Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся сфера и масштаб деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, характер хозяйственных связей с партнерами, влияние инфляционных процессов и т.п. К внутренним факторам следует отнести ценовую политику предприятия, структуру активов и стратегию управления ими, методы оценки товарно-материальных запасов и т.п.
Процесс формирования капитала тесно связан с процессом создания предприятия, поскольку первоначальная стоимость оборотных средств определяется именно в момент создания величины уставного капитала. Источником формирования в этом случае выступают средства учредителей, внесенные в счет вклада в уставный капитал. В дальнейшем, минимальный размер совокупной стоимости оборотных средств покрывается за счет собственных источников формирования имущества предприятия, включающих средства прибыли, уставного, добавочного и резервного капитала, целевого финансирования.
Однако, под влиянием ряда факторов, не зависящих от хозяйствующего субъекта (инфляция, рост объемов производства, задержки в оплате счетов клиентами и др.) у организации возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах.
В том случае, когда покрытие и обеспечения указанных финансово-эксплуатационных потребностей невозможно, дополнительно привлекаются заемные средства, включающие банковские и коммерческие кредиты, инвестиционные вклады работников предприятия, средства кредиторской задолженности и устойчивые пассивы, к которым относятся оценочные обязательства и доходы будущих периодов. Этим объясняется актуальность анализа вопросов формирования оборотных средств и оценка финансовой стратегии экономического субъекта.
От эффективности использования капитала в процессе производственно-финансовой деятельности зависит ряд важнейших показателей, включающих: размер годового оборота, потребность в дополнительных источниках финансирования и плата за них, сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением.
Исследованиями анализа формирования капитала занимались такие ученые, как А.В. Бальжинов, С.Л. Блюмин, Л.С. Богданова, О.Л. Гальчина, Е.В. Михеев, А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова, О.В. Ефимова, М.В. Мельник и др.
Целью курсовой работы является оценка управления собственным капиталом организации.
Задачи исследования:
- изучить понятие, цель и задачи управления собственным капиталом организации;
- отразить методы и этапы анализа использования собственного капитала;
- представить общую характеристику деятельности организации;
- провести оценку собственного капитала организации.
Объектом исследования выступила ОАО «РЖД».
Предмет исследования – собственный капитал ОАО «РЖД».
Для написания данной работы были использованы такие источники, как учебные пособия, научные статьи, бухгалтерская отчетность, информационные ресурсы Интернета.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы управления собственным капиталом организации
1.1. Понятие, цель и задачи управления собственным капиталом организации
Управление собственным капиталом предприятия – это комплекс действий, направленных на повышение эффективности использования собственного капитала компании.
В понятие собственного капитала входят все находящиеся в собственности фирмы средства. Собственный капитал компании применяется для того, чтобы формировать активы. У хозяйствующего субъекта есть возможность оперировать собственными средствами без условий и ограничений, без согласования с кем-либо.
Собственный капитал – это третий раздел бухгалтерского баланса. Он может быть рассчитан как валюта баланса за вычетом обязательств (краткосрочных и долгосрочных) [11, с. 56].
В составе собственного капитала выделяют следующие формы:
- Уставный капитал – это денежные средства, вносимые изначально учредителями компании (его объем фиксируется в учредительных документах, увеличение или уменьшение проводится по регламентированной процедуре или в установленных законодательством случаях принудительно);
- Резервный капитал – средства, зарезервированные под конкретные задачи (определяются законодательством и внутренними локальными документами предприятия);
- Добавочный капитал – это средства бюджетных ассигнований на увеличение оборотных активов, суммы дооценки имеющихся у предприятия внеоборотных активов и другие подобные источники;
- Специальные финансовые фонды;
- Нераспределенная прибыль – как правило, у успешно функционирующих компаний это основная статья собственного капитала. Речь идет о прибыли, которая не была поделена между учредителями или акционерами, а была направлена на развитие предприятия, вложена в его активы.
Прежде чем переходить к управлению собственным капиталом, руководители компании должны определиться с целями этого управления. Именно цели позволяют выбрать наиболее приемлемые методы и инструменты. К целям управления собственным капиталом относятся:
- обеспечение достаточного объема собственного капитала для того, чтобы реализовать основные механизмы бизнес-модели предприятия;
- обеспечение высокой рентабельности деятельности за счет эффективного вложения средств собственного капитала;
- поддержание высокой финансовой устойчивости компании путем использования ресурсов собственного капитала.
