Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ СИСТЕМ КАЧЕСТВА 3
1.1.Понятие системы менеджмента качества 3
1.2 Роль стандарта 9001-2015 в функционировании судостроительных предприятий 5
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КОМПАНИИ АО «ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ» 10
2.1. Организационная характеристика предприятия 10
2.2. Анализ существующей системы управления качеством на предприятии АО «Объединенная судостроительная корпорация» 12
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления качеством на предприятии АО «Объединенная судостроительная корпорация» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о качестве продукции, выпускаемой в России, в том числе и продукции судостроительства, а также выхода российской продукции на мировые рынки.
Целью работы является разработка системы менеджмента качества на основе ISO 9001:2015 на примере предприятия АО «Объединенная судостроительная корпорация».
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть качество как экономическую категорию и объект управления на предприятиях;
провести анализ эффективности управления качеством на предприятии АО «Объединенная судостроительная корпорация».
выявить проблемы управления качеством;
разработать мероприятия по повышению качества
Объект исследования – АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Предмет исследования – процесс управления качеством.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций в практической деятельности предприятия АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Научная новизна работы состоит в рассмотрении не только теоретических аспектов, необходимых для понимания и раскрытия обозначенной проблематики, но также использованию предложенных мероприятий на практике отечественных судостроительных предприятий.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
1.1.Понятие системы менеджмента качества
Система менеджмента качества (СМК) – это совокупность мер и постоянно реализуемых операций, которые используют в организации для достижения необходимого качества продукции или продукции – того, что является результатом деятельности этой организации. Важнейшим отличием системы управления качеством от разрозненных и случайных действий в направлении улучшения характеристик продукта или недопущения производственного брака является то, что работа системы не случайна, а планомерна и комплексна, приводит к предсказуемым заранее последствиям [15, с. 36].
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что практически в каждой сфере деятельности происходит внедрение стандартов ГОСТ Р–9001 — строительство в этом плане не является исключением. И это не удивительно, поскольку внедрение систем управления, базирующихся на принципах стандартов ГОСТ Р ИСО 9001, это успех и стабильность, которые основываются на осуществлении эффективного управления производственными процессами.
Проведение сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 является не просто формальной декларацией, а это реальное подтверждение полного соответствия системы менеджмента качества требованиям, регламентированными международными стандартами в области строительства и других продукции. Если у компании имеется сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 это демонстрирует высокий уровень предоставления продукции в проведении строительства и гарантирует высокое качество проводимых работ [17, с. 12].
В настоящее время судостроительство можно смело отнести к основным направлениям в развитии отечественной экономики, и оно по праву занимает лидирующие позиции при выдаче сертификатов ГОСТ Р ИСО 9001.
Данное обстоятельство обуславливается тем, что наличие сертификата ГОСТ Р ИСО –9001-2015 является ключевым фактором, который способствует процветанию судостроительной организации и получению ею большинства подрядов на строительство. При этом международная система управления качеством является универсальной, а проектирование и внедрение стандартов серии 9001 – дело добровольное.
Процесс получения сертификата состоит из нескольких этапов, рис. 1.1.
Рисунок 1.1. - Процесс получения сертификата [20, с. 36]
На сегодняшний день сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (строительство является видом экономической деятельности, в которой данное действие осуществляется добровольно) может служить независимым свидетельством эффективного функционирования и стабильности системы менеджмента качества. Следовательно, к такой компании существенно возрастает доверие заказчиков, партнеров, инвесторов и других участников судостроительного рынка.
Если в судостроительной компании отсутствует сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 то она не сможет участвовать в проведении отраслевых тендеров и иметь возможность получения муниципального или государственного заказа на проведение строительства. И поскольку во многих отраслях отечественной экономики была введена система саморегулирования, роль сертификатов значительно выросла.
В настоящее время в России более 3000 предприятий сертифицированы и работают по стандартам ИСО 9000 в системе сертификации ГОСТ Р – наиболее распространенной из систем сертификации.
Передовые российские предприятия внедряют интегрированные системы, включающие управление качеством (ИСО 9000), экологический менеджмент (ИСО 14000) и управление вопросами охраны здоровья и безопасности персонала (OHSAS 18000) [15, с. 36].
