Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период 2020 году, о котором говорят, что он изменил мир, допустимо делать скидки на сложные обстоятельства балетных театров и фестивалей: многие артисты с трудом возвращают форму, театры то и дело переносят/отменяют спектакли.
Привычный для весны Dance Open в 2020 году был проведён в декабре – и его программа была изменена несколько раз ещё в процессе подготовки. При этом изменения в афише коснулись списка трупп (естественным образом не смогли приехать зарубежные театры) – но не их качества: фестиваль, как всегда, продемонстрировал все самое лучшее.
Есть в этом какая-то фантастическая гордость, что-то чисто ленинградско-петербургское – в том, чтобы город продолжал жить культурной жизнью всегда, какими тяжёлыми бы ни были условия и что бы ни творилось вокруг. Уважая эту позицию, в Петербург приехали пермяки с только что вышедшей у них «Анютой» Владимира Васильева, екатеринбуржцы с программой одноактовок и «Балет Москва» с ярким и ироничным «Танцполом». А в финале – естественно, будто нет никаких закрытых границ и постоянных отмен-переносов в театрах – грянул гала-концерт, на который собрались артисты со всего мира – от Астаны до Нью-Йорка – и предложил вниманию петербуржцев танцы весьма нетривиальные.
Глубокие социально-экономические преобразования требуют от учреждений культуры не только подготовки специалистов по рыночной экономике, не только применение инновационных технологий, но и новых методов проведения культурно-просветительских мероприятий, направленных на прогнозирование и планирование дальнейшего развития, оптимизацию использования имеющихся ресурсов, улучшение социально-экономических показателей.
Формирование и реализация государственной социально-культурной политики должны базироваться на следующих методологических принципах:
- управление региональным развитием социально-культурной сферы путём активного регулирования деятельности;
- обеспечение рационального соотношения политической и социальной составляющих;
- создание условий социального партнёрства;
- поддержка и стимулирование инновационной деятельности в сферах общественной жизни.
В современном ритме жизни, в постоянном движении и спешке всем нам не хватает немножечко тепла, дружеской поддержки, а порой – повода для хорошего настроения.
Фестиваль балета «Dance Open» – свежесть идей, неординарный подход и элегантность воплощения – вот залог успеха. Большинство проектов сразу попадает в категорию «must see». Самые невероятные идеи, реализованные на предельно высоком уровне качества.
Цель работы: особенности и инструменты проектирования организации деятельности в рамках фестиваля.
Задачи исследования:
- анализ литературы по данной теме;
- изучение теоретических аспектов проектирования;
- проектирование программы проекта и рекламная кампания.
Объект исследования: особенности проектирования программы фестиваля.
Предмет исследования: проектирование программы фестиваля и рекламной деятельности к проведению фестиваля.
Методы исследования: анализ учебной литературы; анализ аналитических показателей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ
1.1. Театральные фестивали, особенности их организации и проведения
Фестиваль (фран. Festival, от лат. Festivus – праздничный, веселый) – термин имеет несколько значений:
- обзор профессионального или самодеятельного музыкального, театрального искусства, киноискусства;
- массовое праздничное мероприятие, которое включает обзор или демонстрацию достижений в определенных видах искусства (музыка, театр, кино, эстрада) [5].
В течение ХХ века фестивали во всем мире стали одной из открытых массовых форм социальной и межкультурной коммуникации, определенных различным тематическим и жанровым направлением, временной протяженностью, профессиональным или любительским уровнем выполнения и тому подобное.
В современном культурном пространстве России среди многочисленных ярких художественных явлений заметное место занимают театральные фестивали, которые уже давно стали брендами городов и отдельных регионов, играют важную роль в развитии не только российского театра, но и культуры в целом, имеют не только воспитательное, но и общеэстетическое значение в культурном развитии общества. В общем, театрализация и зрелищность определяют основные тенденции в различных видах современного искусства и в целом культуры в целом.
Фестиваль является пространством праздничного действа, а его организация и проведение свидетельствуют о целенаправленном поиске новаторских идей, реализации нетрадиционных решений, развитии инновационных форм работы актеров и режиссеров, творчества инсценизаторов. Такие встречи становятся этапом решительного освобождения от советских стереотипов во взглядах на театральное искусство и приближением его к современных европейским образцам.
