Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Любая организация (учреждение) не зависимо от формы собственности и организационно-правовой формы является владельцем документированной информации и должна принимать меры по ее охране в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ограничение доступа к документированной информации - это защита служебной или коммерческой документированной информации от неправомерного обращения, которое может нанести ущерб организации (учреждению) - собственникам, владельцам, пользователям.
Исторически сложилось, что степени доступа конфиденциальных документов и их наименования заимствованы организациями из степеней доступа документов, относящихся к государственной тайне. Практически степени доступа конфиденциальных документов определяет сама организация. Степени доступа и их наименования могут быть разнообразны: особой важности; совершенно секретно; секретно; для служебного пользования; не для печати; конфиденциально и т.д. Степени доступа могут быть и без наименования, например: персональные данные (кадровая документация, медицинские карты, списки адресов жителей микрорайона и т.д.). Наименование степени ограничения доступа обозначается реквизитом «Гриф ограничения доступа к документу», который свидетельствует об особом характере информации.
Объектом работы является УМВД России по Адмиралтейскому району.
Предмет работы - порядок проведения проверок режима секретности.
Таким образом, цель работы состоит в изучении порядка проведения проверок режима секретности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие и основы режима секретности;
раскрыть соблюдение режима секретности в органах внутренних дел;
представить характеристику учреждения ;
рассмотреть порядок проведения проверок режима секретности в УМВД России по Адмиралтейскому району.
Проблема изучения работы с документами довольно обширно представлена в трудах различных авторов. Условно использованную литературу можно разделить на две группы. К первой из них следует отнести учебную литературу и пособия, в которых рассматриваются теоретические основы работы с документами, дан алгоритм и последовательность действий того, как правильно в организациях должны осуществлять прием документов, их обработку, регистрацию и хранение. Это работы В.И. Андреевой, А.Б. Барихина, М.И. Басакова, А.Н. Белова, А.А. Белова, М.В. Кирсановой, Т.В. Кузнецовой, Н.П. Крюковой, и А.В. Пшенко.
Структура работы строится в соответствии с поставленной целью и задачами – работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы порядка проведения проверок режима секретности
1.1. Понятие и основы режима секретности
Создание режима секретности на предприятии — обязательное условие для выдачи лицензии ФСБ на государственную тайну. Это комплекс мер по организации условий, способствующих сохранности секретных сведений от возможного разглашения, хищения и утечек по техническим каналам связи. После создания условий работа режимного отдела заключается в их поддержании и своевременной профилактике таких инцидентов.
Нужно сказать, что не в каждом случае нужно выстраивать систему защиты гостайны с нуля. Фирмы с лицензией ФСБ часто пользуются услугами по защите государственной тайны сторонних организаций, поручая им ведение секретного документооборота, работу с допуском и учетом сотрудников, допущенных к гостайне, составление организационных документов и т.д.
Система защиты гостайны в общем виде представляет собой совокупность мер, направленных на противодействие иностранным разведкам, снижение рисков утечки и разглашения секретных сведений через информационные системы и кадры, ведение учета и контроля за выполнением требований нормативных документов, регулирующих режим секретности. Режим секретности создается по единым правилам для всех госорганов, организаций и ведомственных учреждений .
Основные регулирующие документы:
Закон РФ «О государственной тайне»;
«Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ № 3-1 от 5 января 2004 г.);
«Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 06.02.2010г. № 63);
«Положение о лицензировании предприятий для работы с гостайной» (утв. Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 333).
Что входит в систему:
Допускная работа. Оформление допуска к гостайне на руководителя фирмы и сотрудников, которые будут непосредственно работать с секретными сведениями. Ведение учета документов и лиц, допущенных к гостайне (составление документов о допуске и доступе к гостайне, поддержание их в актуальном виде, выдача соответствующих справок, разрешение для выезда за границу и т.д.) .
Организация пропускного режима на предприятии. Например, это не только турникеты и проверка документов при входе в помещение, но и создание зон ограниченного доступа только для лиц, имеющих допуск к гостайне. Особенно актуально на оборонных предприятиях и заводах, конструкторских бюро и прочих организациях, где наряду с гостайной идет работа с другой информацией.
Создание защищенных технических каналов обмена и обработки информации. Сюда входит предоставление создание или предоставление автоматизированного рабочего места, оснащенного специальным сертифицированным оборудованием и средствами защиты информации, обработка и отправка секретных документов по защищенным каналам связи, предоставление выделенных помещений для секретных переговоров, периодическая проверка помещений и оборудования на наличие средств несанкционированного получения информации.
Работа с персоналом. Сюда помимо допускной работы и ведение номенклатуры должностей входят инструктажи по обеспечению информационной безопасности и защите гостайны, выплата надбавок за секретность, контроль за тем, как исполняются требования инструкций и локальных актов, выявление и расследование всех случаев несоблюдения должностных обязанностей по соблюдению режима секретности и т.д.
1.2. Соблюдение режима секретности в органах внутренних дел
Рассмотрим основные определения, необходимые для изучения данного вопроса.
Режим секретности – это комплекс мероприятий, проводимых в целях сохранности сведений ограниченного доступа специально уполномоченными государственными органами .
Служебная тайна – это сведения ограниченного доступа, ставшие известными сотруднику, в ходе служебной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам службы и государства.
Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются: на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.
К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности .
Степеням секретности соответствуют формы допуска сотрудника к государственной тайне: Секретно (С); Совершенно секретно (СС); Особой важности (ОВ).
