Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Форма правления – одна из ключевых, определяющих характеристик государства. Вместе с территориальным устройством и политическим режимом она образует модель внутреннего устройства государства. Состояние каждого из трех элементов формы государства имеет важное практическое значение, а, следовательно, представляет собой полноценный объект научного исследования. Тем не менее, особый интерес к форме правления вызван тем, что именно она раскрывает способ организации публичной власти и ее взаимодействия с населением. Именно в форме правления заложены изначальные параметры функционирования государственного аппарата и институтов демократии внутри страны.
Актуальность темы определяется, прежде всего, политико-правовым значением формы государственного правления, как ведущего элемента формы государства, лежащего в основе системы организации государственной власти. Форма правления позволяет определить характер государства с позиций организации верховной власти, выяснить содержание и механизм осуществления государственной власти.
Изучением форм государственного устройства занимались известные ученые, такие как А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.Б.Венгеров, В.В. Лазарев и другие учёные-правоведы. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм управления.
Объектом исследования выступают общественные отношения, взятые в их системном единстве, выражающие содержание и структуру современных форм государственного правления.
Предмет исследования составляют теоретические и практические основы существования и функционирования современных форм государственного правления.
Целью исследования является системный научный анализ правовой природы, политического назначения и юридического строения современных форм государственного правления.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучить понятие и структуру формы государства;
- рассмотреть понятие формы правления и определить основные виды форм правления;
- дать общую характеристику нетипичных форм правления;
- классифицировать нетипичные форм правления.
Методологическая основа исследования выступает современный методологический инструментарий, концептуальные подходы к исследованию форм государства, выработанные юридической наукой. Исследование проведено на основе как общенаучных методов – диалектического, исторического, логического, системного, так и частно-научных - сравнительно-правового, системно-структурного анализа и др.
Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам и включает следующие элементы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Форма государства и форма правления
1.1 Понятие и структура формы государства
Занимаясь проблематикой теории государства и права, мы часто сталкиваемся с вопросом о сущности и структуре формы государства. Н.И. Матузов писал, что «существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени... развития» . Ряд ученых-теоретиков утверждают, что «форма государства - это категория, определяющая способ организации и осуществления государственной власти; показывающая особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются для осуществления организующей и управленческой деятельности» .
Чаще всего, можно встретить формулировку, что форма государства являет собой совокупность трех аспектов - это форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Под формой государства традиционно понимается совокупность способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность, а также организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов (или сторон), выраженных в понятиях «политический режим», «форма правления», «форма государственного устройства». Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации или совокупность способов и методов осуществления и реализации власти экономически господствующего класса. Под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и с населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом.
Да, безусловно, данная триада неоспорима, другой вопрос: мало кто описывает факторы влияния на форму государства и причины многообразия данных форм. При этом следует помнить, что проблема формы государства имеет не столько теоретическое, сколько иное, более важное значение - практически-политическое. От того, насколько организованная государственная власть и как успешно она реализуется, зависят эффективность государственного руководства, устойчивость государственных институтов, авторитет и стабильность правительства, политическая жизнь в обществе и действенность управления страной . При этом важно упомянуть также, что и М.Н. Марченко задавал вопросы, «какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно к разным формам государства и права или же остаются неизменными? Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и государства» . Именно поэтому вопрос формы государства стоит остро и имеет заметный политический аспект.
Если категория «сущность государства» отвечает нам на вопрос, в чем заключается закономерное и основополагающее в государстве, то рассматриваемая нами категория «форма государства» ставит вопросы о том, как и каким образом правит в обществе (аспект формы правления), как устроены и взаимодействуют государственно-властные структуры (аспект государственного устройства), каким образом объединено население на данной территории (аспект государственного устройства), с помощью каких методов реализуется политическая власть (аспект политический режим).
Исходя из того, что форма государства - это строение государства и способ организации государственной власти, проявляющейся в системе государственных органов и отношений, складывающихся между ними и обществом, следует четко понимать, что существует и ряд определённых факторов, влияющих на формирование формы государства.
Ряд ученых перечисляют в своих трудах такие влияющие факторы, как социально-экономические, природный условия, религиозные особенности и культурный уровень развития общества. Итого, всего четыре основополагающих фактора, что, несомненно, недостаточно для раскрытия их влияния на форму государства. Как писал В.В. Оксамытный, «время вносит свои коррективы в, казалось бы, непререкаемые суждения и в «самые окончательные выводы» . Можно предложить шесть факторов влияния. Данными факторами мы подчеркиваем, что причины многообразия форм государства различны.
