Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тема данной курсовой работы актуальна тем, что расстройства личности - довольно интересное психологическое явление. Иногда очень важно знать, почему трудно ладить с тем или иным человеком, почему он не может приспособиться к окружающему миру. Бывает, что мы встречаем людей, которые на первый взгляд кажутся вполне нормальными, как и все остальные, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что они подозрительнее, чувствительнее, самовлюбленнее других. Обычно об этих людях трудно сказать, что они больны, но назвать их здоровыми иногда очень сложно. Поэтому было введено понятие «расстройство личности», поэтому очень важно понять, что это такое и как с ним справиться.
Глава 1. Общие представления о расстройствах личности
1.1 Понятие личность. Норма и патология
Чтобы понять, что такое расстройства личности, разобраться в их симптомах и охарактеризовать патологию в целом, необходимо прежде всего познакомиться с самим понятием нормы и личности.
Как зовут человека как такового? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, потому что есть много подходов к его пониманию. Помимо психологии, философии и социологии, она также интересовалась личностью. В этих областях научных знаний это было важно. Например, в философии личность - это совокупность всех социальных отношений, а в социологии «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активность и общение». [2]. Как психолог, я заинтересован в понимании личности в психологии, которая также имеет множество вариаций.
В самой психологии также существует большое количество так называемых личностных подходов или теорий. Каждый из них по-своему интерпретирует личность, что предполагает разное понимание ее компонентов и взаимосвязей. Для данной работы было бы неуместно рассматривать каждую из них подробно, поэтому я хочу дать одно определение личности, которое, на мой взгляд, отражает наиболее важные аспекты моей работы: «личность - это те характеристики» ответственного человека» за согласованное проявление своих чувств, мыслей и поведения». [24]
Проблема нормы и патологии в психологии всегда стояла остро. Если эти понятия более или менее дифференцированы по отношению к другим наукам, в психологии нет четкого разделения. В нашем случае понятие нормы - «кажется, повисло в воздухе». Собственной постоянной позиции нет: норма либо здоровье, либо подчинение большинству, либо хорошая приспособляемость и т. Д. Синтез этих позиций, к сожалению, тоже не помогает решить проблему. Часто критерием нормы являются оптимальные условия психического развития, которые нельзя назвать бесспорными, или совокупность других норм человека (например, биологических или правовых). В этом отношении психологическую норму часто путают с нормами, присущими другим наукам, другим областям человеческой жизни.
Конечно, тот факт, что разные исследователи придают ему разное значение, также сыграл роль в проблеме понимания нормальной личности. Одни отождествляют человека с личностью, другие - с характером, третьи - с социальным статусом, четвертые - с общей сущностью, пятые - с совокупностью различных уровней развития человека [4]. Кроме того, есть различия в том, когда появляется личность: в процессе развития или с момента рождения. Все это приводит психологов к выводу, что конечным предметом исследования является не личность как целостное явление, а ее индивидуальные проявления, отдельные признаки, которые уже имеют свое место на оси нормы и патологии.
1.2 Понятие расстройства личности. Представления о расстройствах личности
Как уже говорилось, существует много точек зрения на проблематику личности. Отсюда следует, что единого подхода к вопросу о его патологии тоже нет. Однако, говоря о личности, невозможно выделить одно-два явно доминирующих понятия, поэтому в отношении расстройств личности это сделать проще.
Надо сказать, что термин « расстройство личности «(«расстройство личности») употребляется только в психологическом плане, хотя эта патология как таковая была введена и описана психиатрами как «психопатия».
«Психопатия - стойкая аномалия личности с дисгармонией эмоционально-волевой сферы и своеобразным преимущественно аффективным мышлением» [34]. Психопатии характеризуются тем, что они проявляются в детском или подростковом возрасте и сохраняются всю жизнь, не претерпевая существенных изменений; они «определяют весь психический облик индивида, накладывая его отпечаток силы на весь его психический стиль» [8]. Психопаты всегда очень резко выделяются из своей среды, где бы они ни находились: в обществе «нормальных» и здоровых людей, в обществе душевнобольных. А все потому, что психопаты находятся на границе между больными и здоровыми людьми, и ведут себя соответственно своему положению.
