необходимые для прогнозирования условий функционирова-ния предприятия. К таким показателям относятся: чистый доход, националь-ный доход, нормы прибыли (среднеотраслевые), ставки налога на прибыль, усредненные нормы банковского процента, ставка рефинансирования, дан-ные об уровне инфляции и др. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Данные показатели необходимы для анализа и принятия решений в областях ценовой политики, привлечения капиталов, формирования долго-срочных и краткосрочных финансовых вложений. В состав данных показа-телей входят объемы продаж, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления [22, с.64].
Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурен-тов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов использования и формирования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной жизни конкурентов и контраген-тов [25].
2 Анализ рентабельности предприятия по данным отчетности ООО «Кмв-1»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Кмв-1»
Общество с ограниченной ответственностью «Кмв-1» (сокращенно – ООО «Кмв-1») расположено по адресу: 656023, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 201. ООО «Кмв-1» зарегистрировано в октябре 2011 г.
Основным видом деятельности компании является торговля автомо-бильными деталями, узлами и принадлежностями и др.
По данным рис. 1 видно, что торговая компания ООО «Кмв-1» имеет структуру управления, которая называется линейно-функциональной.
Генеральный директор:
- является подотчетным учредителю компании;
- несет ответственность за реализацию стратегии, которая выработана учредителем;
- ведет оценку показателей финансовой отчетности;
- представляет ООО «Кмв-1» в разного рода организациях.
В его прямом подчинении находятся:
- заместитель генерального директора (в качестве основных функций выступают организационные, складские операции и перевозки);
- коммерческий директор (в качестве основных функций – организация и контроль рекламных мероприятий, процесса закупок и продажи товаров);
- главный бухгалтер, которым организуется и контролируется работа бухгалтерии организации.
2.2 Анализ рентабельности ООО «Кмв-1»
С целью проведения оценки эффективности организации определяют разного рода показатели ее рентабельности, рост которых в динамике демонстрирует повышение уровня результативности ведения основной деятельности. Важнейшие показатели рентабельности по ООО «Кмв-1» за 2017-2019 годы продемонстрированы в табл. 1.
По сведениям, которые представлены в таблице 1, могут быть сделаны такие выводы. В 2018 году уровень рентабельности продаж ООО «Кмв-1» стал выше на 5,57%, составив 31%. В сравнении с 2018 годом было заметное снижение уровня рентабельности продаж в 2019 году (в размере 3,05% в сравнении с показателем за 2018 год).
Все это в 2019 году вызвано большим снижением суммы прибыли в сравнении с уменьшением суммы выручки от продажи. Следовательно, каждые 100 рублей выручки от продажи стали приносить меньше выручки, это доказывает неэффективность основной деятельности организации.
Значение уровня рентабельности основных средств в 2018 году стало выше на 0,18%, а в 2019 году – еще на 0,25%, составив 0,85%. В связи со всем вышеизложенным, по причине большего прироста суммы прибыли до налогообложения в сравнении с ростом среднегодовой величины основных средств каждые 100 руб., которые были вложены организацией в них, стали приносить больше эффекта в виде суммы прибыли до налогообложения, что доказывает эффективность их использования.
Одновременно может быть отмечено, что в 2019 году виден прирост уровня рентабельности собственных средств организации в размере 0,73% (в сравнении с приростом показателя в 2018 году на 0,02%), составив 1,19%, все это вызвано большим приростом показателя чистой прибыли по ООО «Кмв-1» в сравнении с увеличением среднегодовой величины собственных средств, это позволяет сделать вывод о повышении уровня эффективности использования собственного капитала в организации. То есть каждые 100 рублей использованного собственного капитала стали приносить 1,19 рублей чистой прибыли в 2019 году.
Повышение уровня рентабельности активов организации в 2019 году было равным 0,11% (в сравнении с увеличение данного показателя в 2018 году в размере 0,09%), это вызвано тем, что все вложенные в имущество средства приносили большую сумму прибыли, а это демонстрирует повышение уровня эффективности их использования в организации.
2.3 Основные направления улучшения рентабельности
предприятия
Можно заметить, что в системе управления рентабельностью ООО «Кмв-1» больше отрицательных сторон.
Финансовому директору попросту некогда осуществлять тщательную проработку планов финансовых результатов, вместе с тем на этом сказывает-ся и отсутствие достаточного квалификационного уровня.
Поэтому принятие в штат узкопрофильного специалиста по управле-нию финансовыми показателями может отразиться положительным образом на финансовых результатах ООО «Кмв-1».
Введение в организации эффективной планово-аналитической работы предоставит возможность сделать лучше финансовые результаты, более сильным контроль над процессом формирования издержек и прибыли.
