Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В основу нравственного богословия святителя Иоанна Златоуста положены понятия о христианских добродетелях, нравственном долге как норме человеческой жизни Святитель обрисовывает круг обязанностей человека по отношению к Богу, ближнему и самому себе, учит, как правильно исполнить. В своих трудах святитель Златоуст выражает взгялды типичные для Православной церкви, его суждения являются святоотеческими. Это подразумевает, что истины веры в них изложены точно, к ним по сей день обращается православная общественность в поисках духовных ориентиров и наставлений.
В курсовом исследовании предпринята попытка систематического изложения философско - педагогических взглядов святителя Иоанна Златоуста и анализа его проповеднической деятельности с учетом современного педагогического контекста, а также указания условий педагогического освоения святоотеческих творений, имеющих воспитательное значение, и выявления их гуманистической направленности.
Исходя из этого, темой курсового исследования является «Педагогические идеи в трудах Иоанна Златоуста»
Объект исследования – истоки духовно – нравственного воспитания в православной педагогике.
Предмет исследования – философско – педагогические воззрения святителя Иоанна Златоуста на проблемы духовно – нравственного воспитания.
Цель исследования – раскрыть воспитательное значение творений святителя Иоанна Златоуста для восполнения знаний по духовно – нравственному воспитанию в истории педагогики.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ религиозной, философской и педагогической литературы по проблемам духовно – нравственного воспитания.
- выявить основы духовно – нравственного становления личности в православной эстетике и светском гуманизме.
- проанализировать философские, этические, педагогические воззрения и проповеднеческую деятельность святителя Иоанна Златоуста.
Исследовательска позици обусловлен методологическо базой, которую
составил основные положения аристотелевой логики, взгляд Н О Лосского, философские и педагогические идеи о роли гуманизации воспитания в современно мире (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, Т. К. Ахаян, И. С. Батракова, Е. В. Бондаревская, 3. И. Васильева, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, Г. Д .Кириллов, И. А. Колесникова, Н М Конжиев, Н. Д Никандров, Г И Щукин и д.р. ), идея ценностного наполнения содержания
образования как фактор его развития (В. Г. Верещагин. П. Н. Новгородцев, В. Д.Столетов), исследования по восстановлению традиций православного воспитания (А Рогозянский Л. В. Сурова, священник Шестун), исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности (В. И. Андреев, А. Г. Козлова, А. А .Реан, В. А. Сластенй и др.)
В исследовании применялись комплексны метод исследования, адекватные поставленной цели и задача теоретически анализ педагогической, философской, православной богословской литературы по проблеме исследования, контент-анализ, контекстный анализ святоотеческой литературы и современных работ по православной педагогике, кластерный анализ, прогнозирование, анкета, интерпретация, рефлексия, синтез теоретических посылок.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования выявление и теоретическое обоснование философско-педагогического аспект творений святителя Иоанна Златоуста, анализ проповеди как метода духовно-нравственного воспитания в истории православной педагогики, обоснование гуманистической направленности традиций воспитания православной педагогики, раскрытие педагогически представлений святителя Иоанна Златоуста с учетом современного педагогического контекста, определение условий педагогического освоения наследия святоотеческой литературы.
Практическая значимость исследования полученные результаты и выводы могут способствовать повышению эффективности исследования проблем духовно- нравственного воспитания в ходе дальнейшего изучения вопросов истории педагогики.
Структура исследования состоит и введения, двух глав, заключения, списка литературы
Глава 1. Основные педагогические концепции воспитания и обучения в трудах Иоанна Златоуста
1.1. Воспитание и обучение в педагогическом процессе как главная составляющая христианского учения Иоанна Златоуста
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В связи с этим, общество в большинстве своем признает необходимость активно внедрять в образовательное пространство идеи православной культуры, осуществлять воспитание в духе товарищества и взаимопомощи, милосердия и справедливости, соборности, которые всегда характеризовали русский народ.
Современному педагогу нужны ориентиры, в каком направлении выстраивать и осуществлять процесс воспитания подрастающего поколения. Поэтому обращение к историческим, культурологическим материалам святых отцов и учителей. Русской православной церкви дает возможность понять православные основы воспитания личности.
Одним из ярких представителей Русской православной церкви был Святитель Иоанн Златоуст (347–407), представитель Антиохийской школы, посвятивший себя подвигам учительства и благочестия. Известность его в народе была очень велика, и люди называли его Златоустом.
