Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [26, 4] Уже с первых дней жизни у новорожденного функционируют все органы чувств. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предшествующего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета.
В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к трём годам достигает высокого уровня развития. И.М. Сеченов писал, что корни мысли ребёнка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К.Д.Ушинский). [15, 142]
Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. Он сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Ребёнок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путём. Лингвистическое развитие ребёнка неразрывно связано с сенсорным. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей малыша. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельности и рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребёнка.
Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Практика показывает заниженный уровень сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста, это объясняется тем, что без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых сенсорное воспитание нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому изучение данной проблемы является актуальной.
Изучая обширный материал, накопленный к нашему времени помогут такие педагоги и психологи как: Ф.Фребель, М.Монтессори [14], Е.И.Тихеева [30], Л.С.Выготский [9], Н.И.Поддьяков [29], Л.А.Венгер [4] и другие.
Богатство и разнообразие чувственных впечатлений ребёнка, получаемых из окружающей действительности, являются необходимым условием его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга. Важно формировать у человека умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.
На достижение этой цели направлены усилия психологов, педагогов и родителей.
Целью курсовой работы является изучить роль развивающей среды на сенсорное развитие детей раннего возраста с последующим использованием знаний в практике работы с детьми и родителями.
В связи с данной целью были определены следующие задачи:
- Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по данной проблематике.
- Изучить психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания.
- Выявить условия для наиболее успешного усвоения детьми практических и умственных действий, лежащих в основе сенсорного воспитания.
Объект исследования – процесс сенсорного развития в раннем возрасте.
Предмет исследования – влияние развивающей среды на сенсорное развитие.
Гипотеза: Предположим, что необходимо так организовать развивающую среду в раннем возрасте, чтобы все сенсорные системы развивались своевременно.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты её могут использоваться на практических занятиях, а также при подготовке докладов на семинары и конференции, предполагающих освещение данного вопроса.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития восприятия цвета у детей 2-го года жизни
1.1.Проблемы сенсорного воспитания детей 2-го года жизни
Цвета имеют свойства воздействовать на людей по-разному, вызывая определенные чувства и эмоций. С давних пор люди заметили, что цвет может не только радовать и вдохновлять человека, но и вызывать раздражение, тревогу или грусть. Известно, что светлые и легкие цвета успокаивают нервную систему, а контрастные или темные наоборот, побуждают к активности. Одним из основоположников изучения воздействия цвета на человека стал И. Гете.
В теории цвета фундаментальным считается его труд «К учению о цвете», содержащий анализ цветовых оттенков. На протяжении времени люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Ученые предполагают, что древние люди различали не все цвета, которые видим теперь мы. Существует мнение, что палитра живописцев прошлой эпохи состояла только из четырех красок: охры, красной, черной и белой. Постепенно палитра становилась полнее, но, например, зеленый с синим цвета долго продолжали путать, а лиловую, фиолетовую краски и их оттенки стали различать значительно позднее [9].
Цвет предметов изменяется под воздействием на него солнечного освещения или тени. О необходимости знакомства детей с цветом говорили такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталлоцци и Фридрих Фребель [33].
Цвет – одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве [21]. Традиционно понятие «Цвет» в изобразительной деятельности дошкольников является средством выразительности, а также его связывают с качественной характеристикой детского рисунка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих
2. способностей / Д.Б. Богоявленская // Психол. Журнал.- 2014. - т.16. - №5. - С.49-58. 2.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2014 – С. 92 3.
4. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2013. - 330с. 4. Визер В. Система цвета в живописи: учебное пособие. - СПб.: Питер. -2013.-192 с.
5. Волков И.П. Учим творчеству. / И.П. Волков – М.: МозаикаСинтез, 2014. – 228 с.
6. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2017. - 448с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015. – 276 с.
8. . Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2013. - 89 с.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2014. - 21-29
10. Дружинин, В. Н. Творчество: природа и развитие / В. Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. — Т. 2, № 3. — С. 91-107.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2014. - 368с.
12. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий - Смоленск, 2014. - 155 с.
13. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 55-60.
14. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психологопедагогичекая диагностика и консультирование» - М. – 2014. – 80с.
15. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2016.- №9. - с. 7-13.
16. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. / Н.И. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. 17.
17. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2017. 208 с.
18. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб: Питер, 2014. - 210с.
19. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой. - М.: Д. Аронов, 2016. - 136 с.
20. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2014. - 330с.
21. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования / Р. Г. Казакова. - М.: Сфера, 2017. - 125 с.
22. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова.-М.:ВЛАДОС,2016. – 255 с.
23. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2015. - 24с.
24. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.-192с.
25. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2014.-128 с.
26. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика- интез, 2015. –160 с.
27. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Под ред. Корчаловской Н.В., Посевина Г.Д. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 2014. - 210с.
28. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - Ростов н/Д: «Феникс», 2014. - 288с.
29. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 2016 - 210с.
30. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2014. – 108с.
31. Лыкова И.А. Серия «Мастерилка». - М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2014. 150 с.
32. Лыкова, И.А. Мы лепили и играли / И.А. Лыкова.- М.: МозаикаСинтез 2016.-38с.
33. Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2015. - 90 с.
34. Минаева Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования / Н. А. Минаева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 105-107.
35. . Миронова JI.H. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей.- 2-е изд. / Л.Н.Миронова. Мн.: Беларусь, 2015. — 151 с.
36. Мухина В.С. «Детская психология» - М. «Апрель-пресс». 2015. -235 с. 37. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Издательский