Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. Предприятие использует свои активы для достижения экономического результата, постепенно накапливая денежные обязательства. Под влиянием различных внешних и внутренних факторов предприятие может оказаться в состоянии, когда долгов становится больше, чем имущества, и оно не может вовремя расплатиться по своим обязательствам.
Для избегания данной ситуации предприятие обязано проводить комплексную оценку своего финансового состояния на основе анализа ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости основного финансового документа предприятия – бухгалтерского анализа. В соответствии со статьями баланса оно может рассчитать относительные коэффициенты, которые помогут восстановить необходимую платежеспособность.
1.Теоретические аспекты изучения рентабельности современных организаций
1.1.Понятие и сущность рентабельности
Рентабельность помогает оценить эффективность компании, указывая на слабые места компании. Она дает возможность исправить ошибки в действиях и изменить неэффективное направление деятельности.
Часто рентабельность называют ключевым показателем при анализе проектов компании. Это происходит, потому что при расчете рентабельности удается понять, насколько хорошо работает проект с финансовой стороны и какой уровень окупаемости средств удается достичь.
Зачастую рентабельность стоит рассчитывать еще до того, как проект стартует. Оценка стартапов проводится на основании прогноза рентабельности. Это полезно не только для инвесторов, но и для предпринимателя, работающего над проектом. Расчет рентабельности на ранних порах позволяет определить успешность идеи еще до момента ее воплощения. Это позволяет не допустить ошибок и не вкладывать средства в заведомо неудачные идеи.
Рентабельность определяется в виде коэффициент. Чем он выше, тем рентабельнее компания или проект.
Причины для расчета рентабельности:
• возможность прогноза прибыли;
• сравнение показателей с конкурентами;
• это база для обоснования инвестиций;
• вариант определения рыночной стоимости компании.
Рентабельность считается относительным показателем экономической эффективности. Она показывает уровень эффективности всех видов ресурсов компании и природных богатств.
Коэффициент рентабельности — это отношение прибыли к совокупности связанных с ней ресурсов. Выражается в прибыли на единицу вложенных в производство средств. Иногда показатель определяется в %.
1.2.Основные факторы роста рентабельности предприятия
Если говорить прямо, есть всего два способа повысить рентабельность:
1. сокращение издержек;
2. увеличение товарооборота.
Часто они взаимосвязаны и имеют много вариаций. Увеличить рентабельность можно путем снижения себестоимости и увеличения доли продаж. Если говорить точнее, то для повышения коэффициента нужно учесть большое число внутренних и внешних факторов. Из-за этого и делят рентабельность на несколько видов: продаж, производства, активов и т.д.
Так как же решить проблему с увеличением рентабельности? Для этого необходимо:
• внедрять инновации;
• расширять материальные потоки;
• модернизировать процессы кредитования и налогообложения.
Это лишь направления для деятельности, их реализация может происходить по-разному.
Предположим, производственный цикл занимает год, а от продажи продукта удается получить 10% чистой прибыли. Если производство ускорится вдвое, то прибыль составит уже 100%, а рентабельность возрастет, до 20. Это минимальный прирост рентабельности, так как в обороте может учитываться и прибыль каждого цикла, а значит и результативность производства будет выше.
Помимо прочего, рентабельность зависит от доли займов в собственном капитале, активов, проведения финансовых операций. Это говорит о том, что кроме общего анализа рентабельности стоит выполнить анализ ее отдельных направлений.
2.Анализ и совершенствование рентабельности предприятия ООО «ДНЛ Упаковка»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «ДНЛ Упаковка»
ООО "ДНЛ Упаковка" ИНН 5433959090 ОГРН 1165476158308 зарегистрировано 09.09.2016 по юридическому адресу 630051, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 87 корпус 3, 3а, помещение 122/3.
Статус организации: действующая.
Руководителем является управляющий - индивидуальный предприниматель Лапарева Елена Михайловна (ИНН 282601831842).
Размер уставного капитала - 10 000 рублей.
В выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителя указано 1 физическое лицо. Основной вид деятельности - Торговля оптовая прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки, также указано 12 дополнительных видов.
Организация присутствует в реестре Малого и среднего бизнеса (МСП) как микропредприятие с 10 сентября 2016 г.. В исторических сведениях доступна 21 запись об изменениях, последнее изменение датировано 8 февраля 2021 г..
Организация состоит на учете в налоговом органе Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска с 26 июня 2019 г., присвоен КПП 540101001. Регистрационный номер в ПФР - 064001111919, ФСС - 542101144754041.
2.2. Оценка прибыльности и рентабельности компании
Проведем анализ отчета о финансовых результатах ООО "ДНЛ Упаковка".
Таким образом, наблюдается общее повышение финансовых показателей деятельности компании ООО "ДНЛ Упаковка" в 2020 году: выручки, валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, что отражает общую тенденцию повышения экономической эффективности деятельности компании.
