Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА 6
1. 1 Цель и методика составления бизнес-плана 6
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана 16
1.2.1 Вводная часть (резюме) 20
1.2.2 Анализ рынка и положения дел в области проводимых работ по программе 22
1.2.3 Маркетинговый, производственный, организационный, финансовый план 24
1.2.4 Степень потенциальных рисков 40
1.3 Особенности проработки финансовых вопросов в проекте бизнес-плана предприятия 41
2. РАСЧЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
2.1. Определение сметной себестоимости 53
2.2. Определение эффективности организационно-технических мероприятий 53
2.3. Расчет численности работающих, фонда заработной платы, производительности труда 57
2.4. Расчет плановой себестоимости по статьям и элементам затрат 60
2.5. Расчет плановой величины основных показателей производственно-хозяйственной деятельности строительной организации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Фрагмент для ознакомления
2
Отношение объема продаж к текущим активам. Эта величина получается путем де¬ления ежегодного объема продаж на сумму действительных активов. Этим показате¬лем оценивается эффективность использования действительных активов руководст¬вом фирмы. Чем выше этот показатель, тем лучше.
Отношение торговых издержек к объему товарных запасов. Эта величина получа¬ется путем деления ежегодной величины торговых издержек на объем товарных запа¬сов. Этот показатель в принципе очень похож на эффективность товарооборота. Раз¬ница состоит в том, что здесь получаются более точные цифры торговых издержек.
Отношение суммы подлежащих оплате счетов к объему продоле (%). В этом случае делят сумму подлежащих оплате счетов на ежегодный объем продаж и умножают на 100. Слишком низкий показатель может свидетельствовать о не слишком выгодных условиях с поставщиками. Слишком высокий показатель свидетельствует о пробле¬мах платежей поставщикам.
Отношение торговых издержек к сумме подлежащих оплате счетов. Эту величину получают делением ежегодных сумм торговых издержек на сумму подлежащих оплате счетов. Слишком низкие показатели могут свидетельствовать о проблемах платежей поставщикам. Слишком высокие — о том, что условия поставщиков не очень выгод¬ны.
4. Доля заемных средств, оценивающих задолженность предприятия (т.е. сколько долгов числится за предприятием).
Отношение величины основных фондов к собственному капиталу. Этот показатель получают делением величины основных фондов на объем собственного капитала. Чем он ниже, тем это лучше для кредиторов, однако, слишком низкие показатели могут свидетельствовать о неэффективности или устаревании инфраструктуры.
Отношение величины задолженности к собственному капиталу. Показатель получается путем деления общей задолженности на величину собственного капитала. Чем выше показатель; тем выше риск для кредиторов.
В любой ситуации, когда стремишься заработать капитал, занять денежные средства, арендовать оборудование или получить кредитную линию, потенциальные финансовые источники будут использовать множество финансовых показателей для оценки состояния предприятия. Вот некоторые из них, которые они могут использовать в своей оценке.
Разумеется, существуют проекты, для которых нет необходимости привлекать все перечисленные показатели, однако при необходимости должно ис¬пользоваться любое их подмножество. Оценка по не¬скольким разнородным и неприводимым параметрам требует привлечения экспертов. Сложность проблем, стоящих, перед разработчи¬ками проекта бизнес-плана предприятие, вызывает необходимость учета ненадежности входной инфор¬мации и расчетов риска. Чем крупнее проект, тем опаснее для его инициаторов допустить промах в прогнозах производственных и инвестиционных за¬трат, цен, спроса и возможностей реализации. Поэто¬му расчет должен включать анализ рисков являющихся определяющим при принятии решения об ин¬вестиции. Для анализа проектов в условиях неопределенности используется анализ безубыточности и динамичности, а также вероятностный анализ.
В «Методических рекомендациях по оценке эф¬фективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» выделяются следующие, наи¬более существенные виды неопределенности и инвестиционных рисков: риск, связанный с нестабильностью экономиче-ского законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли; внешнеэкономический риск, т.е. вероятность вве¬дения ограничений на торговлю и поставки, возмож-ность закрытия границ и т.п.; неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических измене¬ний в стране или регионе. Подобные вопросы обычно решаются путем проведения периодических исследо¬ваний о состоянии инвестиционного климата в стра-не, регионе, городе; неполнота или неточность информации о динами¬ке технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии. Ответы могут сформулировать лишь высококлассные специалисты-эксперты, привлечение которых зависит от сложно¬сти проекта; колебания рыночной конъюнктуры, цен, валют¬ных курсов и т.п. Решение этих проблем непосредст¬венным образом связано с качеством проведенных маркетинговых исследований; неопределенность природно-климатических усло¬вий, возможность стихийных бедствий; производственно-технологический риск (аварии и отказ оборудования, производственный брак и т.п.). Оценку вероятности этих ситуаций могут дать только отраслевые специалисты-технологи на основе накоп¬ленного опыта; неопределенность целей, интересов и поведения разливных участников; неполнота или неточность информации о финан¬совом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств) [14, c. 326].
