Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Заработная плата персонала или же оплата труда – это вознаграждение за труд, которое зависит от условий, качества и количества должностных обязанностей, а так же заработная плата зависит от квалификации сотрудника [7, стр.54]. В целях проверки достоверности, своевременности начисления и выплаты, а так же полноты вознаграждения за труд производится аудит оплаты труда.
Независимая оценка достоверности отражения информации об оплате труда в бухгалтерской отчетности и учете является – аудитом расчетов оплаты труда.
В современном стремлении Российской Федерации созидания определенной ниши в мировой экономике, создаются условия при которых стандарты аудита для любой страны которая участвует, так или иначе в международном бизнесе, должны быть понятны и интегрированы к общим понятиям. И тем более не противоречить друг другу, как происходило в национальных российских стандартах по отношению к международным стандартам аудита, до 2017 года.
Таким образом, международные стандарты аудита являются своеобразным необходимым условием для удерживания твердых позиций страны на мировом экономическом рынке.
Начиная с 1993 года РФ, постоянно предпринимает наладить свой национальный стандарт финансовой отчетности, который до 2016 года включительно имеет ряд значительных недостатков, из-за которых работа аудиторских организаций и индивидуальных аудитором значительно усложнена. После ряда не самых удачных попыток Российская Федерация все же взяла курс на максимальное сближение с международными стандартами аудита, которые являются основополагающими в современном экономическом мире.
В тоже время, переход российских национальных стандартов к международным, не является конечной целью, так как любая страна имеет свои индивидуальные национальные особенности ведения бизнеса.
Целью данной курсовой работы является изучение аудита расчетов по оплате труда в ООО «Приморское».
Для достижения цели необходимо выполнить следующий ряд задач:
- дать определения основным понятиям, целям, задачам и объектам аудита расчетов по оплате труда;
- рассмотреть основные нормативные документы, которые регламентируют учет труда и оплаты труда;
- рассмотреть методику аудита расчетов по оплате труда, а также порядки удержаний из заработной платы;
- изучить порядок проведения аудита на примере ООО «Приморское» г. Краснодар.
Объектом исследования является ООО «Приморское», на примере которого ведется аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда.
При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Большое внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок расчетов по оплате труда, а также порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
1.1.Задачи и цели проведения аудита по расчетам оплаты труда на предприятии
Проведение аудита расчетов по оплате труда производится с целью установления соответствия применяемой методики бухгалтерского учета расчетов с персоналом в организации, действующим нормативным актам и распорядительным документам. К таким документам относятся:
- положения по оплате труда работников;
- трудовые договоры или контракты;
- положения о премировании работников предприятия и т.д.
Аудиторская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [9, стр.42].
Проведение аудита по расчетам оплаты труда, позволяет аудитору сформировать квалифицированное мнение о достоверности отображенной бухгалтерской отчетности на аудируемом предприятии.
Вопросы, на которые должна дать ответы аудиторская проверка расчетов по оплате труда, называются задачами аудита. Задачи аудита расчетов оплаты труда, представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. – Задачи аудита расчетов по оплате труда на предприятии
При проведении, аудита расчетов по оплате труда, проверяются документы, которые подтверждают расчеты по начислению и выдаче заработной платы, удержания из нее, а именно:
- положения о премировании и стимулировании сотрудников;
- трудовые и гражданско-правовые договоры;
- штатное расписание;
- приказы в отношении выплат сотрудникам;
- личные карточки персонала;
- наряды работникам;
- листы временной нетрудоспособности;
- ведомости выдачи заработной платы;
- бухгалтерский баланс организации;
- главная книга;
- учетные регистры;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
В ходе проверки должны быть проверены учетные регистры счетов, которые представлены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Перечень учетных регистров счетов значимых при аудите оплаты труда
Аудит расчетов по оплате труда производится в несколько этапов, которые представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. – Этапы проверки расчетов по оплате труда на предприятии
На первом этапе производится проверка правильности оформления бухгалтерской документов по учету рабочего времени, документации по платежам и расчетам, неполученной в срок заработной платы, то есть депонированной.
На втором этапе проводится проверка бухгалтерских документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда, на предмет правильности арифметических расчетов.
На третьем этапе производится проверка, обоснованности:
- начисления работникам предприятия выплат по оплате труда;
- расчета совокупного дохода работников;
- предоставления налоговых вычетов;
- применения ставок налога на доходы физических лиц;
- начисления выплат в связи с особыми условиями труда (работа в ночные часы, сверхурочные, праздничные и выходные дни).
На четвертом этапе проверяется обоснованность расчета совокупного дохода работников, применения налоговой ставки, предоставления налоговых вычетов, а так же правильность предоставления и расчета налоговых льгот.