1.2 Роль стандарта 9001-2015 в функционировании судостроительных предприятий
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2015 организация должна осуществлять менеджмент процессов. Разработка системы менеджмента качества состоит из четырех основных этапов, рис. 1.2.
Рисунок 1.2. - Функции менеджмента качества [19, с. 22]
1. Планирование.
Планирование процесса в системе менеджмента качества направлено на установление целей процесса с точки зрения качества его результатов, установление способа его осуществления, включая определение последовательности, взаимодействия и характеристик операций, составляющих процесс, а также ресурсов, необходимых для его результативного и эффективного выполнения [19, с. 26].
2. Обеспечение.
В рамках обеспечения качества планируются и систематически осуществляются виды деятельности, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что требования к процессу и его результатам будут выполнены.
3. Управление.
Управление процессом направлено на его поддержание в таком состоянии, чтобы выполнялись все установленные требования к процессу и его результатам, то есть, чтобы значения характеристик процесса и его продукции имели приемлемые значения [11, с. 26].
4.Улучшение.
Улучшение процесса направлено на изменение характеристик процесса и его результатов в соответствии с целями улучшения; постоян
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно–правовые акты
1 Федеральный Закон от 27.12.2002 N 184–ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 19.10.2017).
2 ГОСТ 15467–79 Управление качеством продукции (http://standartgost.ru/)
3 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2011 г. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
4 ГОСТ ИСО 9001:2016 «Системы менеджмента качества. Требования», раздел «Введение».
5 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2011 Система менеджмента качества. Требования.
6 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 – 2013 г. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»
8 ГОСТ Р 21.1001-2009 Система проектной документации для строительства. Общие положения
9 ГОСТ Р 21.1002-2008 Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации
10 ГОСТ Р 21.1003-2009 Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации
11 ГОСТ 2.004-88 Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ
12 ГОСТ 2.051-2006 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения
Научная и учебная литература
13 Беляев, С.Ю. Управление качеством: Учебное пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. – М., 2015.
14 Василевская, И.В. Управление качеством: Учебное пособие / И.В. Василевская. – М. , 2015.
15 Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова. – М, 2015.
16 Герасимов, Б.И. Управление качеством: самооценка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова, Г.А. Соседов. – М., 2015..
17 Герасимов, Б.Н. Управление качеством. Практикум: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. – М., 2016.
18 Герасимов, Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. – М., 2015.
19 Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. – М., 2016.
20 Гордон, Д.М. Управление качеством литья под давлением / Д.М. младший Гордон; Пер. с англ. Е.З. Хрол. – СПб., 2013.
21 Дунченко, Н.И. Управление качеством в строительстве: Учебное пособие / Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. – М., 2015.
22 Зворыкина, Т.И. Управление качеством и инфраструктура предприятий стройиндустрии: Учебное пособие / Н.М. Комаров, Т.И. Зворыкина, А.В. Максимов. – М., 2015.
23 Кобяк, М.В. Управление качеством в строительстве: Учебное пособие / М.В. Кобяк, С.С. Скобкин. – М., 2015.
24 Коноплев, С.П. Управление качеством: Учебное пособие / С.П. Коноплев. – М., 2015.
25 Логанина, В.И. Управление качеством на предприятиях стройиндустрии / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Л.В. Макарова. – М., 2015.
26 Лютов, А.Г. Управление качеством в автоматизированном производстве. В 2–х т.Управление качеством в автоматизированном производстве: Учебник / А.Г. Лютов. – Ст. Оскол, 2012.
27 производственных процессов: Учебное пособие / В.К. Федюкин. – М., 2013.
28 Фрейдина, Е.В. Управление качеством: Учебное пособие / Е.В. Фрейдина. – М., 2015.
29 Фрейдина, Е.В. Управление качеством: Учебное пособие / Е.В. Фрейдина. – М., 2013.
30 Шемякина, Т.Ю. Производственный менеджмент: управление качеством (в строительстве): Учебное пособие / Т.Ю. Шемякина, М.Ю. Селивохин. – М., 2017.