Произведем анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
Для признания баланса ликвидным, необходимо выполнение следующих условий:
А1≤П1,
А2≥П2,
А3≥П3,
А4≤П4.
Условие 1 выполняется
Условие 2 выполняется
Условие 3 выполняется
Условие 4 не выполняется.
Таким образом, баланс предприятия ООО "ДНЛ Упаковка" может быть признан практически ликвидным.
Также более целесообразно рассмотреть следующие условия для более точной оценки:
А1+А2≥П1 – выполняется.
А1+А2+А3≥П1+П2 – выполняется, что подтверждает первую гипотезу о ликвидности.
При этом стоит отметить общий платежный излишек по балансу, поскольку группы-активы преобладают над группами-пассивами в 2018-2020 гг.
Теперь проанализируем относительные показатели ликвидности:
Таким образом, никакие показатели ликвидности не удовлетворяют нормативным значениям. Также наблюдается их повышение в 2020 году по сравнению с 2018 годом.
Теперь проанализируем финансовую устойчивость.
Для оценки типа финансовой устойчивости ООО "ДНЛ Упаковка" рассчитаем следующие показатели:
СОС (собственные оборотные активы-3 пункт) 0
СДИ (излишек ОбС - пункт 7) 0
ОИЗ (пункт 10 – Из) 0 на протяжении всех дней.
Таким образом, по большинству показателей для предприятия ООО "ДНЛ Упаковка" характерен 2 тип финансовой устойчивости – нормальное устойчивое финансовое состояние. Для него характерно соблюдение нормальной платежеспособности, высокая доходность текущей деятельности, не возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.
2.3.Пути повышения рентабельности компании
Для выявления факторов роста рентабельности продаж, построим целевую функцию.
Целевая функция — вещественная или целочисленная функция нескольких переменных, подлежащая оптимизации (минимизации или максимизации) в целях решения некоторой оптимизационной задачи.
В нашем случае оптимизации подлежит кадровый потенциал администрации, на который влияют 6 факторов.
Целевая функция будет выглядеть следующим образом:
F = c*x max.
Где F – это кадровый потенциал,
C – переменные,
X – факторы, влияющие на кадровый потенциал.
На основе проведения экспертного опроса определим значения факторов в целевой функции.
Проанализируем связь между показателями рентабельности продаж предприятия ООО "ДНЛ Упаковка" и основными влияющими на нее факторами.
Итак, на рентабельность влияют следующие показатели:
- выручка
- активы
- оборотные активы
- себестоимость
- запасы
- дебиторская задолженность
- кредиторская задолженность.
Для того чтобы оценить перспективы и возможные сценарии развития какого-либо экономического явления или объекта в будущем, применяется система экономико-математического моделирования. Оно содержит множество этапов, в случае прогнозирования рентабельности и оценке силы влияния факторов на него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для эффективного функционирования на рынке предприятие обязано постоянно изучать структуру своего капитала и источники его образование, то есть соотношение собственных и заемных средств компании. Для более полной оценки финансового состояния компании и ее способности своевременно рассчитываться по своим обязательствам проводится анализ ликвидности ее бухгалтерского баланса, представляющего главный финансовый документ любой компании.
Рентабельность считается относительным показателем экономической эффективности. Она показывает уровень эффективности всех видов ресурсов компании и природных богатств.
Коэффициент рентабельности — это отношение прибыли к совокупности связанных с ней ресурсов. Выражается в прибыли на единицу вложенных в производство средств. Иногда показатель определяется в %.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александров О.А. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 180 с.
2. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 224 с.
3. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. С-Петербург. 2018. – 341 с.
4. Брайчева Т.В. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2016. – 382 с.
5. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 347 с.
6. Власова Е.А. Подходы к анализу финансовой деятельности организаций строительного комплекса // Южно-Уральские научные чтения. 2015. № 1 (1). С. 62-64.
7. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз. Учебник. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 488 с.
8. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 300 с.
9. Жароносек С.Н., Урсан Р.Ю. Управление финансовым состоянием предприятия // Вестник международных научных конференций. – 2015. - № 3 (7). – С.55-58.
10. Жилкина А.Н. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 286 с.
11. Куприянова Л.М. Финансовый анализ. Учеб.пособие – М.: Инфра-М, 2015. – 160 с.
12. Львова Н.А. Финансовая диагностика предприятия / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2015. – 304 с.
13. Люшина Э.Ю. Управление финансовым состоянием организации на основе оценки финансовой надежности // Приволжский научный вестник. – 2015. - № 12 (52). – С.17-20.
14. Полюшко Ю.Н. Оценка и анализ системы показателей деловой активности предприятия // Наукоград наука производство общество. 2016. № 2. С. 63-67.
15. Румянцева Е.Е. Экономический анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 382 с.