Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие рыночных отношений в России постепенно приводит к изменению форм занятости населения. Рыночная реформа экономики России вызвала не только легализацию ранее скрытых явлений в сфере трудовых отношений и занятости, включая рынок труда, безработицу и самозанятость, но и их интенсивное развитие и распространение со всеми положительными и отрицательными проявлениями и последствия.
Одним из видов занятости является самозанятость населения, масштабы ее распространения, ее роль и место в экономической жизни могут варьироваться от минимальных до очень значительных в разных условиях и в разные периоды времени. Итак, в советское время самозанятость присутствовала в экономике страны и каралась уголовно. Но с развитием рыночных отношений признание частной собственности получила признание и самозанятость, играющая значительную роль в адаптации населения к сложившимся условиям. В то же время в России наметилась тенденция роста самозанятости населения к быстрому увеличению до уровня развитых стран . Так, по данным ФНС России, в нашей стране на конец 2020 года количество самозанятых достигло 114 тыс. человек
Все более актуальной становится проблема лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что самозанятые лица обладают большей мобильностью к постоянно изменяющимся условиям рыночной экономик, находится ближе к потребителю и способен удовлетворять их потребности. Все это приводит к необходимости понять роль самозанятых лиц в экономике страны, определить какое место они занимают в современных рыночных условиях, а также каков их потенциал.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение мероприятий направленных на повышение эффективности регулирования самозанятых лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) исследовать понятие самозанятых лиц;
2) провести анализ развития самозанятых лиц в РФ;
3) дать оценку регулирования самозанятых лиц в РФ.
Объект исследования в курсовой работе – самозанятые лица.
Предметом представленного исследования является правовой статус физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (так называемые самозанятые лица), находящийся в стадии становления.
В данной работе мы проанализируем это явление, проанализировав теорию, правовую базу. На сегодняшний день нет четкого, полного, юридического определения понятия «самозанятость», и для регулирования этой области необходимо в первую очередь законодательно определить статус самозанятого субъекта.
В ходе написания курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ научной литературы, результатов исследований, научно–нормативной базы, а также статистических данных, системный анализ.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды экономистов И.Т. Балабанова, Н.В. Закировой, В.А. Запунной, О.Г. Карповича, В.В. Ковалева, Г.Г. Левкина, М.А. Меньшикова, С.Ю Хасяновой и других. Информационную базу исследования составили материалы Росстат и официальной статистики по самозанятых лиц Российской Федерации.
Структура исследования состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие самозанятых лиц
1.1. Определение самозанятых лиц и виды их деятельности
Официальное признание существования рынка труда и безработицы сделало возможным и потребовало научных исследований проблем занятости. Однако что касается самозанятости, то пока этой проблеме в российских экономических исследованиях уделялось незаслуженно мало внимания .
Самозанятый - лицо, самостоятельно занимающееся оказанием услуг по гражданско-правовым договорам, в том числе в форме индивидуального предпринимательства. Это определение не совсем правильное, а именно в той части, где есть добавление «в форме индивидуального предпринимательства». Законодательство Российской Федерации в сфере предпринимательства имеет большую базу, которая в свою очередь обязывает индивидуальных предпринимателей (далее - индивидуальные предприниматели) регистрировать свою деятельность, вести отчетную деятельность, платить налоги и другие обязательства индивидуальных предпринимателей, в т.ч. с точки зрения охраны труда, не имеющей отношения к самозанятым гражданам. Сегодня нет четкого, полного, юридического определения «самозанятости», и для регулирования этой области необходимо сначала определить «Что такое самозанятость?» и "Каковы его характеристики?"
В 2019 году Правительство РФ внесло проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по определению статуса самозанятых граждан», а именно, что самозанятые граждане должны соответствовать следующим критериям :
- физические лица, которые самостоятельно осуществляют на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от оказания услуг, выполнения работы для физических лиц исключительно на основе личного участия в рабочей силе, в том числе в периоды, свободные от исполнения обязательств по найму. договор;
- не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;
- лица, достигшие 16-летнего возраста;
- подавшие в налоговый орган уведомления о проведении данных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах . Этот проект не вошел в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а значит, сфера самозанятости сегодня также остается плохо регулируемой. Это также подтверждает, что на региональном уровне страны немногие субъекты Федерации имеют законы, влияющие на этот институт.
