Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы курсовой работы имеет высокое практическое значение, поскольку рассмотрение перспектив и возможностей современной молодежи на рынке труда обусловливается двумя важнейшими факторами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они являются будущим страны, и от того, какие перспективы и возможности будут открываться перед ними, зависит последующее развитие.
Молодежь сегодня уже во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, наша страна не исключение.
Современная молодежь – это кадровый потенциал, который определяет будущее страны. Молодежь является перспективной категорией населения. Молодым людям свойственны такие качества, как: высокая степень мобильности, работоспособность, легкая обучаемость. Есть и ряд проблем, с которыми сталкивается молодежь на рынке труда, например, трудовая нестабильность, безработица, низкая заработная плата и конкурентоспособность, недостаток опыта и трудовых навыков.
Молодежь склонна активно применять метод «проб и ошибок» для поиска и подбора подходящей работы, поскольку стартовая заработная плата молодых работников, как правило, невелика, у них ниже альтернативные издержки на поиск работы и выше вероятность нахождения более высокооплачиваемой работы.
Сегодня государство не способно гарантированно предоставлять современной молодежи рабочие места. Таким образом, в связи с этим, возможна дестабилизация общества, рост криминальной деятельности среди молодежи.
Цель курсовой работы - разработка перспективных предложений повышения эффективности мероприятий, проводимых в рамках государственной политики в сфере занятости молодого поколения.
Для достижения поставленной цели, требуется решить ряд задач:
– изучить методологию исследования регулирования процессов на рынке труда молодежи;
- рассмотреть вопросы регулирования процессов на рынке труда молодежи в России и за рубежом;
- изучить организационно-экономический механизм регулирования рынка труда молодежи Российской Федерации;
- рассмотреть вопросы развития молодежного рынка труда;
- выделить основные проблемы молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда;
- предложить рекомендации, направленные на улучшение развития молодежного рынка труда и повышения уровня занятости среди молодежи.
Объект исследования – молодежный рынок труда, взаимосвязи, формирующиеся в процессе его функционирования и регулирования.
Предмет исследования – организационные, экономические и социально- трудовые отношения, возникающие в процессе регулирования молодежного рынка труда.
Научная новизна данной курсовой работы заключается в том, что предложены рекомендации по регулированию молодежного рынка труда молодежи и повышения трудового потенциала России.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов службы занятости, руководителя и специалистов Департамента труда и занятости, руководителей и специалистов отдела кадров предприятий городов и регионов РФ для формирования внешнего и внутреннего рынка труда.
Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования: материалы конференций, нормативно-правовые документы РФ, которые в системном порядке излагают основные проблемные и актуальные вопросы избранной темы в России и в странах с развитой рыночной экономикой.
Курсовая работа структурирована и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты молодежной занятости России
1.1. Методология исследования регулирования процессов на рынке труда молодежи
В законе №1032-1 (ред. от 07.04.2020) "О занятости населения в Российской Федерации", прописано, что:
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на решение ряда задач.1
В настоящее время в России существует множество документов, определяющих реализацию некоторых направлений государственной молодежной политики (см. рис. 1). 2
Рис. 1 - Основные документы, определяющие реализацию отдельных направлений государственной молодежной политики
Ключевые положения действующей государственной молодежной политики в Российской Федерации определены «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», которые были утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.3
Главная цель молодежной политики в Российской Федерации – это создание комфортных условий для молодежи и молодежной среды посредством поддержки государства и общества, обеспечения эффективной социальной защиты данного слоя населения, развития творческого потенциала, а также выработки стимулов для саморазвития и самореализации молодежи. 4
Единственный национальный орган государственной власти, функции которого направлены на развитие молодых граждан России – Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), находящееся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условий его самореализации.5
На данный момент времени реализация молодежной политики в России ведется благодаря финансированию крупных федеральных целевых и национальных проектов по социально-экономическим и общественно-политическим направлениям. Бюджетный кодекс Российской Федерации является основой правового регулирования финансового обеспечения реализации молодежной политики. Бюджетным кодексом РФ обозначены принципы разделения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.6
Современный характер процессов, происходящих как на рынке труда в целом, так и на уровне его отдельных сегментов, в особенности молодежном, предопределяет необходимость их изучения в системной плоскости, задаваемой характерными социально-экономическими вызовами и соответствующими им методологическими основами.
Структурно методология исследования регулирования процессов на рынке труда молодого поколения представлена совокупностью параметров, характеризующих ее ключевые компоненты (рис. 2).7
Представленная концепция базируется на доказательстве о необходимости регулирования молодежного рынка труда, благодаря которому представляется возможным наладить контакт между формальными субъектами согласно особой конфигурации анализируемого рынка, вовремя согласовав противоречивые интересы и скоординировав совместные действия, дающие возможность обеспечить повышение уровня участия представителей молодого поколения населения в рабочей силе.
Методология исследования молодежного рынка труда опирается на основные принципы, которые уместно осуществлять не обособленно, а в комплексе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алавердов А.Р. Конкуренция на внутрифирменном рынке труда: возможности и опасности для работодателя / А.Р. Алавердов. - М.: Синергия, 2017. – 752 c.
