Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ранняя Африканская церковь являлась христианской общиной, которая населяла регион Античной Африки. Географически это часть территории римской провинции Африка, то есть, средиземноморское побережье между Киренаикой на востоке и рекой Руммель на западе.
Часть, обращенная в сторону Атлантического океана, называлась Мавританией, в дополнение к областям Бизацена и Зевгитана, что территориально соответствует современным Марокко, Алжиру, Тунису и Ливии. Изначально христианизация Африки происходила в той части, где располагалась римская цивилизация.
Наиболее важной из всех латинских христианских литератур является именно церковная литература христианской Африки.
Выдающейся фигурой христианской общины Северной Африки периода V-VI веков является Аврелий Августин, чьи литературные труды очень тесно связаны с его деятельностью как епископа и являются первыми христианскими сочинениями.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что исторически сложившиеся процессы тех времен до сих пор изучаются, передаются наследием из поколения в поколение. Христианство и по сей день является одной из основных мировых религий, оказывающих влияние на духовную составляющую и действия различного масштаба, а Аврелий Августин – одним из самых почитаемых святых.
Целью данной работы является изучение христианской общины в Северной Африке на рубеже V-VI веков при использовании основных данных Аврелия Августина.
Задачи исследования:
- рассмотреть своеобразие церковной организации и особенности христиан Северной Африки в период жизни Аврелия Августина;
- изучить и проанализировать период борьбы с ересями, особенности донатистов и донатийского спора, влияние Аврелия Августина на данные аспекты;
- выделить понятие мучеников и культа святых, определить их роль и влияние на современность.
- сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: христианская община в Северной Африке на рубеже V-VI веков.
Предмет исследования: влияние Аврелия Августина на христианскую общину Северной Африки; отражение событий и восприятия в его учениях и трудах.
Проблема исследования – христианская община Северной Африки на рубеже V-VI веков как важнейшая составляющая процесса становления мировой религии - христианства.
Гипотеза: Аврелий Августин оказал сильное влияние на христианскую общину Северной Африки, формирование христианского богословского канона, приобщение философских идей того времени к христианству, что сыграло большую историческую, духовно-практическую, идеологическую роль.
Методы исследования: сбор и обработка данных, анализ, систематизация, описание, обобщение.
Практическая ценность исследования состоит в том, что данная работа может быть использована для получения и подачи дополнительных знаний читателями.
Основными литературными источниками являются работы Каргальцева А. В. и Мамонтова А. Л., где отражено распространение христианства в Северной Африке, особенности христианской церкви рассматриваемого региона, влияние Святого Августина, его труды и взгляды на эпоху, веру и общество. А так же, «Исповедь» Аврелия Августина, которая является небольшим содержательным трактатом «О символе веры», написанный около 393 года; повествование, объединяющее исторические события, глубокие размышления, сильные эмоции и богословско-философские догадки.
Структура работы состоит из содержания, введения, трех основных глав и их подпунктов, заключения, списка литературных источников, а так же, включает в себя итоговые выводы.
1. Своеобразие церковной организации и христиан Северной Африки
Первые документальные свидетельства о христианской вере на территории современного Туниса относятся ко второй половине II века. В 180 году карфагенский проконсул Вигелиус Сатурнинус осудил на казнь 12 местных жителей . Их вина состояла в том, что они называли себя христианами и отказывались участвовать в официальных обрядах по обожествлению императора. Помимо этого, при них были обнаружены списки посланий апостола Павла.
К тому же периоду относятся жизнь и творения знаменитого церковного писателя Тертуллиана. Во время его пресвитерства в 203 году в Карфагене пострадали еще несколько мучеников . В современности в день памяти святых мучеников Карфагенских, 14 февраля, на месте остатков древнего римского амфитеатра служится православный молебен. Именно там прихожане тунисского Воскресенского храма вместе с настоятелем Димитрием молятся на месте древних мученических страданий.
Мученическую смерть принял в третьем веке и ученик Тертуллиана – священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Его погребальная базилика была сооружена в конце IV – начале V века. Её руины можно найти на вершине карфагенского холма Сейда. По преданию, именно на этом месте молилась ночи напролет о благополучном возвращении сына Моника – мать блаженного Августина Гиппонского.
Жизнь этого духовного отца латинской Церкви (354 – 430 гг.) тоже тесно связана с Африкой. Он и родился недалеко от границы современных Алжира и Туниса. На последние годы жизни блаженного Августина пришлось вторжение племен завоевателей-вандалов.
В пятом веке римская североафриканская провинция пала под их ударами и, таким образом, завершилась раннехристианская эпоха. Рассмотрим более подробно особенности христианства в Северной Африке.
1.1 Христианство в Северной Африке
Северная Африка является особенно интересной для изучения античного христианства. Христианские общины, насколько можно судить из сохранившихся источников, сформировались здесь позднее, чем во многих других регионах римского мира, но «североафриканское» христианство являет собой весьма специфический феномен в раннехристианской истории. Специфику отражают несколько факторов:
- Северная Африка является одной из основ «латинского» христианства и местом происхожденя таких великих мыслителей, писателей и деятелей античного христианства, как Тертуллиан, св. Киприан, Арнобий, Лактанций, Оптат, Викторин, блаженный Августин;
- в Северной Африке возникли особенные христианские течения, будоражившие Римскую империю на протяжении многих десятилетий, как например, донатизм, обладающий явной социальной окраской;
- история античного христианства в Северной Африке имеет своеобразную и четкую периодизацию, в некоторых аспектах не совпадающую с периодизацией общей христианской истории, что позволяет датировать христианские письменные и археологические памятники.