Схематично порядок допуска сотрудника к сведениям, составляющих государственную или служебную тайну можно изложить следующим образом:
сотрудник принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных сведений;
сотрудник дает согласие на частичное или временное ограничение прав;
сотрудник дает письменное согласие на проведение проверочных мероприятий.
На носителях сведений, составляющих государственную тайну должны быть определенные реквизиты: о степени секретности; сведения об органе, осуществляющим засекречивание; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания.
Всё вышеперечисленное относится и к служебному делопроизводству органов внутренних дел по соблюдению режима секретности.
Деятельность органов внутренних дел в значительной мере связана с получением и использованием сведений ограниченного доступа, разглашение которых может повлечь нарушение конституционных прав граждан, а также снижение эффективности работы правоохранительных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.
На сегодняшний день МВД России придает большое значение мерам по защите служебной информации. Однако все существующие недостатки в работе сотрудников ОВД, а также отсутствие необходимой правовой базы, которая бы обеспечивала должную защиту конфиденциальной информации служебного характера, не позволяют реализовывать механизм устранения, имеющихся нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.
В процессе осуществления своей деятельности сотрудники органов внутренних дел получают информацию о режиме и характере работы предприятий, расположенных на обслуживаемой территории, сведения, касающиеся личной жизни граждан, а также иную информацию .
Данная информация, а также сведения об отдельных методах, приемах и результатах работы органов внутренних дел составляют служебную тайну. Разглашение таких сведений, а также утечка информации о планируемых и проводимых органами внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка и борьбе с преступностью нарушает нормальную их деятельность и значительно снижает ее эффективность.
Умение сохранять в тайне сведения служебного характера является важнейшим профессиональным качеством сотрудников органов внутренних дел, необходимым для успешного выполнения стоящих перед ними задач. При этом проявление высокой бдительности считается юридической обязанностью сотрудников органов внутренних дел, закрепленной в законодательных и ведомственных нормативных актах.
Сохранность секретных документов обеспечивается специальными сейфами и самостоятельной системой регистрации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, Е.В. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: экспертиза ценности документов [Текст] / Е.В. Алексеева, П.П. Афанасьева, Г.А. Осичкина // Секретарское дело. – 2018. – №1. – С. 79-83.
2. Кирсанова, М.В. Делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления [Текст] / М.В. Кирсанова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2017. – 302 с.
3. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство [Текст] / М.В. Кирсанова. – М.: Дело, 2017. – 234 с.
4. Копылов, В.А. Информационное право: вопросы теории и практики [Текст] / В.А. Копылов. – М.: Юристъ, 2017. – 623 с.
5. Короткий, С. Современные технологии корпоративного документооборота [Текст] / С. Короткий // Компьютерный еженедельник «Компьютерра». – 2019. – № 3. – С. 13-19.
6. Кузнецов, С.Л. Автоматизация делопроизводства. Первый этап [Текст] / С.Л. Кузнецов // Делопроизводство. – 2019. – №1. – С. 41-46.
7. Кузнецов, С.Л. Делопроизводство на компьютере: Компьютерные технологии в делопроизводстве [Текст] / С.Л. Кузнецов. – М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел – Синтез», 2017. – 232 с.
8. Кузнецов, С.Л. Новые программы для современного офиса [Текст] / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. – 2018. – №3. – С. 27-31.
9. Кузнецов, С.Л. Применение современных технологий в работе с документами [Текст] / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. – 2019. – №3. – С. 23-29.
10. Кузнецов, С.Л. Проблема выбора программного обеспечения для комплексной автоматизации работы офиса [Текст] / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. – 2019. – №4. – С. 23-28.
11. Кузнецова, Т.В. Ведение контроля за сроками исполнения – важнейшая задача секретаря [Текст] / Т.В. Кузнецова // Секретарское дело. – 2019. – №1. – С. 3-5.
12. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) [Текст] / Т.В. Кузнецова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- синтез», 2017. – 384 с.
13. Ларин, М.В. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях [Текст] / М.В. Ларин // Экономика и жизнь. – 2017. – №4. – С. 56-59.
14. Ларин, М.В. Управление документацией в организациях [Текст] / М.В. Ларин. – М.: ТЕРМИКА, 2017. – 413 с.
15. Лихачев, М.Т. Документы и делопроизводство [Текст] / М.Т. Лихачев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 360 с.
16. Плешкевич, Е.А. Основы общей теории документа [Текст] / Е.А. Плешкевич. – Саратов: Науч. кн., 2017. – 244 с.
17. Пшенко, А.В. Основные нормативные требования к документам и документационному обеспечению управления [Текст] / А.В. Пшенко. – М.: Наука, 2018. – 251 с.
18. Романов, Д.А. Правда об электронном документообороте [Текст] / Д.А. Романов. – М.: Наука, 2017. – 286 с.
19. Рудельсон, К.И. Современные документальные классификации [Текст] / К.И. Рудельсон. – М.: Изд-во «Наука», 2017. – 267 с.
20. Саак, А.Э. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия как основа предоставления государственных и муниципальных услуг. [Текст] / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2018. – № 6 – Т.143. – С. 145-153.
21. Саак, А.Э. Система электронного документооборота: создание, внедрение, использование [Текст] / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Муниципальная власть. – 2019. – № 5. – С. 66-71.
22. Саак, А.Э. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении [Текст] / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Муниципальная власть. – 2019. – № 4. – С. 108-115.
23. Санкина, Л.В. Характерные черты делопроизводства в фирмах мелкого и среднего бизнеса [Текст] / Л.В. Санкина // Делопроизводство. – 2018. – №2. – С. 18-23.