Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни. Развитие неонатологической помощи на современном этапе характеризуется созданием узкоспециализированных служб для семьи, беременных женщин, новорожденных, младенцев и детей раннего возраста, объединенных в перинатальные центры. Этапы медицинской помощи новорожденным детям обеспечены работой акушерской и педиатрических служб.
Персонал отделений акушерского профиля отвечает за жизнь и матери, и ребенка. В акушерско-гинекологических отделениях медсестра должна быть готова оказать неотложную акушерско-гинекологическую помощь женщинам, а в некоторых случаях - и новорожденным до прибытия врача. Ей приходится также работать в отделении патологии беременных, а иногда и в родильном блоке, заменяя акушерку.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМО ТЕМЫ
1.1. Этапы развития плода
Плод — развивающийся организм, начиная с 9-й недели внутриутробного развития до рождения. До 9-й недели развивающийся организм носит название зародыша или эмбриона.
Основы учения об эмбрионе и внутриутробном плоде заложены К. Ф. Вольфом, К. М. Бэром, А. О. Ковалевским, И. И. Мечниковым, а также Ру (W. Roux), Дж. Баркрофтом, А. Г. Кнорре и др. Большой вклад в развитие учения о физиологии и патологии Плода в антенатальном периоде внесли Л. С. Персианинов, В. И. Бодяжина, Н. Л. Гармашева, П. Г. Светлов, К. В. Чачава.
Плод непрерывно взаимосвязан с организмом матери, на протяжении всей беременности функционирует система мать — плацента — плод, материнский организм обеспечивает оптимальные условия для развития Плода. Во взаимодействии матери и Плода участвуют нервные, биохимические, эндокринные, иммунные и другие механизмы, обусловливающие процессы взаимной адаптации организмов матери и плода. Полноценная интеграция организма матери и плода происходит после развития плаценты. По мере прогрессирования беременности возрастает роль рефлекторных реакций плода в регуляции различных параметров гомеостаза в системе мать — плацента — плод. [6]
Плод приспосабливается к изменяющимся условиям материнского организма, а последний приспосабливается к потребностям плода, тем самым обеспечивается гомеостаз организма матери и плода, необходимый для успешного развития плода. Н. Л. Гармашевой и др. доказано, что наряду с разносторонними гуморальными взаимосвязями матери и плода в постоянной взаимоадаптации обоих организмов большую роль играет ЦНС матери, а во второй половине беременности — также и ЦНС плода.
1.2. Понятие жизнеспособный и зрелый плод
Под жизнеспособностью понимают способность новорожденного существовать вне организма матери без создания специальных условий. В связи с этим жизнеспособным в медицинской практике принято считать ребенка, родившегося после 28 недель внутриутробного развития, не имеющего пороков развития и заболеваний, исключающих возможность жизни вне утробы матери в обычных условиях, диной тела не менее 35 см, массой более 1000 г.
Тем не менее при создании соответствующих условий интенсивной терапии и ухода в специализированном стационаре возможно выхаживание и сохранение жизни новорожденного, родившегося живым и на более ранних сроках, имеющего те или иные пороки развития и врожденные заболевания, меньшую длину и массу тела, в том числе от 500 до 1000 г, относимую приказом Минздрава России от 4 декабря 1992 г. № 318 к экстремально низкой.
Как показывает практика, младенцы, родившиеся вне лечебного учреждения, внутриутробный возраст которых составляет не менее 8 лунных месяцев, как правило, выживают в условиях домашнего ухода и содержания. С учетом этого применительно к младенцам, рожденным вне условий медицинского учреждения, в судебной медицине жизнеспособными считают новорожденных, не имеющих несовместимых с жизнью вне утробы матери пороков развития, массой не менее 1500 г, длиной тела не менее 40 см, нежизнеспособными вследствие их недоразвития — с меньшими массой и длиной тела, продолжительностью беременности менее 210 дней. Трупы новорожденных с массой тела менее 1000 г и длиной тела менее 35 см судебно-медицинской экспертизе не подлежат.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ
2.1. Сестринский уход за новорожденными
Сестринский уход за здоровым новорожденным представляет собой специальные процедуры в первые дни жизни младенца. От правильности их проведения зависит успешная адаптация ребенка к внеутробной жизни.
Сестринский уход за здоровым новорожденным – это комплекс медицинских мероприятий, которые помогают ребенку адаптироваться от внутриутробных к внеутробным условиям существования.
Период новорожденности начинается с момента завершения процесса родов, с первого вздоха ребенка до окончания периода адаптации к жизни. Обычно этот период длится 28 дней.