Христианство достигло Проконсульской Африки во II веке, а возможно, уже в конце I века. Район постоянно взаимодействовал с Италией. Христианская вера очень быстро распространилась по территориям Мавритании и Нумидии.
В истории античного и раннесредневекового христианства в Северной Африке можно выделить несколько обособленных этапов :
- Формирование раннехристианских общин и становление североафриканской церкви (II век);
- Североафриканская церковь в условиях гонений на христианство (конец II века – 313 год).;
- Христианизация;
- Господство арианской церкви в период вандальского завоевания (429–533 гг.);
- Период византийского христианства (533–698 гг.).
Со времен арабского завоевания, растянцувшегося на полстолетия, значение христианства в этом регионе начинает снижаться, и в последующее время роль его под натиском ислама сводится к минимуму. Арабы в большинстве случаев не уничтожали античные центры, а создавали свои города в новых местах. Постепенно переселялось автохтонное население, подпадавшее под арабское и исламское влияние. Именно по этой причне многие центры античной культуры и христианства в Северной Африке археологически хорошо сохранились.
КIV веку над Африкой уже давно властвовала Римская империя . Окружающие области и Карфаген в результате пунические войн, за период которых римляне три раза (264–241,218–201 и 149–146 гг. до н. э.) сражались против карфагенских полководцев, в том числе против Ганнибала с Гамилькаром, попали под власть Рима. Римские колонии в Африке обладали важым хозяйственным значением, выполняя с последнего века до Рождества
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников литературы
1. Августин (Блаженный) Аврелий «Исповедь» // Рипол-Классик, 2018. – 416 с.
2. Богословие в культуре средневековья: сб. текстов / пер. А. Н. Панасьев; под ред. Л. Лутковского. — Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992.
3. Казаков М. М. Особенности христианизации Северной Африки // Христианское чтение. – 2014 –№. 2-3. – С. 46-61.
4. Каргальцев А. В. «Акты мучеников Скилии» в контексте исследования истоков христианской церкви Северной Африки // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014 – Т.15 – №. 2 – С. 182-189.
5. Каргальцев А. В. Африканские соборы III в.: епископы и исповедники // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. – 2015 – №. 15 – С. 432-445.
6. Каргальцев А. В. Монтанизм в римской Северной Африке: К проблеме восприятия мученичества // Религия. Церковь. Общество. – 2012 – №. 1 – С. 116-132.
7. Каргальцев А. В. Римский республиканизм и христианская церковь Северной Африки во II-IV вв // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2 История. – 2011 – №. 1 – С. 122-128.
8. Каргальцев А.В. Распространение христианства и развитие церковной организации в Северной Африке во II - IV вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Каргальцев Алексей Витальевич; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. - Казань, 2016 - 25 с.
9. Колобов А. В. Римская армия и христианство (II-начало IV века нэ) // Вестник Пермского университета. Серия: История. – 2005 – №. 5 – С. 21-24.
10. Кутепов Н. П., прот «Раскол донатистов»: Церковно-историческое исследование Н. Кутепова. — Казань: тип. Имп. ун-та, 1884. — 286 с.
11. Мамонтов А. Л. Донатистская агиография и римское государство // Религия. Церковь. Общество.– 2017 – №. 6 – С. 126-149.
12. Мамонтов А. Л. Мученичество в Северной Африке IV-V вв.: самоидентификация и полемика //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие Философия. Религиоведение. – 2019 – №. 83 – С. 107-123.
13. Мамонтов А. Л. Отношение Августина Блаженного к законам против донатистов (по материалам переписки) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. – 2016 – Т.20 – №. 2 – С. 691-699.
14. Мехамадиев Е. А. Военная кампания императора Максимиана Геркулия против мавров в Северной Африке в 297/298 гг.: к вопросу об участии III легиона Августа // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2018 – Т. 45 – №.3 – С. 405-414.
15. Пантелеев А. Д. От преступников к мученикам: изображения казни в искусстве Римской империи // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2017 – №. 7 – С. 138-146.
16. Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. 1. Миросозерцание Блаженного Августина. — М. тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892.— VIII, 270 с.
17. Урбанович Г. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V-VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. –2015 – №. 4 (20). – С. 7-20.
18. Урбанович Ю. Я. Особенности поминания и почитания мучеников в Североафриканской христианской традиции // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. – 2015 – №. 1 – С. 7-14
19. Фатокун, С. христианство в Африке: историческая оценка / С. Фатокун // Verbum et Ecclesia. – Претория.: Университет Претории. – 2006 С. 357 – 368
20. Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. М.; Л., 1963; Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986
21. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце / Перевод с норв. Л. Горлиной. – М. : Прогресс-Традиция. – 2003 – 382 с.
22. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-1054-god-smirnov/2_7
23. http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/rasprostranenie-hristianstva-i-razvitie-cerkovnoj-organizacii-v-severnoj-afrike.html
24. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church
25. https://pravoslavie.ru/92009.html
26. http://religion.historic.ru/books
27. https://foma.ru/kakie-byvajut-svjatye-9-likov-svjatosti.html