Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование представления об уголовном праве невозможно без изучения истории его становления и развития.
В рамках настоящей работы автор лишен возможности проследить эволюцию уголовно законодательства с момента его зарождения до настоящего времени, потому считает возможным ограничиться периодом Великой Отечественной войны, в который наиболее полно проявилась карательная политика государства, зародившаяся еще в 30-х годах позапрошлого века.
Несомненно, ужесточение законов было направлено на укрепление правопорядка в сложных социально-экономических условиях, не свойственных мирной жизни; отдельной регламентации в указанный период подверглись преступления, совершаемые военнослужащими и иными лицами в связи с введением военного положения.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления проблем развития уголовного законодательства в период 1941-1945.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВА СССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1.1 ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
В отличие современного периода, система уголовного законодательства военного времени характеризовалась разрозненностью.
Данное обстоятельство обуславливалось, во-первых, особенностями государственного устройства СССР, включающего добровольное объединение 15 равноправных Советских Социалистических республик.
В соответствии п. «х» ст. 14 Конституции СССР к ведению высших органов государственной власти Союза ССР относилось лишь установление основ уголовного законодательства .
Согласно ст. 19 Конституции РСФСР уголовное законодательство РСФСР относилось к предмету ведения РСФСР; конституциями союзных республик закрепляли похожие положения.
История вопроса о соотношении союзного и республиканского уголовного законодательства изложена в научной литературе . В целом отметим, что к компетенции СССР относилось установление общих норм уголовного права, в том числе, касающихся государственных и военных преступлений. При этом, нормы, издаваемые на уровне СССР, должны были быть интегрированы в уголовные кодексы союзных республик.
Вместе с тем, отсутствие единого для СССР кодифицированного акта в сфере уголовно-правовых отношений привело к свободе республиканского нормотворчества .
Во-вторых, многообразие источников уголовно-правовых норм было продиктовано необходимостью укрепления законности и правопорядка, что требовало принятия срочных мер.
Так, Президиумом Верховного Совета СССР принят ряд указов, согласно которым в определенных территориях СССР и РСФСР было объявлено военное положение, в целях реализации которого принят достаточно широкий комплекс правовых актов, устанавливающих уголовную ответственность за отдельные деяния: за распространение в военное время ложных слухов , за отказ от перехода на работу в другие предприятия и учреждения ; за не достижение колхозниками обязательного минимума трудодней , за уклонение от мобилизации и др.
1.2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РСФСР
УК РСФСР 1926 года был первым уголовным законом России, действовавшим вплоть до 1960.
Изложение норм общей части начиналось с изложения задач уголовного законодательства РСФСР, главной из которых являлась охрана социалистического государства, принципов действия норм уголовного закона в пространстве и по кругу лиц.
Нормы УК РСФСР распространялись на всех граждан РСФСР, находящихся на ее территории. Остальные спорные ситуации разрешались РСФСР в зависимости от места задержания. В отличие от советского законодательства, УК РФ разрешает указанные вопросы исходя из места совершения преступления, а не фактического лишения свободы подозреваемого (обвиняемого).
Также в УК РСФСР были закреплены такие фундаментальные институты уголовного права, как преступление, малозначительность, давность уголовного преследования, освобождение от уголовной ответственности, отягчающие обстоятельства и др.
Преступления делились всего лишь на две категории: наиболее опасные действия (бездействие), направленные против основ советского строя; под вторую категорию подпадали все остальные преступления. По сравнению с действующим законодательством указанная градация преступлений представляется примитивной, не отвечающей целям индивидуализации наказания.
Достаточно просто решался в УК РСФСР и вопрос о стадиях преступлений. В отличие от УК РФ, советское законодательство не делало различий между понятиями покушение и приготовление к преступлению, не было и какой-либо четкой градации в выборе мер социальной защиты судебно-исправительного характера в отношении указанных стадий.
Полагаем, что отсутствие разделения преступлений на стадии укладывалось в задачи советского государства, преследовавшие цели тотального контроля над гражданами и репрессивного на них воздействия. Иными обстоятельствами, носящими объективный характер, указанное законодательное положение объяснить нельзя.
Так, приготовление и покушение на преступление обладают разной степенью общественной опасности: нельзя одинаковым образом оценивать, например, действия лиц, лишь приискавших лом для вскрытия двери, и действия, связанные со взломом запирающих устройств.
2 СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1941-1945
Преобразования общественной жизни, отказ от советской государственности привели к существенным изменениям в уголовно-правовой сфере, и как следствие, к принятию 24.05.1996 Уголовного кодекса РФ .
Новый уголовный закон искоренил политизированность предыдущего законодательства, поставил во главу углу защиту интересов личности, закрепил идеи гуманизма и принципы уголовного права, отсутствующие в УК РСФСР.