Каждая из указанных целей управления связана с кругом задач. Так, при привлечении требуемого объема капитала необходимо:
- найти источники для формирования собственного капитала. В практической деятельности чаще всего речь идет о привлечении портфельных инвестиций, поскольку собственный капитал складывается из уставного капитала, дополняемого нераспределенной прибылью и другими активами, имеющими высокую ликвидность;
- обеспечение юридической корректности сделок, связанных с привлечением собственного капитала. Широкое распространение получила регистрация активов за рубежом – не только в оффшорных зонах, но и просто в зонах с более лояльным законодательством и развитой правовой системой. Например, в Голландии и Дании механизмы защиты IT-решений и интеллектуальной собственности реализованы намного лучше, чем в России. Перед менеджерами стоит задача так зарегистрировать активы и собственный капитал, чтобы не было проблем с законом как в России, так и в стране, в которой регистрируется бизнес;
- Определение направлений вложения собственного капитала. Недостаточно просто найти инвестора – нужно еще грамотно использовать полученные от него финансовые ресурсы. Чтобы принять решения по инвестированию собственного капитала, приходится детально прорабатывать статьи расходов компании [18, с. 147].
В качестве второй цели управления собственным капиталом определено достижение заданного уровня рентабельности предприятия. Для этого ключевую роль играет эффективное инвестирование, достигаемое при решении ряда задач:
- осуществление эффективных инвестиций собственного капитала в средства производства, определяющие уровень издержек (к примеру, смена оборудования на более современное и технологичное);
- осуществление эффективных вложений в расширение рынков сбыта (к примеру, вложения в рекламу, маркетинг, брендинг, выход на международные рынки и т.д.);
- осуществление эффективных вложений в повышение производительности труда (к примеру, повышение квалификации сотрудников, обучение их новым методикам производства).
Рентабельность может быть и отрицательной – тогда она называется приемлемой убыточностью. На ранних этапах работы компании или отдельного проекта менеджеры могут сознательно работать в убыток, рассчитывая на отдачу в будущем от занятых новых рыночных ниш.
Чтобы обеспечить финансовую устойчивость, необходимо сформировать модель управления компанией – в том числе управления собственным капиталом – которая будет учитывать как заданный уровень рентабельности компании, так и исполнение обязательств. При этом руководство решает следующие задачи:
- осуществление инвестиций собственного капитала в проекты, обеспечивающие формирование устойчивых потоков дохода (к примеру,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абанин С.Л. Определение возможности компании по самофинансированию и заемному финансированию / С. Л. Абанин // Финансы и кредит. - 2019. - № 30. - С. 69-79.
2. Баканов М.И. Теория экономического анализа : учебник для экон. вузов / М.И. Баканов.- 6-е изд., перераб. и доп.- М. : «Финансы и статистика», 2018. - 415с.
3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта : учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М. : «Финансы и статистика», 2017. – 184 с.
4. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2018. – 372с.
5. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебник. - 9-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2018. - 408 с.
6. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент : учебник / Н.Б. Ермасова.- М. : «Высшее образование», 2019.- 470с.
7. Илышева Н. Н. Анализ финансового состояния как основа целевого прогнозирования финансовых потоков организации / Н. Н. Илышева; С. И. Крылов // Экономический анализ : теория и практика. - 2017. - № 8. - С. 11.
8. Ионова А.Ф. Финансовый анализ : учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева.- М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2018. - 624с.
9. Кельчевская, Н. Комплексный анализ и целевое прогнозирование финансового состояния предприятия / Н. Кельчевская; И. Зимненко // Проблемы теории и практики управления. - 2020. - № 1. - С. 93-99.
10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2020.- 806 с.
11. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Под ред. А.И. Алексеевой.- М. : КНОРУС, 2018. – 671с.
12. Кувшинов Д. А. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия / Д. А. Кувшинов; П. И. Половцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - № 6. - С. 25-28
13. Мищенко А. В. Модели управления производственной деятельностью предприятия в условиях привлечения заемных средств / А. В. Мищенко; М. В. Андреева // Финансы и кредит. - 2017. - № 2. - С. 12-21.
14. Никитушкина И. В. Корпоративные финансы : учебник для академического бакалавриата / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под общ.ред. И. В. Никитушкиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 521 с.
15. Островенко Т. К. Проблемы методики анализа финансового состояния предприятия и его информационной базы / Т. К. Островенко; Г. Д. Гребнев // Экономический анализ : теория и практика. - 2019. - № 5. - С. 48-55.
16. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2018. - 671 с.
17. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2018. – 655 с.
18. Экономика предприятия : учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 670 с.
19. Ямпольский С. М. Логистический подход к автоматизации управления оборотными средствами торгового предприятия / Ямпольский С. М. ; Шаламов А. С. // Логистика и управление цепями поставок. - 2016. - N 4. - С. 65-70.
20. Янков В. М. Запасы материальных оборотных средств: проблемы расчета / Янков В. М.// Вопросы статистики. - 2016. - N 6. - С. 45-52.