Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы состоит в особом положении центральных банков в банковской системе соответствующей страны. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Вопросы его организации и функционирования могут быть также урегулированы актами Президента Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Неясность некоторых конституционных положений об органах государственной власти в целом, о разделении властей, противоречия между некоторыми правовыми актами и даже несогласованность ряда норм, имеющихся в федеральных законах, с нормами Конституции Российской Федерации, вносят серьезные трудности в определение конституционно-правового статуса Банка России и до сих пор не позволяют точно трактовать его положение в системе федеральных органов государственной власти. Кроме того, борьба за возможность влияния усиливает дискуссию по конституционному статусу Центрального банка Российской Федерации, степени его независимости и возможным формам контроля и подотчетности со стороны законодательной и исполнительной власти.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней рассмотрен институт Центрального банка, как органа государственной власти специальной компетенции по управлению денежным обращением и как неотъемлемого элемента банковской системы России, а также намечаются пути дальнейшего совершенствования банковского законодательства и практики деятельности Банка России.
Предметом исследования в работе выступает денежное обращение Российской Федерации, в качестве управляющего органа которого стоит Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Объект исследования – деятельность Банка России как государственного органа, осуществляющего регулирование денежного обращения.
Цель работы - детально проанализировать действующее законодательство о ЦБ РФ, рассмотреть его полномочия по регулированию денежного обращения.
В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:
1. Определение целей и задач деятельности и функций Банка России;
2. Характеристика Банка России как государственного органа регулирования банковской деятельности и денежного обращения;
3. Обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением;
4. Выявление проблем сложившейся системы денежного обращения ЦБ РФ, и определение задач по её совершенствованию; формирование предложений по повышению эффективности регулирования денежного обращения.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (две главы с подразделением на четыре параграфа), заключения (выводы по работе) и библиографического списка.
Глава 1.Финансово-правовые полномочия Банка России
1.1.Правовое положение Банка России
Говоря о месте и роли Банка России в системе органов государственной власти, нельзя не затронуть вопрос о взаимодействии Банка России с действующими органами государственной власти РФ. Это определяется тем, что некоторые органы государственной власти выполняют схожие функции с Банком России. В том числе многие функции органы государственной власти не могут выполнить без тесного взаимодействия с Банком России.
Независимость Центрального банка РФ при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Согласно Конституции РФ Центральный банк РФ не входит ни в одну из ветвей власти.
Конституционно-правовое оформление разграничения компетенции между Центральным банком и другими органами государственной власти по вопросам разработки единой кредитно-денежной политики основано на сочетании двух принципов: независимости принятия Центральным банком решений в рамках осуществления его основной функции и необходимости взаимодействовать, сотрудничать с другими органами государственной власти.
Издание Банком России нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов, по существу, является законодательной реализацией конституционной функции Банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля. В этой связи одним из главных вопросов становится вопрос о конституционно установленных пределах независимости Центрального банка РФ при осуществлении последним полномочий по банковскому регулированию и надзору.
Одним из важнейших полномочий, закрепленных законодателем за Центральным банком, является возможность издания Банком России по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, нормативных правовых актов, обязательных для органов государственной власти и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7 Закона о ЦБ РФ).
Конституция РФ не устанавливает основных параметров системы управления банками, отсутствует также и закон по данному вопросу, цели по регулированию банковской деятельности к основным функциям Центрального банка Конституцией РФ не отнесены, и следование им не является причиной «независимости» главного банка страны .
В этой связи представляется необходимым закрепление в Законе о ЦБ РФ нормы, содержащей четкое указание на место нормативных актов Банка России в системе нормативных актов (это может быть также и федеральный закон о нормативных актах).
Фактически в рамках управления банковской системой страны Центральный банк РФ соединяет в себе три властные функции: нормотворческую, исполнительную и квазисудебную. Такое разделение «денежной власти» вполне будет формально соответствовать Конституции РФ и установленному ею принципу независимости Центрального банка при принятии им решений (ст. 75 Конституции РФ).
Работа главного банка страны также не может осуществляться без непосредственного контакта с Правительством РФ, соответствующими министерствами и ведомствами.
В соответствии со ст. 1 Закона о ЦБ РФ Банк России осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти. Таким образом, законодатель фактически признал Банк России органом государственной власти. Любой орган государственной власти должен обладать компетенцией. Вывод, который следует из проведенного анализа, позволяет признать Банк России органом управления банковской системой Российской Федерации. Однако термин «орган управления» не в полной мере соответствует Конституции РФ, которая использует иную терминологию - органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Но все же представляется возможным использовать этот термин в настоящей статье, поскольку Банк России не включен ни в одну из указанных систем государственных органов. Именно поэтому его можно назвать иначе, в том числе органом управления банковской системой.
В правовой литературе до сих пор отсутствует единообразный подход при определении места Банка России в системе органов власти. ЦБ РФ является органом государственного управления, который не входит в систему органов исполнительной власти.
К такому же мнению приводит и анализ административных функций Банка России, основное содержание которых - управление банковской системой . В процессе осуществления этой деятельности ЦБ РФ вправе издавать подзаконные нормативные акты. Таким образом, характ
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. //Российская газета, 19 января 2009 г.
2. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 08.07.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями)
3. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02. 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год //Деньги и кредит, 2007, № 12, с.3 - 26
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2013-2014 гг.//Деньги и кредит, 2011, № 12, с.7 - 30
6. Кашкин С.Ю. Центральный банк в системе власти // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / отв. ред. П.Д. Баренбойм. М., 2010. С. 94-95
7. Ланцова А. Б. Проблемы реализации нормотворческой функции Банка России в процессе осуществления банковского регулирования //Банковское право. 2010. № 2. С. 2.
8. Лафитский В.И. Толкование статьи 75 Конституции Российской Федерации // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / отв. ред. П.Д. Баренбойм. М., 2010. С. 106-107.
9. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика : учеб. пособие. М.: МФПА, 2011.
10. Рамазанов С.А. Каналы трансмиссионного механизма операций Банка России на открытом рынке // Финансы и кредит. № 37. 2011. С. 33-38.
11. Рамазанов С.А. О специфике применения операции РЕПО в деятельности Банка России //Финансы и кредит. № 20. 2011. С. 5-12.
12. Рамазанов С.А. Содержание денежно-кредитной политики в условиях глобального кризиса // ФКТ НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Актуальные проблемы социальной политики. Нижний Новгород. 2010. С. 288–291.
13. Соколов Ю. А., Дубова С. Е., Кутузова А. С. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО «МПСИ», 2011.
14. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31-55.
15. Черников B.C. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности //Современное право. 2010. № 5.