Основные идеи о воспитании Иоанн Златоуст излагал в своих многочисленных «Словах» и «Беседах»: «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей» [1, c.173], «Пять слов об Анне» [1, с. 198], «Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне» [1, с. 200], «Слово об учении и наставлении» [1, с. 202], «Слово о воспитании детей» [1, с. 203] и др.
Раскрывая значение религиозно-нравственного направления в воспитании он доказывал, что образование имеет смысл, если оно будет религиозно-нравственным.
По мысли Иоанна Златоуста, родители должны быть наилучшими воспитателями своих детей. Так, в творении «К верующему отцу», содержится мудрое наставление о том, что «нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия», а растление их имеет свои корни и восходит к «безумной привязанности к житейскому» у родителей, которые тем самым оказываются «хуже детоубийц», ибо последние «отделяют тело от души, а эти ту и другую вместе ввергают в огонь геенский»[2, с. 82]. Безграничная любовь к своим детям, позволяющая делать им все, что заблагорассудится, вопреки заповедям Божиим, развращает их, разжигает самолюбование, тщеславие, гордость.
Цель воспитания, по мнению святителя, не в том, чтобы «допустив наперед порокам одержать верх», стремиться изгнать их, но в том, чтобы внедрить в их сознание «такой образ мыслей» [2, с. 118], который приведет к добродетели. Религиозно-нравственное воспитание Иоанн Златоуст советовал начинать с самого раннего возраста. Он замечал, что дитя с первых дней своей жизни склоняется к добру или злу, поэтому необходимо предохранять детей от дурного и направлять к лучшему. Тогда стремление к добру сделается потребностью души и второю природою. «Привычка неодолима, а добродетель трудна», – писал святой отец [6, с. 55]. Только один характер, делает вывод святитель, может обогатить человека истинными благами. О необходимости воспитания святитель Иоанн Златоуст неоднократно отмечал в своих проповедях. «Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других, не только учением, но и жизнью и обхождением» [2, с. 64].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. – М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 2002. - 475с.ъ
2. Айдинян К.Ф. Взгляд Иоанна Златоуста на соотношение «светского» и «религиозного» в образовании. - URL: http://rspu.edu.ru/pageloader.php? pagename=/structure/publishing_centre/collections_of_works/conf2/aidinan.
3. Амвросий (Ермаков В. А.), еп. Гатчинский. Сотериология святого Иоанна Златоуста : Дис... канд. богосл. - Сергиев Посад: МДА, 1999. - 147с.
4. Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов / Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - Т. I. - 397с.
5. Власова Л. В. Идеи православного воспитания в творениях святителя Иоанна Златоуста // Право и образование / Амурский областной краеведческий музей Г.С. Новикова-Даурского. – 2010. – №.11 – С. 144-150.
6. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать своих детей / пер. Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студентов. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - Т. I. - 397с.
7. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне / пер. Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студентов. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - Т. I. - 397с.
8. Иоанн Златоуст. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне / пер. Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студентов. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - Т. I. - 397с.
9. Иоанн Златоуст. Слово об учении и наставлении / пер. Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студентов. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - Т. I. - 397с.
10. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Eфесянам, XXI беседа. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: С.-Петерб. духов. акад. - Т. 11. - 1905. - 1008 с.
11. Калачева В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в Православной педагогике: дис... канд. пед. наук. - Петрозаводск: Карел. гос. пед. Ун-т, 2003.
12. О воспитании детей у древних христиан. - Санкт-Петербург : тип. Ильи Глазунова и К°, 1846. - XIII, 119 с.; 23.
13. Попов В.И. Учение св. Иоанна Златоуста о воспитании детей // Христианское чтение. - 1897. - № 11. - С. 339-354.
14. Сапрыкина А. А. Понятие «дома» в контексте образования детей по учению святитела Иоанна Златоуста // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета / Институт теории и педагогики РАО. – 2014. - №3 (34). – С. 48-55.
15. Сапрыкина А. А. Роль отца в педагогическом учении святителя Иоанна Златоуста // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета / Институт теории и педагогики РАО. – 2014. - № 4 (35). – С.80-89.
16. Сапрыкина А.А. семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис…канд. пед. наук. - Ин-т теории и истории педагогики РАО. - Москва, 2012.