Для всего представленного выше в ООО «Кмв-1» в обязанности при-глашенного специалиста будет входить осуществление на постоянной основе мониторинга финансовых результатов, составление их планов, выработка мероприятий по их оптимизации.
Сумма расходов на осуществление подбора персонала будет равна 4 тыс. руб., сумма заработной платы в месяц со страховыми платежами будет составлять 58 тыс. руб.
Совокупная годовая сумма затрат на содержание специалиста по управлению финансовыми результатами будет равна 708 тыс. руб. (из них 696 тыс. руб. будет составлять заработная плата, страховые взносы и 12 тыс. – сумма прочих затрат (на канцелярию)).
Сумма затрат на оборудование места работы специалиста по управле-нию финансовыми результатами будет составлять 95 тыс. руб. (40 тыс. руб. – покупка ПК, 20 тыс. руб. – приобретение офисной техники; 35 тыс. руб. – приобретение нужной мебели).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень экономической эффективности деятельности компании выража-ется посредством коэффициентов рентабельности.
Коэффициенты рентабельности, с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эф-фекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресур-сов или затрат. Однако, в практической деятельности, естественно, анализ да-леко не всегда выполняется строго в соответствии с канонами теории, в связи с этим, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели показатель эффективности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/.
4. Алешкевич О.С., Акулич О.М. Основные проблемы формирования прибыли предприятий и пути их решений // Экономика и социум. – 2017. - №1-1. – С.61-64.
5. Белкина В.В., Кулигина С.В., Нефедова Е.А. Анализ рентабельности и деловой активности организации // Экономика и социум. – 2020. - №1. – С.1067-1072.
6. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – 7-е изд. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 1008с.
7. Ганюта О.Н., Ибрагимов А.Р. Роль анализа прибыли и рентабельности в оценке эффективности деятельности предприятия // Теория и практика современной науки. – 2019. - №3. – С.109-113.
8. Григоренко О.О. Рентабельность организации – важнейший показатель финансового состояния организации // Достижения и проблемы современной экономики: теория и практика: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. – С.40-44.
9. Давиденко В.А. Анализ рентабельности предприятия в оценке эффективности его деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. - №2. – С.16-20.
10. Дударева А.Б. Мониторинг факторов, влияющие на повышение уровня рентабельности // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2018. - №1. – С.26-29.
11. Ещенко Е.С. Роль анализа прибыли и рентабельности в системе управления организацией // Академия педагогических идей Новация. – 2019. - №3. – С.301-304.
12. Иксанова К.Д., Чеховская И.А. Рентабельность и прибыльность российских предприятий в условиях современной экономики // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. - 2017. – С.103-106.
13. Колесникова А.В., Отвагина Л.Н. Рентабельность как один из факторов определения экономической эффективности // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. - №8. – С.25-28.
14. Курьянов А.В., Додонова Л.А. Анализ и оценка рентабельности капитала хозяйствующего субъекта // Наука и Образование. – 2019. – Т. 2. - №2. – С.462-464.
15. Кудринская М.В. Рентабельность как критерий оценки эффективности использования финансовых ресурсов компании // Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей научно-практического конкурса. - 2017. – С.131-135.
16. Лысанова Я.В. Оценка рентабельности как основного показателя доходности организации // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2017. - №2-1. – С.164-169.
17. Михайловская А.В. Оценка рентабельности как основного показателя доходности // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - №3. – С.156-159.
18. Пашаян А.Г. Прибыль и ее роль в развитии коммерческой организации // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - №6. – С.474-478.
19. Попадюк Т.Г. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 296с.
20. Рожкова В.А. Анализ рентабельности и пути повышения рентабельности предприятия // Современные взгляды на учетно-аналитические и финансово-экономические проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - 2016. – С.210-213.
21. Старкова А.А., Смагина М.Н. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах // Вестник научных конференций. - 2016. - №4-5. – С.206-210.
22. Тарасова А.Ю., Бурыкин А.Д. Методические подходы к анализу финансовых результатов деятельности предприятия // Экономикаи управление: проблемы, решения. – 2019. – Т.2. - №9. – С.63-73.
23. Харламова А.И., Баданин Э.М. К вопросу об анализе и управлении рентабельностью в организации // Вестник современных исследований. – 2019. - №1.10. – С.294-296.
24. Анализ прибыли предприятия: величина прибыли от продаж, расчет маржинальной прибыли [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessuchet.ru/main/calc_profit_factor_analysis.asp.
25. Планирование финансовых результатов [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik.online/finansovyiy-menedjment-knigi/planirovanie-finansovyih-rezultatov-49520.html.