В условиях рыночной экономики сильно ограни¬чено использование нормативно заданных значений входных данных (например, структуры цен, коэффи¬циента дисконтирования, ожидаемого объема произ¬водства и др.). Расчеты приходится вести на основа¬нии их прогнозных значений, которые носят вероятностный характер.
Отсюда можно сделать следующие выводы: под¬ход к оценке инвестиций должен быть вариантным, связанным с различными возможными сценариями развития экономики. При этом, наряду со значениями выходных показателей, соответствующих тем или иным параметрам, должна учитываться зависимость реализации проекта от изменения входных парамет¬ров, включая их вероятностный разброс; в выводах должна в явной форме оцениваться степень ожидаемого риска. Рисковый характер про¬ектов, требующих государственной или муниципаль¬ной поддержки, весьма вероятен; оценка инвестиций должна в минимально воз¬можной мере зависеть от тех входных параметров, значение которых не поддается четкой надежной оценке; поскольку точность прогноза входных, парамет¬ров неизбежно убывает с увеличением периода про¬гноза, то среди выходных показателей должны обяза¬тельно учитываться показатели, характеризующие реализацию проекта в динамике.
Необходимость учета динамики реализации про¬екта при оценке экономической эффективности инвестиций определяется увеличением входных парамет¬ров и выходных показателей, многие из которых оп-ределяются именно динамикой: (например, годовые денежные потоки). Для полного учета динамики реа¬лизации проекта целесообразно использование ими¬тационных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, которые в зарубежной литературе называют корпоративными. Эти модели просчитывают максимально приближенную к реаль¬ности динамику реализации проекта через описание денежных потоков как событий, происходящих в раз¬личные периоды.
Вариантный и вероятностный характер многих процессов в рамках инвестиционных проектов повы¬шает роль экспертных оценок при определении их экономических и финансовых показателей. Такие оценки употребляются достаточно регулярно как в отечественной, так и в зарубежной практике. Так, выбор методов оценки эффективности уже основан на некотором экспертном заключении. В переходный период роль экспертных заключений при определе¬нии соответствующих показателей существенно воз¬растает, поскольку используемые для расчета показа¬тели не являются ни директивными (как при админи¬стративно-командной системе), ни равновесными (как в развитой рыночной экономике). Соответст¬вующая экспертная оценка может быть получена как после проведения специальных исследований, так и при использовании накопленного опыта ведущих специалистов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации.
2. Положение по бухгалтерскому учёту 9/99 «Доходы организации».
3. Положение по бухгалтерскому учёту 10/99 «Расходы организации».
4. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.
5. Артеменко В. Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: НГАЭ и У, 2000. – 456 с.
6. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 687 с.
7. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 480 с.: ил.
8. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 298 с.
9. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.: ил.
10. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И. М. Степнова – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. – 240 с.: ил.
11. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.
12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 304 с.
13. Зайцев В.И. Стратегия развития фирмы. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 322 с.
14. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Юристь, 2002. – 478 с.
15. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. Тактическое планирование / Под общ. ред. А.И.Ильина. – М.: Новое знание, 2000. – 416 с.
16. Инвестиции / С.В. Валдайцев, П.В. Воробьев, С.Г. Горбушна и др. – М.: ТК Велби, 2003. – 440 с.
17. Камаев В. Д. Основы экономической теории: Учебник. – М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998. – 315 с.
18. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 412 с.
19. Ковалёва А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 416 с.
20. Ковелло Дж.А., Хейзелгрен Б. Дж. Бизнес-планы: Полное справочное руководство./ Перевод с английского.– М.: Бином, 1999 г.
Литвин М. И. Финансовый менеджмент. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 140 с.
21. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 639 с.
22. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 318 с.
23. Рябова Р.И., Иванова О.В. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, с комментариями и бухгалтерскими проводками. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 234 с.
24. Сосненко Л.С., Кивелиус И.Н. Анализ экономического потенциала туристской фирмы. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2005. – 244 с.
25. Черныш Е.А., Молчанова и др. Прогнозирование и планирование. – М., ЮНИТИ, 2001. – 547 с.
26. Шапиро В.Д. Управление проектами. – СПб: КВАДРА, 2000. – 610 с.
27. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 343 с.
28. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.
29. Шуляк П. Н. Финансы предприятий: Учебник. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. – 752 с.