Налоговым кодексом РФ установлены виды услуг, оказываемых "самозанятыми" гражданами:
1. присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
2. репетиторство;
3. уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства .
Кроме того, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать другие виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд .
По данным ФНС, количество уведомивших налоговые органы самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическому лицу на 01.08.2019 г., достигает 1839 человек. Этот показатель растёт, учитывая, что на 01.08.2018 г. аналогичный показатель составлял 295 человек. Что касаемо региона, в котором мы проживаем, то в Иркутской области с 1 января 2018 по 1 апреля 2020 гг. только 35 граждан известили налоговые органы о предоставлении ими указанных услуг. Об этом 18 апреля 2020 г. сообщили в пресс-службе УФНС России по региону. 25 жителей Приангарья занимается репетиторством, в том числе один иностранец, 5 человек осуществляют уход за детьми, больными и пожилыми людьми, еще 8 занимаются уборкой помещений, в том числе 6 иностранных граждан. При этом некоторые граждане предоставляют несколько услуг одновременно
1.2 Регулирование деятельности самозанятых лиц в РФ
Сведения о реальном количестве самозанятых остаются предметом споров. Например, по мнению Минтруда, их около 12 млн. человек, а по оценке независимых экспертов, от 15 до 25 млн. человек. В РАНХиГС отмечают, что для 11,7% экономически активного населения (8,7 млн. человек) неофициальные заработки — единственная форма дохода, а 30 млн. человек (40,3% работающего населения) совмещают их с легальной работой.
С распространением сферы по оказанию услуг красоты, количество самозанятых, систематически извлекающих прибыль, увеличилось. Доходы данных лиц достаточно велики, им могли бы позавидовать многие работники, трудящиеся по трудовому договору, получающие заработную плату с вычетом налогов, работающие по строгому трудовому распорядку и отдыхающие около 40 дней в год. А ведь многие, исходя из вышеуказанного опыта работы, увольняются и примыкают к тем самым «самозанятым», у которых гибкий график, немалый доход и отдых, который не нужно согласовывать с работодателем.
Важным моментом является то, что 27 ноября 2019 г. Президент России подписал ФЗ от 27.11.2019 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Этот нормативно-правовой акт вступил в силу с 1 января 2020 г.
Закон о самозанятости населения направлен на то, чтобы легализовать деятельность тех граждан, которые имеют неофициальные доходы, но до сих пор не были никак зарегистрированы.
На федеральном уровне предусматривается, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на самозанятых лиц, а также на физических лиц, вступающих в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. По мнению разработчиков, деятельность физических лиц, оказывающих услуги в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (частные услуги по присмотру и уходу за детьми и больными, услуги по репетиторству, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства и др.), как правило, осуществляется без соответствующего оформления отношений, при этом фактически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении указанной категории лиц. Это обусловлено тем, что работодатель фактически не может нести обязанности, предусмотренные ТК РФ (заключение в письменной форме трудового договора, регистрация трудового договора с работником в органе местного самоуправления по месту жительства (в соответствии с регистрацией), уплата страховых взносов и других обязательных платежей, оформление страховых свидетельств государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые).
В этой связи вносятся поправки в Трудовой кодекс РФ в части исключения деятельности самозанятых лиц и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, из предмета регулирования трудового законодательства.
Кроме того, уточняются особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - ИП, включая порядок заключения трудового договора с работодателем - ИП, срок трудового договора, режим труда и отдыха, прекращение трудового договора, а также порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.
Что касается эксперимента по применению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", то он проводится в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Период проведения - до 31 декабря 2028 года.
Применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе ИП и получающие доходы от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.
Законом определен ряд ограничений для применения данного спецрежима. Это, в том числе: реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке; добыча и (или) реализация полезных ископаемых; получение доходов, превышающих в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Постановка на налоговый учет и уплата налога могут производиться с помощью бесплатного мобильного приложения "Мой налог". Налоговым периодом признается календарный месяц. Ставки - 4 процента, если реализация осуществляется физлицам, и 6 процентов, если реализация осуществляется Индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом.