Существенным прорывом в обеспечении принципа законности явилось закрепление в ч. 2 ст. 3 УК РФ запрета аналогии закона, означающего невозможность применения к не урегулированному конкретной нормой правоотношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.
Напротив, законодательству периода Великой Отечественной войны, как это неоднократно отмечалось в исследовании, было присуще широкое применение аналогии закона, обусловленное как необходимостью защиты интересов личности от преступных посягательств, так и репрессивной политикой государства в отношении собственных граждан.
К примеру, соответствующими постановлениями пленумов Верховного суда СССР закреплялась возможность квалифицировать скупку продовольственного сырья с целью выработки самогона как спекуляцию, а кражу личного имущества граждан в условиях военного времени - как совершенную с отягчающими признаками .
Таким образом, не являясь высшим органом законодательной власти, Верховный суд СССР фактически устанавливал уголовную ответственность за действия, не предусмотренные нормативно-правовыми актами и являющиеся по сути проявлением свободы на реализацию товаров и услуг.
До сегодняшнего дня спорным остается вопрос об отнесении постановлений пленумов Верховного Суда РФ к источникам права . Полагаем, что поскольку в силу ч. 1 ст. 1 УК РФ новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ, а в федеральным органом законодательной власти является Федеральное собрание РФ, каких-либо полномочий по устранению пробелов в законодательстве Верховный Суд РФ не имеет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что уловное законодательство периода Великой Отечественной войны имело свои особенности.
Во-первых, в его состав входили нормы, предусматривающие ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях, что вполне объяснимо, поскольку в данный исторический период произошла криминализация деяний, не характерных для мирной жизни.
Во-вторых, уголовно-правовые нормы содержались в большом комплексе законодательных и иных актов. Указанные обстоятельства объясняются как особенностями государственного устройства СССР, так и условиями военного времени, требующими незамедлительного решения вопросов охраны общественного порядка и государственной безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные акты российского законодательства:
1. Уголовный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954
2. Уголовный кодекс РСФСР. Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР, 06.12.26, № 80.
3. Конституция СССР 1936 года // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М.: Юрид. Лит., 1984. С. 117-149.
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» от 06.07.1941. Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 2.
5. Постановление ГКО СССР «О порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учёта» от 16.01.1942 № ГКО-1159с6. Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 6.
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» от 13.02.1942. Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 6.
7. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» от 13.04.1942 № 508. Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 38.
8. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 21.11.1929 «Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР». Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 277. 22.11.1929.
II. Материалы судебной практики:
9. Постановление Пленума Верховного суда СССР от 11.10.1941 «Об уголовной ответственности граждан, уклоняющихся от всеобщего обязательного обучения военному делу». URL: https://consultant.ru/law (дата обращения 21.03.2021).
10. Постановление пленума Верховного суда СССР «О направлении незаконченных дел в отношении лиц, призванных в Красную Армию и Военно-Морской Флот, и о порядке исполнения приговоров к лишению свободы в отношении этих лиц» от 08.01.1942 № 1/2/У14. Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 6.
11. Постановление пленума Верховного суда СССР от 24.12.1942 № 21/М/25/у «О судебной практике по делам о самогоноварении». Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного суда СССР (1942) / под ред. И.Т. Голякова. М.,1947. С. 10.
12. Постановлением пленума Верховного Суда СССР от 08.01.1942 № 1/1/у «О квалификации некоторых видов кражи личного имущества граждан в условиях военного времени». Законодательные и административно-правовые акты военного времени. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1942.
13. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2020 № 77-1366/2020. URL: https://consultant.ru/law (дата обращения 21.03.2021).
14. Постановление Московского городского суда от 17.05.2018 № 4у-2329/2018. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения 23.03.2021).
III. Монографии, учебники, учебные пособия, публикации:
15. Данакари Р.Р. Объективное вменение в практике советской политической юстиции // Юристъ-Правоведъ. Ростов-на-Дону: Издательство ФГБОУ ВПО «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2008. № 2. С. 93.
16. Рожнов А.П. К вопросу о признании судебной практики юридическим источником уголовного права. Проблемы уголовного законодательства [Электронный ресурс]. URL: https://volsu.ru/struct/generalservices (дата обращения 22.03.2021)
17. Меньшагин В.Д. Преступления против обороны СССР. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 1951. Ч. 1. Преступления против обороны СССР. Ч. 2. Отдельные виды преступлений против обороны СССР. 742 с.
18. Уголовное право. История юридической науки / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1978
19. Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М., 1981. С. 272.
20. Шупленков В.П. О практике применения мер наказания в военное время // Бюллетень УВС и ВК ВС СССР. 1985. № 1(121). С. 29—39; он же. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 1986. С. 324.