1.3 Причины и механизмы возникновения расстройств личности
Говоря о причинах и условиях развития психических расстройств, важно помнить, что на протяжении всей истории психологии выдвигалось множество гипотез. Некоторые из них поддерживали идею о том, что все психические расстройства являются чисто биологическими врожденными чертами, в то время как другие видели их причину в развитии и воспитании личности. В настоящее время большинство представителей научного мира придерживаются того факта, что как биологические, так и социальные факторы имеют большое значение в развитии психических расстройств, в том числе расстройств личности.
Бек и Фриман в своей книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности» пишут, что вероятные причины развития расстройства личности - это особые формы генетически присущих поведенческих стратегий, которые не подходят для жизни современного человека. Такие естественные для человека адаптивные формы, как, например, избегание опасности, защитное поведение, присутствуют в каждом из нас. В определенных жизненных обстоятельствах они активируются, но мы можем контролировать их реализацию. Однако при расстройствах личности такой контроль невозможен.
При реализации поведенческой стратегии люди с расстройствами личности проявляют определенные нарушения в эмоциональной и когнитивной областях. Все мы знаем, что каждый человек уникален: то есть обладает изначальным определенным набором, сочетанием психологических особенностей, черт. В зависимости от того, какие из этих характеристик доминируют и будут зависеть от акцентуации или типа наиболее подверженного расстройству личности. Однако, если бы все объяснялось только первоначальной предрасположенностью, у каждого из нас был бы свой диагноз. Однако детство играет важную роль в нашем развитии. Именно в начале этого периода закладываются основы консолидации неадекватного поведения [23].
Глава 2. Диагностическая и психотерапевтическая работа с расстройствами личности
2.1 Диагностика развития психической патологии в зависимости от типологических особенностей личности
Расстройства личности очень близки по своим проявлениям к норме, поэтому их часто трудно отличить от «нормального» поведения людей. Только тогда, когда проявленные черты личности тотальны, негибки и неадекватны и приводят к значительным нарушениям или повреждениям в различных сферах жизни, можно говорить о наличии расстройства личности.
Диагностика расстройств личности требует, чтобы оцененные модели у человека проявлялись в течение ряда лет и чтобы их особенности были очевидны с самого начала взрослой жизни. Эти закономерности необходимо отделить от особенностей, проявляющихся при стрессе и в состояниях измененного сознания (например, аффект, тревога, состояние опьянения). Психотерапевт должен оценить устойчивость личностных качеств, характерных для расстройств личности и в различных ситуациях. Иногда достаточно одного контакта с человеком, но иногда для постановки диагноза требуется большее количество встреч. Диагноз может быть поставлен и в том случае, если проявляемые в нем качества являются проблемой не только индивида, но и других людей.
2.2 Психологическая коррекция
В лечении расстройств личности используются два основных направления: психотерапевтическое и медикаментозное. Последнее, скорее, направлено на устранение отдельных симптомов (депрессия, тревога и т. д).
Итак, каковы основные виды психотерапевтической помощи, которую может оказать психолог. Существует ряд областей, в которых такая помощь оказывается:
1. Динамическая психотерапия (исследует, как прошлый опыт человека может влиять на его поведение);
2. Когнитивная психотерапия (упор делается на изменение схемы расстройств);
3. Когнитивная аналитическая терапия (распознавание и модификация моделей поведенческих расстройств);
4. Диалектическая поведенческая терапия (сочетает в себе часть методов поведенческой и когнитивной психотерапии, а также некоторые приемы дзэн-буддизма; включает индивидуальную и групповую психотерапию);
5. Лечение в терапевтическом сообществе (довольно длительный метод, предполагающий почти постоянный контакт с терапевтом и другими людьми с нарушениями, а иногда и предполагающий «госпитализацию» в особо ярких эпизодах) [33].