Глава ФНС России в феврале 2020 г. назвал основную цель налога для самозанятых и в первую очередь это не отдельные граждане, а крупные интернет-сервисы, позволяющие гражданам получать неофициальный доход.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2020)
3. Налоговый кодекс РФ // http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2021).
4. ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 № 118-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2021).
5. ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2019 N 422-ФЗ // http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2021)
6. «ГОСТ 12.0.004-2016. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с Программами обучения безопасности труда) (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2017 N 600-ст) // http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2021)
7. Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России), текст по состоянию на 05.07.2018 // http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2021).
8. Абрамова Е.А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура, уровни развития // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. 2012. № 4 (32). - С. 6-15.
9. Гаджиалиев Р.К. Проблемы налогообложения самозанятых граждан в России // Образование и право. 2020. № 9. С. 50-53.
10. Глотов С.А. Самозанятость населения в России: от слов к правовому регулированию // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. - С. 52-64.
11. Куракин А.В., Карпухин Д.В. Самозанятость граждан: проблема становления механизма правового регулирования административного принуждения в сфере обеспечения самозанятости [Электронный ресурс] // Административное и муниципальное право. 2018. № 4. - С. 38-46 / https://e-notabene.ru/nb/article_22933.html (дата обращения: 25.03.2021).
12. Максимович Л.В. Самозанятость населения в российской экономике: формирование и регулирование: дис. ... канд. экономии. наук. - Саратов, 2006. - 180 с.
13. Семичева Л.А., Кузнецова М.В. Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности: правовые аспекты // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10. № 1А. С. 113-119. DOI: 10.34670/AR.2020.92.1.014
14. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента : учебное пособие / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 306 с.
15. Балтина А. Финансовый менеджмент в секторе государственного управления : учебное пособие / А. Балтина. –Оренбург : ОГУ, 2018. – 173 с.
16. Басовский Л.Е. Экономический анализ/ Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – М.: Инфра–М, 2019. – 416 с.
17. Бурмакина Н.И. Формирование, учет объекта недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество / Н.И. Бурмакина ; Российский государственный университет правосудия. – Москва : РГУП, 2019. – 104 с.
18. Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник. Практикум / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – 7–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 448 с.
19. Закирова О.В. Управление финансовыми потоками и бюджетирование на предприятии / О.В. Закирова, Е.Е. Гамова ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар–Ола : ПГТУ, 2019. – 156 с.
20. Запунная В.А. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник / В.А. Запунная, О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко, С.Б. Баурина. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 777 с.
21. Карпович О.Г. Финансовый менеджмент : учебник / О.Г. Карпович, А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова ; под общ. ред. О.Г. Карповича. –Москва :Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 396 с.
22. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: конспект лекций с задачами и тестами : учебное пособие / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2019. – 559 с.
23. Костин И.Б. Экономика организации (предприятия) / И.Б. Костин, Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2019. – 292 с.
24. Левкин Г.Г. Организация производства / Г.Г. Левкин. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2019. – 141 с.
25. Меньшикова М.А. Экономическая устойчивость предприятия :[16+] / М.А. Меньшикова ; Технологический университет, Кафедра экономики. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2019. – 36 с.
26. Паламарчук А.С. Экономика предприятия: учебник / А.С. Паламарчук. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 458 с.
27. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат.сб./ Росстат. – М., 2019. – 549 с.
28. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учеб. заведений / Н.А. Сафронов. – 2–е изд., с изм. – М.: Магистр, 2019. – 256 с.
29. Фальцман В.К. Интенсивный курс МВА: Учеб. пособие / В.К. Фальцман, Э.Н. Крылатых. – М.: Инфра–М, 2019. – 544 с.
30. Хасянова С.Ю. Совершенствование банковского регулирования и надзора в России на основе международных принципов / С.Ю. Хасянова. – М.: Юрайт, 2017. –234 с.
31. Швандар В.А. Экономика организаций (предприятий) / В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2019. – 608 с.
32. Шелухина Е.А. Финансовый учет (продвинутый уровень) : учебное пособие / Е.А. Шелухина. –Ставрополь : СКФУ, 2018. – 350 с.
33. Министерство экономического развития РФ // economy.gov.ru