Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что общее регулирование правового статуса зон с особыми условиями использования территорий (далее также - зоны с ОУИ) стало осуществляться не так давно - с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 342-ФЗ). До этого правовой статус таких зон регулировался лишь отдельными законодательными нормами, что существенно затрудняло их применение и приводило к многочисленным судебным спорам.
Для установления единых подходов к правовому регулированию зон с ОУИ и ограничений использования земельных участков, расположенных в таких зонах, Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) был дополнен новой главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий». Также были внесены существенные изменения в нормы, регулирующие возмещение убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с ОУИ (статьи 57 и 57.1 ЗК РФ), а также в иные нормативные правовые акты. Большинство новых норм в отношении зон с ОУИ вступили в силу со дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ (04.08.2018).
С принятием Закона N 342-ФЗ сразу же возник вопрос, как применять новые общие положения о зонах с ОУИ на практике, в том числе в отношении зон с ОУИ, установленных до вступления в силу указанного Закона. Рассмотрим основные изменения и попробуем ответить на этот вопрос.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с правовым режимом зон с особыми условиями использования территорий по законодательству РФ.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодателства, регламентирующие правовой режим зон с особыми условиями использования территорий по законодательству РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правового режима зон с особыми условиями использования территорий по законодательству РФ.
Задачами работы ставится:
• Исследовать понятия, особенности и виды зон с особыми условиями использования территорий;
• Проанализировать содержание правового режима отдельных видов зон с особыми условиями использования территорий.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятия, особенности и виды зон с особыми условиями использования территорий
Термин «зона» (от греч. «пояс»), несмотря на частое употребление в нормативных правовых актах, легального определения не имеет. В различных словарях зона понимается как «пояс», «полоса».
Нормативными правовыми актами зона определяется как ограниченная каким-либо образом территория: пространство между какими-либо границами, двумя линиями или вдоль какой-нибудь линии, а также вообще характеризующаяся какими-то общими признаками территория, область. Так, например, особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
По разным оценкам, в российском законодательстве насчитывалось в среднем от 50 до 100 различных зон. В свою очередь, Министерством экономического развития Российской Федерации было определено более ста зон, объединенных в двадцать шесть групп, информация о которых предоставляется федеральными органами исполнительной власти. Широкое понимание зон с особыми условиями использования территории давалось и в классификаторе ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости: в число которых включаются и территории особо охраняемого природного объекта, и зоны публичного сервитута и резервирования земель, и территории традиционного природопользования и др.
Впервые термин «зона с особыми условиями использования территории» (далее также - ЗОУИТ и зона) был закреплен в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако понятие ЗОУИТ данная норма не раскрывала, только лишь установила открытый их перечень: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ранее подлежали употреблению такие термины, как: «территория с особыми условиями использования» (Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации»), «особые территории» (Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»); чаще родовой термин для обозначения не использовался.
Теперь в Земельный кодекс Российской Федерации включена новая одноименная глава, в которой определены цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения и прекращения существования.
В соответствии с действующим законодательством зоны с особыми условиями использования территории представляют собой определенную территорию, в установленных границах которой в определенных целях (обеспечения обороны страны и безопасности государства и защиты жизни и здоровья граждан, а также безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды и ее компонентов) установлен особый (специальный) правовой режим, заключающийся прежде всего в установлении ограничений в использовании земельных участков или частей земельных участков. При этом ограничения использования земельных участков распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством.
Установлен закрытый перечень видов зон с особыми условиями использования территории (всего двадцать восемь) (ст. 105 ЗК РФ), которые могут быть систематизированы по различным основаниям.
1. Возникающие в силу федеральных законов (прямо поименованы в законе - водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия) и возникающие на основании решения об установлении зон с особыми условиями использования территории - все остальные.
2. Предназначенные для охраны объекта от неблагоприятного воздействия извне (охранные зоны) и предназначенные для защиты окружающей среды от негативного воздействия опасного (промышленного) объекта (защитные). Это основание классификации условно ввиду того, что есть зоны с особыми условиями использования территории, сочетающие в себе как охранные, так и защитные функции.
3. В зависимости от цели установления:
- в целях безопасной эксплуатации различных объектов (например, транспорта, связи, электроэнергетики, железных и автомобильных дорог, линий и сооружений связи, зоны затопления и подтопления и др.);
- в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия;
- в целях охраны окружающей среды (в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, прибрежная защитная полоса, округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов и др.).
Правовой режим зон с особыми условиями использования территории определяется федеральными законами, положением о виде ЗОУИТ и решением о конкретной зоне. Ч. 6, 7 ст. 106 ЗК РФ. ЗК РФ предусматривается три вида решений: об установлении, изменении и прекращении существования ЗОУИТ. При этом определены случаи, когда принятие решения о прекращении
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Статьи 128, 130 // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (часть 1). Ст. 1.
6. Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, N 32 (Часть II), ст. 5135.
7. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 30 (часть II). Ст. 3127.
8. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667;
9. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
10. Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, N 26, ст. 2519.
11. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Российская газета, N 57, 22.03.1995.
12. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
13. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Пункт 5.1 ст. 34 // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4344.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» // СЗ РФ. 2017. N 50 (часть III). Ст. 7619.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» // Собрание законодательства РФ, 27.11.2000, N 48, ст. 4694.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798.
17. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» // БНА ФОИВ. 2002. N 19.
18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» // Российская газета. 2008. 9 февраля.
19. Приказ Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» // БНА ФОИВ. 2009. N 43.
20. Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 сентября 2018 года N 41067-ОГ/02, от 28 сентября 2018 года N 40040-ТБ/02 и от 1 октября 2018 года N 44076-ОГ/02 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2014 года по делу N 33-15312/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2017 г. по делу N 304-КГ17-3959, А70-2706/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 309-ЭС18-6555 по делу N А 5010573/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 г. по делу N А05-14045/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2018 года N Ф06-30775/2018 по делу N А5712113/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2018 года N Ф09-137/18 по делу N А50-10573/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2011 г. по делу N А42-5078/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Башарин А.В., Петунов А.А. Защита прав правообладателей земельных участков при изменении документов градостроительного зонирования // Закон. 2019. N 6. С. 157 - 171.
29. Воронцова А.А., Заславская Н.М. Правовой режим зон с особыми условиями использования территории // Экологическое право. 2019. N 2. С. 12.
30. Золотова О.А. Правовой режим охранных зон: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 12.
31. Зоны с особыми условиями использования территории: продление сроков реализации реформы // СПС КонсультантПлюс. 2020.
32. Жаркова О.А. Оформление прав на линейные объекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 12. С. 43 - 55.
33. Липски С.А. Тенденции в изменении подходов законодателя к установлению и обеспечению правового режима земельных участков // Правовые вопросы недвижимости. 2019. N 2. С. 19 - 23.
34. Степанова Л.И. Новое в регулировании статуса зон с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 4. С. 99.