Заключение
В работе исследовано несколько расстройств личности и описаны их основные проявления. Я считаю, что из этих описаний становится ясно и понятно, что это за расстройство и как с ним бороться: изменение когнитивных, аффективных и поведенческих «паттернов». Для предотвращения этого расстройства вполне логично было бы обеспечить благоприятные условия для обучения, детства, так как именно это расстройство играет очень важную роль в формировании расстройств личности. Это особенно важно для людей из группы риска - близких родственников, больных шизофренией или аналогичным заболеванием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антропов А.Ю. Основы диагностики психических расстройств: для врачей / Ю. А. Антропов, Н. Г. Незнанов. - М .: Геотар-медиа, 2016. - 384 с.
2. Аверин В. А. Психология личности док. Учебные пособия. - СПб. Издательство Михаила В.А., 2019.
3. Абрамов С.С. Неявная субъективность: опыт философских исследований. - Томск: Изд-во ЦГУ,2015. - 208 с.
4. Апресян Р.Г. Проблема «другого Я» и нравственное самосознание личности // Философские науки. - 2016. - № 6. - С. 53-59.
5. Бахтин М. М. Человек в мире речи. - М .: Издательство Un-Que Open, 2015. 140 с.
6. Бегзубова Е.Б. Деперсонализация как расстройство развития самосознания // Журнал. невропатология и психиатрия. Корсаков С.С. - 2018. - Полет. 3. - С. 40-44.
7. Брагинский В.Л. Клинико-психопатологическая характеристика истерических расстройств с измененным сознанием у детей // Журнал. невропатология и психиатрия. Корсаков С.С. - 2019. - Полет. 10. - С. 1396-1400.
8. Бек А., Фриман А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - Санкт-Петербург. Питер, 2018.
9. Брат Б.С. Аномалии личности. - М .: Мышление, 2017. - 301 с.
10. Василюк Ф.Е. Мир жизни и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 2017. C'16. № 3. С. 90-101.
11. Василюк Ф. Методика снятия психотерапевтической боли. - Москов. психотерапевт. газета, 2017, №4, с. 123-146.
12. Выготский Л. С. Мысль и речь: психологическое исследование. - М .: Лабиринт, 2016. - 416 с.
13. Ганнушкин Б.П. Клиника психопатий: ее статичность, динамика, систематичность. - Н. Новгород: Изд-во НГМД, 2018. - 128 с.
14. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Очарование нарциссизма. // Консультации по психологии и психотерапии. 2016. №2. - С. 102-112.
15. Гертсберг М.О. Очерки проблемы сознания в психопатологии. - М: Медгиз, 2016. - 176 с.
16. Гроф C. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы для психотерапии и внутренних исследований / C. Grof. - M.: прогресс, 2015 - 168 с.
17. Голман Д. Психология, реальность и сознание / / пути за пределы « эго». - М.: Изд. Трансперсон, ин-та, 2016. - ПП. 33-36.
18. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Изд. Трансперсон, ин-та, 2018. - 504 С.
19. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М.: Изд. Трансперсон, ин-та, 2016. - 342c.
20. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. - М .: Наука, 2016. - 387 с.
21. Зейгарник Б.В. Теории личности в психологии. - М .: Издательство МГУ, 2018 -128 с.
22. Зинченкр В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология. - 2017. - №2. - оф. 15-36.
23. Кербиков О.В. Лекции по психиатрии. - М .: Медгиз, 2015 - 240 с.
24. Лукомский И. И. Проблемы сознания. - М., 2016 - с. 467-472.
25. Маслоу А. Психология бытия. - М .: Refl book; Киев: Ваклер, 2017. - 304 с.
26. Меграбян А.А. Общая психопатология. - М .: Медицина, 2018 - 288 с.
27. Меграбян А.А.Личность и осведомленность (в отношении здоровья и болезней). - М .: Медицина, 1978 - 176 с.
28. Спивак Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей: постановка вопроса, перспективы исследования // Физиология человека. - 1988. - № 1. - С. 138-147.