Фрагмент для ознакомления
2
Предприятием является сложный организм. В нем уживаются и соединяются интересы групп и личности, ограничения и стимулы, инновации и жесткая технология, свободное творчество и безусловная дисциплина, неформальные инициативы и нормативные требования. У предприятий есть свой облик, традиции, репутация и культура. Они уверенно развиваются эффективно используют ресурсы, в случае наличия обоснованной стратегии. Когда перестают отвечать избранным целям, они перестраиваются. Когда оказываются неспособными выполнять свои задачи, предприятия погибают. Не понимая сущности предприятий и закономерностей их развития, нельзя ни руководить ими, ни применять эффективно их потенциал, ни изучать современные технологии их деятельности.
На любом предприятии существуют управляемые, неуправляемые процессы и частично управляемые. Все процессы состоят из четырех составляющих:
- входное влияние (вход) (распоряжение руководителя, поступающие данные);
- реорганизация входящего воздействия (обработка по известным или новым алгоритмам);
- итог реорганизации (исполнительское действие или управленческое решение самого начальника);
- воздействие результата на входное влияние (регулирование алгоритма начальной обработки входного влияния или изменение его величины).
Между входным влиянием и выходным итогом имеется зависимость, которая может иметь следующий вид: графический, словесный, формульный, табличный. Соотношения могут быть объективными и субъективными; долговременными и кратковременными; аморальными и моральными. Из этого следует, что все поступки и решения человека подчиняются каким-то неосознанным и осознанным привязанностям. Закон – это зависимость, которая получила поддержку и признание авторитетных ученых (законы предприятия).
Законы предприятия содержат в своем составе общие и особенные части. Общая часть закона содержит механизм действия независимо от географического положения страны, сферы деятельности предприятия. Особенная часть – это та часть закона, которая не изменяет его сути и отражает возможности предприятия как социальной системы.
Законы играют определяющую роль в теории предприятия, а также создают теоретический фундамент, который способствует переходу от экспериментального подхода к профессиональному, дает возможность правильно оценить сложившуюся ситуацию и рассматривать иностранный опыт.
Актуальность темы состоит в законе самосохранении,
который по важности относится к основополагающему (первому) уровню и служит теоретической базой для анализа общего состояния предприятия.
Цель курсовой работы - рассмотрение закона самосохранения предприятия.
Задачи работы:
- ознакомиться с видами, сущностью, структурой предприятия;
- изучить теоретическую базу реализации и характера действия закона самосохранения.
Методы исследования: логический, монографический, метод сравнения, анализ экономических источников литературы, анализ правовых, экономических, статистических источников литературы.
1. Теория работы и построения предприятия
1.1 Признаки предприятия: внешняя среда и внутренние переменные
Предприятие является обособленным объединением людей для взаимодействия в достижении конкретных задач и целей. Это открытая система, которая состоит из большого количества взаимосвязанных частей, что объединены в одно целое. Основное и центральное место в предприятии занимает человек, который владегот, применяет и распоряжается технологией, техникой и финансами, которые принадлежат этому предприятию.
Каждое предприятие описывают довольно общие признаки. К ним можно отнести:
- количественную определенность, потребность в минимальном количестве людей на предприятии. Однако предприятие не может превышать конкретный максимум его штата, в противном случае оно может потерять присущие ей качества и свойства;
- наличие общих целей, ради которых люди объединились в предприятие и создали его конкретную структуру, в том числе средства достижения данных целей;
- обособленность, «границы», что отделяют одно предприятие от других и создают единство, целостность действий сотрудников внутри этой системы, кроме его открытости, иными словами взаимодействие с внешним окружением;
- руководящий, управляющий и координирующий центр. На крупных предприятиях может быть несколько таких центров. Допустим, производственное объединение может состоять из множества центров управления, начиная с производственной смены, бригады, участника, цеха, заводоуправления, отделения, совета директоров, генерального директора и суперотделений.
Помимо этого, предприятие характеризуют конкретная организационная культура и возможность, в нужных границах, реализовывать саморегулирование своей работы, нужно отметить и внутренние переменные предприятия, и его отношения с внешним окружением.
Внутренние переменные предприятия. Состояние предприятия не является чем-то застывшим и неизменным. Изменения внутреннего содержания его происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. В каждый определенный отрезок времени внутренний фактор предприятия есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология, и иные составляющие предприятия.
Цели и задачи предприятия многообразны и зависят от разных обстоятельств. Торговые предприятия ставят своей целью реализацию товаров и получение торговой прибыли; промышленные предприятия - производство необходимых товаров, при этом решают задачи повышения производительности труда, достижения рентабельности; государственные учебные заведения - подготовку специалистов для народного хозяйства и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизация затрат на обучение, повышение его научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От целей предприятия зависит его структура.
Структура предприятия это внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей предприятия (подразделений, занятых маркетингом, производством, финансами, НИОКР и т.д.). В зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство предприятия перестраивает его для болего эффективного
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Акимова Т.А. Теория предприятия: Уч.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2018. – с. 376
2. Коренченко Р.А. Общая теория предприятия: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2018. – с. 297
3. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Отела – Л, 2014 – 371с.
4. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов – М.: Изд-во «Экзамен», 2016. – с. 267
5. Наумова А.И., Виханский О.С. Менеджмент: Учебник – 5-е изд. – М.: Экономистъ, 2019 – 443с.
6. Сергегов И.В. Экономика предприятия. - М.: Статистика и финансы, 2018 – 167 с.
7. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2016. – 328 с.
8. Теория предприятия: Учебник для вузов - М.: изд-во «Экономика», 2017. – с. 442
9. Теория управления. Учебник/под общ. ред. А.Л.Гапоненко – М.: Изд-во РАГС, 2015. – с. 569
10. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/под ред. акад. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 538 с.
11. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 287 с.