На пятом этапе проверяется достоверность и обоснованность расчетов по исполнительным листам.
На шестом этапе проверяется соответствие отраженных в бухгалтерской отчетности, показателей бухгалтерского учета информации на счетах. [14, стр.56].
1.2. Нормативно-правовая база аудита расчетов по оплате труда на предприятии
Аудиторская проверка производится на основании стандартов аудита. Стандарты аудита — это документы, которые регламентируют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, их соблюдение обеспечивает надлежащий уровень качества проведения аудита и оказания, сопутствующих аудиту услуг. [10, стр.45]
Различают четыре группы аудиторских стандартов, согласно которым производится аудиторская проверка. Группы стандартов представлены на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. – Группы стандартов аудита
В п.2 и 3 статьи 1 ФЗ от 30.12.2008 №307 «Об аудиторской деятельности», аудиторская деятельность или услуги – это деятельность по проведению аудита и оказанию услуг сопутствующих аудиту, которые могут осуществляться индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями. [13, стр.89]
Аудит и аудиторская деятельность различны по итогам выполненной работы. Конечной целью аудита является – аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Результатом аудиторской деятельности – является оказание сопутствующих услуг, например: экономические оценки инвестиционных проектов организации и их прогнозирование, характеристика управленческой структуры организации и т.д.
С мая 2010 г. поводилась разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
До 2018 года действующие в РФ стандарты аудита были починены следующим правилам:
- российским стандартам аудиторской деятельности, которые были разработаны и утверждены Минфином вместе с Правительством РФ;
- международным стандартам, утвержденным Международной федерацией бухгалтеров;
- внутренним стандартам, распространенным на аудиторские объединения.
Правительством РФ, в процессе разработки национальных стандартов, было приято 34 регламентирующих документов, а так же Минфином дополнительно было введено еще 8 стандартов аудита. [14, стр.78]
Национальные российские стандарты аудита используемые до 2017 года имели ряд недостатков:
- значительная их часть имела противоречащий характер в отношении международных стандартов;
- присутствовала сложная структура раскрытия взаимосвязей между стандартами и разделами документов;
- стандарты не были качественно проработаны, а так же логически не структурированы коды ФСАД;
- ориентация на российские шаблоны документов, тормозила развитие международной деятельности;
- отсутствие регламентированного механизма адаптации к международным стандартам, значительно усложняло предоставление аудиторского заключения для иностранных партнеров.
В 2017 году начался переход Российской Федерации на международные стандарты аудита, согласно информационному сообщению Минфина России от 03.12.2014 «Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»». С 2018 года официальным документом регламентирующим деятельность аудитором стали международные стандарты аудита. Дополнительно остались разрешены к использованию установки и правила, рекомендованные для профессиональных объединений [13]. Обязательным условием перехода РФ к МСА был исключение положений противоречащих международной методологии.
Переход к МСА стал обязательным для: аудиторских организаций, аудиторов и саморегулирующих организаций.
Ниже перечислены международные стандарты аудита, которые были введены в действие в Российской Федерации на основании Приказа Минфина России от 09.01.2019 N 2н. [15]:
1. МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита".
2. МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий".
3. МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности".
4. МСА 230 "Аудиторская документация".
5. МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности".
6. МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности" и Согласующиеся поправки к другим международным стандартам.
7. МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление".
8. МСА 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля".
9. МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ
2. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» принят Гос. Думой 22 ноября 2011 г.
3. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
4. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ».
5. Приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ».
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н. (в ред. Приказа Минфина России от 07.05.2003 № 38н)
7. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: учеб./С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова // Под ред. С.Р. Богомолец. -М.: МФПУ Синергия, 2019. — 720 c.
8. Бодяко, А.В. Учет и внутренний контроль расчетов по оплате труда: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.12/Бодяко Анна Владимировна — Москва, 2019. -23 с.
9. Богомолов А. М. Внутренний аудит: учебное пособие. / А. М. Богомолов — Приор, 2015. — С.52–54
10. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие/И.М. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2016. — 58 с.
11. 27. Кеворкина Ж,А. Внутренний аудит / А.Ж. Кеворкина.-Москва, 2018. - 318с.
12. Мазманова, Б.Г. Оплата труда: Вопросы теории и практики. -Екатеринбург: Изд-во ИПК УГТУ -УПИ, 2019. -102 с.
13. Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб.- практ. пособие. М.: Кнорус, 2016. – 320 с.
14. Сквирская, Е.Л. Программа CLARITY: Обязанности аудитора в соответствии с требованиями МСА // "Финансовые и бухгалтерские консультации" - 2007 - № 6
15. Шеремет, А.Д., Суйц, В.П. Аудит: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2018. -410 с.