2. Агабекян Р.Л. Профессиональное образование как фактор инновационного развития региона (на примере Краснодарского края) // Вестник Академии знаний, 2017. – № 2 (21). – С. 12-17.
3. Бобков В. Н. Критерии, вероятность и степень неустойчивости занятости с учетом особенностей российского рынка труда / В. Н. Бобков, В. Г. Квачев, Н. В. Локтюхина, М. Риччери // Экономика региона, 2017. – № 3. – Т. 13. – С. 672-683.
4. Бобков В. Н. Экономическая активность российской молодежи и проблемные зоны ее реализации / В. Н. Бобков, Н. В. Бобков // Уровень жизни населения регионов России, 2016. – № 2 (200). – С. 8-29.
5. Дадаев А.С. О проблеме трудоустройства и занятости молодежи. // Современные научные исследования и разработки, 2018. - 11 (28). – Т2. – С. 205-206
6. Жаркова К.С., Новосельцева Е.С. Проблема занятости молодежи в Российской Федерации. // Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития российской экономики и управления, 2018. – С. 177-181
7. Знаменская А.Н. Обоснование необходимости повышения уровня квалификации и профессиональных компетенций персонала в условиях действия санкционных ограничений / А.Н. Знаменская, С.Н. Ларин, Я.М. Мустафина // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 нояб. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 192 – 196.
8. Золин И.Е. Государственное регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления // Вестник Нижегородского института управления. 2016. - № 1 (38). - С. 17-19.
9. Золин И.Е. Рынок труда: особенности и направления его регулирования // Вестник Нижегородского института управления. 2017. - № 2 (43). - С. 3-8.
10. Золин И.Е. Современный рынок труда и занятость населения в условиях трансформации социально-трудовых отношений // Вестник Нижегородского института управления. – 2018. – № 1(47). – С. 21 – 26.
11. Иудин А.А., Ситникова И.В. Современное студенчество: становление образа профессионального будущего // Социология образования. – 2018. – № 3. – С. 89–103.
12. Кислович А. И., Кардабнев А. А. Проблемы молодежи в ситуации безработицы//Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Всерос. научно–практ. конф. с международным участием. – Грозный. – 2017. – С. 215–219
13. Колесникова О. А., Маслова Е. В. Трудовые ресурсы в условиях современного рынка труда: эффективность управления / О.А. Колесникова, Е.В. Маслова. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. – 192 с.
14. Константиновский Д.Л. Образование и рынок труда: новая ситуация // Не расстанусь с молодежью, буду...: сб. науч. статей к 80-летию проф. Ю.Р. Вишневского / [под общ. ред. Ю.Р. Вишневского; отв. за вып. Д.Ю. Нархов]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – С. 268 – 274.
15. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 34 – 44.
16. Крышталева Т. Ю. Методика оценки состояния трудового потенциала регионов РФ // Мир экономики и управления. 2017. - Т. 17. - № 3. - С. 35–46
17. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. - №2 (42). - C. 1–10.
18. Маслова Е. В. Формирование системы эффективного трудоустройства выпускников вузов / Е.В. Маслова – Вестник ВГУ, Серия Проблемы высшего образования. – 2016. - №4. – С.10-14.
19. Маслова Е., Колесникова О. Современный российский рынок труда и его регулирование / Елена Маслова, Ольга Колесникова // LAP LAMBERT Academic Publishing. – Saarbrьcken, Deutschland, 2016. – 218 с.
20. Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы //Педагогика. 2016. - №1. - С.36–45.
21. Никулина Ю.Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – С. 747-762.
22. Чжан Чжэнчи. Экономико-правовой механизм регулирования занятости молодежи на макроуровне. // Экономика труда, 2021. - №1 (Т8). – С. 57-66.
23. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.04.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/3813b3a4a7fe21aca780c4ff2eb80cb99f0cbf72/ (дата обращения 26.03.2021)
24. Климова Н. В. Проблема молодежной занятости в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. // Научный журнал КубГАУ, №120(06), 2016 года. URL: http://ej.kubagro.ru/2016/06/pdf/86.pdf (дата обращения: 26.03.2021).
25. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Vestnik/2001/vestniksf141.htm (дата обращения: 26.03.2021).
26. Кубаткина А. С. Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы среди молодежи в РФ / А. С. Кубаткина, Д. А. Храмцова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56021/ (дата обращения: 26.03.2021).
27. Максимова Н. Ю., Приписнова В. В. Особенности профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14183 (дата обращения: 27.03.2021).
28. Молодежная безработица: современные тренды и последствия. URL: http://www.ng.ru/stsenarii/2017-04-25/10_6981_unemployment.html (дата обращения: 26.03.2021).
29. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. https://petrostat.gks.ru/
30. Подцероб М/. Что рынок труда предлагает молодым специалистам. URL: https:// https://www.vedomosti.ru/career/articles/2020/02/26/823896-chto-rinok-truda-predlagaet-molodim-spetsialistam (дата обращения: 26.03.2021).
31. Ситникова А.О. Безработица молодежи как социальная проблема современности и пути ее решения. «Профессиональная ориентация» Электронный 2018. - №2 научный журнал. URL: www.pojournal.ru (дата обращения: 26.03.2021).
32. Федеральное агентство по делам молодежи. URL: https://fadm.gov.ru. (дата обращения: 26.03.2021).