Разнообразна тематика, структура, концепция, уровень проведения фестивалей на региональном, всероссийском, международном уровнях (фестивали, которые проводились традиционно в то или иное время на территории России. Стоит подчеркнуть, что на Информационном портале для профессионалов театра, на несколько месяцев (2021 год) вперёд указано, что фестивалей нет):
- Международный фестиваль балета «Мариинский» (март – апрель, 2019, Санкт-Петербург);
- Фестиваль «Масленица» (февраль – март, 2019, Санкт-Петербург);
- Международный фестиваль балета в честь Галины Улановой (март – Апрель, 2019, Йошкар-Ола);
- Смотр премьер сезона профессиональных театров Прикамья «Пермская театральная весна» (март – июнь, 2019, Кочующий);
- Смотр премьер сезона «Пермская театральная весна» (март, 2019, Пермь);
- Международный Фестиваль-Форум «Пространство режиссуры» (март, 10 -14, 2017, Пермь);
- Губернский конкурс «Самарская театральная муза» (март, 2019, Самара);
- Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» (март – апрель, 2019, Саранск);
- Республиканский конкурс «Открытие года» (март, 2019, Улан-Удэ);
- Международный фестиваль балета «Мариинский» (март – апрель, 2019, Санкт-Петербург);
- Международный фестиваль балета в честь Галины Улановой (март – апрель, 2019, Йошкар-Ола);
- Международный фестиваль искусств «Янтарное ожерелье» (апрель – Июнь, 2020, Калининград);
- Всероссийский фестиваль Волжские театральные сезоны (апрель, 2019, Самара);
- Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» (март – апрель, 2019, Саранск);
- Национальная премия и фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» (апрель, 17 – 26, 2019, Санкт-Петербург);
- Открытый конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой «Арабеск» (апрель, 2020, Пермь);
- Всероссийский фестиваль любительских театральных коллективов «Успех» (май, 2019, Кострома);
- Международный театральный фестиваль «Русская классика» (май, 2019, Лобня);
- Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» (май, 2020, Новосибирск);
- Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей» (май – июль, 2019, Санкт-Петербург);
- Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева (май, 2019, Казань);
- Международный театральный фестиваль «Гостиный Двор» (май, 2019, Оренбург) и др. [17].
Среда театрального фестиваля способствует совершенствованию деятельности актёров и режиссёров, повышает культуру слушателей, содержит весомый эстетично ценностный аспект.
Благодаря концентрации на фестивалях лучших театральных образцов можно проследить приоритеты репертуара, сценографии, режиссуры в театре, новейшие стилевые и художественные тенденции.
Проведение фестивалей способствует интенсификации и многообразия культурной жизни, обеспечивается привлечение людей к эстетическим ценностям, расширяется инфраструктура. Театральные фестивали также проводятся по решению государственных и общественных органов, организаций и культурных обществ.
Как противодействие глобализационных процессов сегодня стремительно растет стремление народов и регионов к осознанию собственной уникальности и самобытности. Проведение фестивалей различной тематики способствует защите местных национальных художественных традиций.
В условиях расширения диалога культур чрезвычайно возрастает значение театрализации как социально адаптивного средства, проникающего из сферы художественной практики в сферу непосредственного человеческого общения (праздники, спорт, средства массовой информации и др.), и культурологического осмысления влияния театрально-художественной деятельности на формирование системы духовных ценностей, становления нравственно-эстетического идеала общества [10].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие: моногр. / В.В. Богалдин-Малых. – М.: МПСИ, 2018. – 560 c.
2. Булыгин, Ю.Е. Основы теории организации социального управления. Учебное пособие / Ю.Е. Булыгин, В.И. Волковский. – М.: ЧеРо, 2018. – 142 c.
3. Быкова, О.Н. Антикризисное управление социально-экономическими объектами депрессивных регионов / О.Н. Быкова, Е.Н. Замирович, С.А. Нефедкина. – М.: РГИИС, НИИ школьных технологий, 2013. – 176 c.
4. Жукова О. Фестиваль как художественное пространство взаимодействия искусств (на примере Витебского региона): автореферат дисс. канд. искусствоведения по спец. 17.00.09 – теория и история искусства. – Минск, 2017. 24 с.
5. Зайцев, Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе / Д.В. Зайцев. – М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2017. – 264 c.
6. Зарубежные театральные фестивали. Обзор для специалистов в области театра и арт-менеджеров. Москва, 2018. – 55 с. – Режим доступа: http://www.rtlb.ru/file/festivalsOverview.pdf (дата обращения: 23.03.2021).
7. Каранец С.М. Классификация услуг социально-культурной сферы села // Агро ХХI. – 2013. – №1-3. – C. 10-11.
8. Кармышев, Ю.А. Новые инструменты в системе государственного управления региональным инновационным развитием // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2013. – № 8. – С. 49-57.
9. Куделина Е.А. Социально-культурная значимость театра и театральных фестивалей. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnayaznachimost-teatra-i-teatralnyh-festivaley (дата обращения: 23.03.2021).
10. Куделина Е.А. Феномен международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-mezhdunarodnogoteatralnogo-festivalya-im-a-p-chehova (дата обращения: 23.03.2021).
11. Кузовенкова Ю.А., Наумова О.С. Фестивальное пространство» современного города, его локальные формы и глобальные стратегии. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/festivalnoe-prostranstvosovremennogo-goroda-ego-lokalnye-formy-i-globalnye-strategii (дата обращения: 23.03.2021).
12. Морозова, О. Культуроцентризм в теории и практике социального управления / Ольга Морозова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 320 c.
13. Понкин, И.В. Особенности управления в области культуры // Муниципальная экономика и управление. – 2014. – № 28. – С. 2.
14. Точилкина, А. Театральная среда современного города: теоретико-методологические подходы и социокультурные практики. автореф. дисертации кандидата культорологии, специальность 24.00.01. – Челябинск, 2016. – 26 с.
15. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. – М.: СЗРЦ "Русич", Паллада-медиа, 2017. – 448 c.
16. https://spbcult.ru/news/-/asset_publisher/pcKIQUlPkHb6/content/id/78624.
17. http://www.rtlb.ru/ru_festivals_month/may/.
18. https://www.fontanka.ru/2020/12/17/69637251/.
19. https://rg.ru/2020/12/26/reg-szfo/v-peterburge-zavershilsia-mezhdunarodnyj-festival-baleta-dance-open.html.
20. https://projects.danceopen.com/.