Сестринский уход за новорожденными осуществляется подготовленным персоналом. Медсестра по уходу должна знать следующие вопросы, относящиеся к этому периоду:
Особенности строения основных систем и органов ребенка, которые помогают ему адаптироваться к условиям жизни.
Особенности диагностирования уровня зрения и слуха ребенка, его психомоторного развития.
Особенности развития новорожденного, его оценка, виды физических отклонений, которые могут быть выявлены у новорожденных в первый месяц жизни.
Принципы и техника грудного вскармливания, его значение для нормального развития ребенка и формирования систем организма.
Способы замены грудного кормления при невозможности его осуществления.
Нарушения в питании ребенка.
Сестринский уход за здоровым новорожденным включает в себя оценку состояния его кожных покровов и слизистых оболочек.
Медсестра также должна знать о функциях кожи и правилам ухода за ней.
Особенности развития желудочно-кишечного тракта ребенка в первый месяц жизни, возможные отклонения и принципы ухода.
2.2. Памятка родителям по уходу за новорожденным
Медицинская сестра должна обучить мать правилам ухода за ребенком.
К моменту возвращения женщины из роддома необходимо очень тщательно подготовиться: убрать квартиру, и особенно ту комнату, где будет находиться ребенок, обработать пылесосом (или выбить) всю мягкую мебель, матрацы, портьеры, ковры, выстирать или почистить одеяла, занавески, шторы, половики, пледы, провести влажную уборку полов, протереть светильники.
Для ребенка следует выделить хорошо проветриваемое, достаточно теплое, светлое помещение в квартире (или комнате). Новорожденный должен иметь кроватку. Совершенно недопустимо укладывать ребенка в свою постель, в приспособленные для этой цели коробку, корыто, коляску и др. Кровать должна стоять в хорошо освещенном месте, но не очень близко от окна. Лучше всего купить деревянную или металлическую кровать, которую легко протирать влажной тряпкой. На ночь ее можно при необходимости придвигать к кровати матери.
Детский матрац должен быть достаточно жестким, обрабатываться влажной тряпкой. Нельзя использовать ватные или пуховые матрацы, так как они способствуют неправильному формированию скелета новорожденного. В некоторых случаях можно рекомендовать матрацы из синтетических материалов: они хорошо моются, очень удобны. Однако приспосабливать подручные материалы для домашней набивки матрацев и подушек опасно: некоторые синтетические ткани токсичны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средний медицинский персонал играет огромную роль в неонатальных отделениях, выполняя значительный объем работы по уходу за новорожденными, медицинские манипуляции, профилактике внутрибольничных инфекций. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы.
Широкое распространение во всем мире получила иммунологическая профилактика инфекций, что позволило значительно снизить заболеваемость туберкулезом, полиомиелитом, коклюшем, дифтерией, корью и столбняком, а натуральную оспу благодаря вакцинации удалось искоренить полностью. Неоспоримое достижение последних лет - вакцинация детей с хроническими заболеваниями, использование инактивированных вакцин.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акушерство / Под редакцией Г.М. Савельевой. - М.: Медицина, 2017. - 816 c.
2. Акушерство и гинекология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 899 c.
3. Акушерство и гинекология. - М.: Литтерра, 2015. - 384 c.
4. Бекманн, Ч.Р. Акушерство и гинекология / Ч.Р. Бекманн. - М.: Медицинская литература, 2017. - 260 c.
5. Гордеева, Г. Д. Акушерство и гинекология / Г.Д. Гордеева, Г.К. Степанковская. - М.: Эксмо, 2016. - 400 c.
6. Гуськова, Н. А. Акушерство. Краткий справочник / Н.А. Гуськова. - М.: Питер, 2016. - 304 c.
7. Камынина, Н. Н. Теория сестринского дела. Учебник / Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 c.
8. Каплан, А. Л. Учебник акушерства и гинекологии / А.Л. Каплан. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2015. - 284 c.
9. Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец и др. - М.: Феникс, 2015. - 672 c.
10. Кретова, Н. Е. Акушерство и гинекология / Н.Е. Кретова, Л.М. Смирнова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 320 c.
11. Ланковиц, А. В. Акушерство и гинекология (для школ медицинских сестер) / А.В. Ланковиц. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 320 c.
12. Линева, О. И. Акушерство / О.И. Линева, О.В. Сивочалова, Л.В. Гаврилова. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
13. Славянова, И. К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии / И.К. Славянова. - М.: Феникс, 2017. - 400 c
14. Серов, В. Н. Практическое акушерство / В.Н. Серов, А.Н. Стрижаков, С.А. Маркин. - М.: Медицина, 2017. - 512 c.
15. Славянова, И. К. Акушерство и гинекология / И.К. Славянова. - М.: Феникс, 2013. - 576 c.