Первое, что следует подчеркнуть - это тип государства. К примеру, такая форма правления, как монархия больше присуща феодальному государству, а республика - буржуазному.
Вторым фактором является, на наш взгляд, соотношение классовых или социальных сил. Поясним подробней, что имеется в виду: преобладание демократических сил ведет к установлению республики и демократических режимов, и наоборот - победа антидемократических сил, также их можно назвать реакционными силами, ведет к установлению военно-диктаторских, авторитарных либо тоталитарных режимов. Примером может служить такой исторический факт, как победа на референдуме демократических сил после
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» // Российская газета. – № 66. – 30.03.2011.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов // М., 2005. – С. 252–256.
4. Антонов М.Ф. Глава 11. Джамахирия как вызов капитализму и псевдосоциализму / М.Ф. Антонов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tinlib.ru/politika/ot_lzhekapitalizma_k_totalitarizmu/p12.php (дата обращения 06.03.2021).
5. Бурьянова Е.И. К вопросу о современной форме правления в России / Е.И. Бурьянова // В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. – 2016. – С. 17-21.
6. Журавлева О.А. Причины и факторы, обуславливающие многообразие форм правления / О.А. Журавлева // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. Материалы межвузовской научной студенческой конференции. – 2016. – С. 28-30.
7. Ковалева Л.А. К Вопросу о нетрадиционных формах правления / Л.А. Ковалева, А.О. Помыткина // В сборнике: Наука ЮУрГУ. Материалы 68-й научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. – 2016. – С. 665-669.
8. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность / А.А. Кондрашев // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – № 6 (4б). – С. 34-42.
9. Конституции Объединенных Арабских Эмиратов от 2 декабря 1971 г. (в ред. от 22.02.2011) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=440262 (дата обращения: 06.03.2021).
10. Конституция Малайзии от 31 августа 1957 г. (в ред. от 27.12.2007). Ст. 33 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=6823 (дата обращения: 06.10.2020).
11. Конституция княжества Андорра от 28 апреля 1993 г. Ч. 4 ст. 1 и ст. 43, 44 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consellgeneral. ad/fitxers/documents/constitucio/const-rus (дата обращения: 06.03.2021).
12. Кульков М.О. Теоретические проблемы типологии форм государства / М.О. Кульков. – Волгоград, 2008. – 98 с.
13. Лисичкин М.А., Монархия как форма правления: история и будущее / М.А. Лисичкин, С.В. Васильева // В сборнике: Актуальные теоретические и практические вопросы развития юриспруденции. Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов). Под редакцией А.А. Березиной, М.В. Гудковой. – 2017. – С. 41-46.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права России: учебное пособие. Т. 2 / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2019. – 289 с.
15. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. 5-е изд. / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Дело, 2020. – 402 с.
16. Монтескье Шарль Луи. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. ст. М.П. Баскина – М.: Гослитиздат, 1955. Книга вторая, глава 1. – 516 с.
17. Наумов С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / С.Ю. Наумов, А.С. Мордовец, Т.В. Касаев. – Саратов, 2018. – 392 с.
18. Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств / А.В. Нечкин. – М.: Норма, 2018. – 208 с.
19. Овчинникова О.Д. О понятии и признаках монархической формы правления / О.Д. Овчинникова, Ю.В. Анохин // Алтайский юридический вестник. – 2016. – № 3 (15). – С. 18-24.
20. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. – Москва: Юнити, 2015. – 401 с.
21. Пушкарев С.В. Нетипичные элементы формы государственного правления / С.В. Пушкарев. – Казань, 2016. – С. 10-12.
22. Селютина Е.Н. Проблемы классификации форм государственного правления в современных условиях / Е.Н. Селютина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 39-42.
23. Худолей Д.М. Основные, гибридные и атипичные формы правления / Д.М. Худолей // Вестник Пермского университета. Юридические науки, 2010. – Вып. 4. – С. 53–65.
24. Цуканов С.С. Современные нетипичные формы правления государством / С.С. Цуканов // Теория и практика общественного развития. –2016. – № 2. – С. 15-16.
25. Чернова Э.Р. Классификация форм правления / Э.Р. Чернова, А.Р. Абдуллин // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 7 (23). – С. 518-521.