Фрагмент для ознакомления
1
Глава 1. Координационные способности и методы их оценки 5
1.1. Характеристика координационных способностей 5
1.2. Методика развития координационных способностей 10
1.3. Критерии и методы оценки координационных способностей 13
Глава 2. Оценка координационных способностей юных футболистов 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Результаты тестирования 18
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процессы управления подготовкой спортсмена требуют осуществления контроля. В спортивной метрологии под контролем понимают сбор информации об объекте (системе) для последующего изменения функционирования системы.
В физическом воспитании и спорте осуществляется, как правило, комплексный контроль состояния спортсмена, его соревновательной и тренировочной деятельности.
Специалисты разного профиля (врачи, педагоги, биомеханики, физиологи, биохимики, психологи и др.) в процессе комплексного контроля в спорте собирают множество информации о состоянии спортсмена, что дает возможность в значительной степени объективно управлять учебно-тренировочной деятельностью. Целью комплексного контроля является всесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена, которая проводится во время этапных или углубленных комплексных обследований, а также регистрация уровня технико-тактического мастерства, показателей физического и психического состояния, особенностей соревновательной деятельности.
Выбор показателей комплексного контроля определяется целью тестирования. Программы комплексного контроля в разных видах спорта неодинаковы. В батарею тестов комплексного контроля подготовленности спортсменов включаются информативные показатели, характеризующие состояние здоровья, телосложение, степень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства.
Футбол является одним из тех видов спорта, который требует в постоянно меняющихся ситуациях координированного проявления всех двигательных способностей. Известно, что у футболистов велико число двигательных локомоций. Речь идет о сложных структурах и их творческих комбинациях с исключительно большой вариативностью. Этим объясняется необходимость развития координационных способностей в юном возрасте, как одного из важнейших аспектов физической подготовки.
Целью работы является изучение метрологических основ оценки уровня координационных способностей в футболе.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить научно-методическую литературу по проблеме;
− ознакомиться с методами оценки координационных способностей в футболе;
− провести оценку уровня развития координационных способностей футболистов.
Объект исследования: координационные способности.
Предмет исследования: метрологические основы оценки координационных способностей футболистов.
Глава 1. Координационные способности и методы их оценки
1.1. Характеристика координационных способностей
Координационные способности представляют собой свойства организма к согласованию в единое смысловое целое отдельных элементов движения для решения конкретной двигательной задачи. Эта согласованность проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. Координационные способности способствуют достижению высоких спортивных результатов, обусловливая скорость и эффективность освоения жизненно необходимых двигательных навыков, спортивной техники. Уровень координационных способностей определяется следующими способностями индивида:
− точностью и быстротой выполнения двигательных действий при лимите времени;
− быстротой реагирования на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
− способностью ориентироваться во времени и пространстве;
− способностью дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
− приспособлением к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задач;
− способностью предугадывать положение движущегося объекта в нужный «момент времени» (экстраполяция).
По мнению Н.А. Бернштейна и А.В. Запорожца координация любого двигательного акта, от самого элементарного до такого сложного как письмо и артикуляция, определяет образ или представление ожидаемого результата действия. Н.А. Бернштейн считает, что представление о действии является «ведущей инвариантой», которая по ходу определяет перестройку программы двигательного акта.
Координационные способности в зависимости от специфики двигательной задачи могут проявляться и в форме выполнения действий в заданном ритме, удержания различных равновесий, своевременной перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки и др. Правильно осмыслить эти вопросы возможно с позиции системного подхода и многоуровневой теории управления движениями.
Одним из основных понятий в системе управления движениями, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений», которую рассматривают как организацию управляемости двигательного аппарата. Специалисты разных стран, начиная с 30-х годов ХХ века, смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате, на сегодняшний день насчитывается от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей, включающих в себя:
− координацию деятельности больших мышечных групп всего тела;
− общее равновесие;
− равновесие со зрительным контролем и без него;
− равновесие на предмете;
− уравновешивание предметов;
− быстроту перестройки двигательной деятельности.
Объединяя целый ряд способностей, которые имеют отношение к координации движений, в определенной мере их можно разбить на три группы:
− способности точно соизмерять
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агаджанян, Н.А. Основы физиологии человека [Текст] / Агаджанян Н.А. - М.: РУДН.- 2011. - 410 с.
2. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта[Текст] / Волков Л.В. – К.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
3. Губа, В. П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте [Текст] / В. П. Губа, Р. Н. Дорохов, В. А. Быков, А. А. Солонкин. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 158 с.
4. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физкультуре и спорте [Текст] Учебное пособие для студ. высш. уч. Заведений / Железняк Ю.Д., Петров П.К. - М: Издательский центр "Академия", 2002. – 264 с.
5. Искусство подготовки высококлассных футболистов/ под. ред. Н.М. Люкшинова [Текст]. – М.: Сов. спорт, 2013. – 416 с.
6. Казаков, П. Н. Футбол [Текст] / А. М. Казаков. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 256 с.
7. Козловский, В. И. Подготовка футболистов [Текст] / В. И. Козловский. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 173 с.
8. Лях, В.И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов [Текст] / Лях В.И., Витковски З., Жмуда В. // Теория и практика физической культуры, 2002, 4.- С. 21 – 25.
9. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии, направлениям экономики и управления / А.В. Архипов [и др.] ; под ред. В.М. Мишина. / М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.-495 с
10. Минаева, Н.А. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст] / Минаева Н.А. Филин В.П. - М.: Физкультура и спорт. - 2012. - С. 85-126.
11. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов [Текст] / Г. В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2007, – 288 с.
12. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов [Текст] / Под общ. ред. В.П. Филина. - М.: Физкультура и спорт. 2009 - 207с.
13. Новокщенов, И. Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации [Текст] / И. Н. Новокщенов. – Волгоград: ВГАФК, 2003. – 334 с.
14. Пшибыльский, В. Комплексный контроль в системе многолетней подготовки футболистов детского и юношеского возраста [Текст] / Пшибыльский В. - Киев, 2014. - 372 с.
15. Саркисян, Р.А. Подготовка юных футболистов: Методические рекомендации [Текст] / Саркисян Р.А., Четырко A.M., – Ереван, 2011. – 231 с.
16. Смирнов, Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности: Учеб.пособие [Текст] / Смирнов Ю.И. – Малаховка: МОГИФК, 2014. – 68 с.
17. Смирнов, Ю.И. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] / Ю.И. Смирнов. - М.: Медицина, 2006. - 176 с.
18. Спасский, О.Д. Футбол [Текст] / Спасский О.Д. - М.: Физкультура и спорт. – 2010, 145с.
19. Спортивная метрология: Учебное пособие [Текст] / Трифонова Н.Н., Еркомайшвили И.В., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 112 с.