Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 6
1.1 Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции 6
1.2 Исторический и социокультурный аспекты формирования российской культуры благотворительности 11
1.3 Благотворительная деятельность в современной России 18
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ МАГУ 26
2.1 Общая характеристика и анализ средств социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26
2.2 Методологические рекомендации по совершенствованию работы в сфере адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ века в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого, а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.
На протяжения многих веков в обществе существовали различные проблемы, связанные с отчуждёнными, беспризорными детьми и, следовательно, это требовало создание новой науки – социальной педагогики.
Развитие социальной педагогики в нашей стране, как в области научного знания, и как сферы практической профессиональной деятельности, и как учебной дисциплины, имеет целый ряд особенности. Несомненно, в отечественной науке и педагогической практике предпосылки и истоки ответвления социальной педагогики в самостоятельную область знания можно встретить ещё в трудах и практической деятельности классиков русской педагогики, таких, как К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой.
Важное значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который пришёлся на 20-30-е годы прошлого столетия. В то тяжёлое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была направлена, прежде всего, на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути это были именно социальные педагоги, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами коммун, детских опытных станций, и ряда других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики в нашей стране.
Проблемы, которые в настоящее время характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е годы. Начинался новый кризис системы воспитания.
В XXI веке появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. Сегодня уже можно констатировать, что накопилось достаточно много теоретических знаний, которые требуют систематизации и осмысления, смогут создать условия для интенсивного развития социальной педагогики, дальнейшего оформления её как самостоятельной науки. Актуальность выбранной для исследования темы состоит в том, что для дальнейшего развития необходимо переосмыслить и проанализировать историю развития российской социальной педагогики, как революционного, так и советского и постсоветского периодов, провести историческое исследование генезиса российской социальной педагогики, показать её истоки.
Источниками для написания данной курсовой работы стали труды В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрика, И. А. Липского и других российских учёных.
Объект исследования: социальная педагогика.
Предмет исследования: история социальной педагогики, её поэтапное становления.
Цель работы – культурно исторические предпосылки социально- педагогической деятельности в России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции ;
раскрыть исторический и социокультурный аспекты формирования российской культуры благотворительности;
определить благотворительную деятельность в современной России;
изучить общую характеристику и анализ средств социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
охарактеризовать методологические рекомендации по совершенствованию работы в сфере адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы исследования. Для проведения исследования и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ исторической, социально-философской, социологической, педагогической и культурологической литературы. Метод изучения, обобщения и систематизации, проблемно-хронологический и статистический. Эти методы позволили понять социально-педагогические процессы, сущность явлений, определивших основные исторические предпосылки социальной работы в России.
Теоретико-методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области изучаемой проблемы, изложенные в статьях, в периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методологических и практических пособиях
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ред. 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7495/
2. Бадя, Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность / Л.В. Бадя — М.: изд. центр «Академия», 2015. – 210 с.
3. Биглова, Г. Ф. и др. Волонтерство в системе социально-экономических отношений: монография / под ред. д-ра экон. наук, доц. Г. Ф. Бигловой. – Уфа: Аэтерна, 2018. – 112 с.
4. Благотворительность в России // РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pulse.rbc.ru/charity_in_russia
5. Благотворительный фандрайзинг в России // ВЦИОМ. 15.09.2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116401
6. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2016. – 271с.
7. Галагузова, М. А., Лушников, М.А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников. - М.: Владос, 2017. - 244 c.
8. Горячев, М. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / М. Горячев. - Самара: Изд.Самарского ун-та, 2016. - 132 с
9. Джуринский, А. Н. У истоков педагогической мысли и образования / А. Н. Джуринский // Педагогическое образование и наука. –2016. – № 3. – С. 35–37.
10. Галагузова М.А. Социальная педагогика в России: история и современность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-pedagogika-v-rossii-istoriya-i-sovremennost
11. Гиенко, Л. Н. Социальная педагогика. Электронные образовательные ресурсы АлтГПУ, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://books.altspu.ru/document/80
12. Имаева, Л. М. Роль волонтерства в социально ориентированных некоммерческих организациях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 9-2. – С. 88-90.
13. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//studentam.net/content/view/54/12/
14. Лидеры корпоративной благотворительности // Форум Доноров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donorsforum.ru/projects/lkb/
15. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
16. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы xx международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) / Л.В. Мардахаев. - М.: Русайнс, 2018. - 144 c.
17. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. - М.: Academia, 2019. - 95 c.
18. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов / Е.В. Неумоева-Колчеданцева // Психологическая наука и образование. – 2017 . – Т. 22. – № 6.– C. 34–44.
19. Неумоева-Колчеданцева, Е.В., Старцева А.А. Конструирование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов / Е.В. Неумоева-Колчеданцева // Казанская наука. – 2015. – № 11. – С. 267–274.
20. Садыков, Р. М. Благосостояние населения как фактор социальной устойчивости территорий // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.science-education.ru/122-20535
21. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2018. - 206 c.
22. Тимохина, Н. И. Развитие системной благотворительности в России / Н. И. Тимохина. // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 452-455.
23. Подольская, А.П. Анализ деятельности эндаумент-фондов в России/SCI-ARTICLE.RU// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sci-article.ru/start.php?i=1425669201
24. Профессиональная благотворительность в России в развитии: участие населения. Результаты ежегодного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2018/12/2018_ NP_Professionalnaya_ blagotvoritelnost_v_ razvitii.pdf?_ga=2.67077483. 410005222.1545371514-1841814641.1510228746
25. ФГБОУ МАГУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/
26. Фирсов, М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. - М.: КноРус, 2017. - 397 c.
27. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tsput.ru/res/other/Bschool/ Forms/forms2.htm.
28. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
29. Шпак, А., Милюсина, В., Слуцкая, М. и др. Российский филантроп. Важность личного доверия к исполнителям и ожидание конкретных результатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://common.skolkovo.ru/downloads/documents/ SKOLKOVO_WTC/Research /SKOLKOVO_WTC_Russian_Philanthropist_Rus.pdf
30. Этические нормы делового общения в профессионализации деятельности НКО и повышения доверия к благотворительности // Фонд президентских грантов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=683E4257–6707–4D81-A5E9–1367C5A13305