Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что социальная сфера является одной из ключевых в жизни общества, и поэтому ориентация на социальную защищенность граждан стала особенностью современного социального государства. Фонд социального страхования Российской Федерации занимает ключевое место в организации и функционировании социальной сферы.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие организацию деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации.
Целью работы является изучение правовых основ и организации деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, научная и учебная литература, судебная практика по теме работы, выявление проблем в данной сфере.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть значение Фонда социального страхования Российской Федерации;
• изучить правовое регулирование деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации;
• исследовать деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации: актуальные вопросы;
• определить перспективы правового регулирования деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и правовое регулирование Фонда социального страхования Российской Федерации
1.1. Значение Фонда социального страхования Российской Федерации
Учитывая особую важность системы социального обеспечения, его влияние на общественные процессы, многие государства создают системы пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие население надежной социальной защитой.
Основными факторами функциональных особенностей национальных систем социального обеспечения многих стран являются: добровольность или обязательность социального страхования, уровень государственного участия, объем предоставляемых социальных услуг и выплат, механизм перераспределения доходов на цели социальной защиты. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов.
Базовыми принципами социального страхования России являются: обязательный характер участия субъектов страхования, ограниченная солидарность между застрахованными, а также справедливость (четкая зависимость между участием в финансировании систем и уровнем выплат, сопоставимым с застрахованным доходом на протяжении трудовой деятельности).
Следует учитывать, что системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть решаемых задач, имеют различия в подходах, организационном оформлении и в механизмах финансирования институтов социального страхования.
При разработке систем социальной защиты особенное внимание уделяется институциональному оформлению подобных систем - через государственный бюджет, государственный фонд или частные финансовые и страховые компании.
Правовой статус Фонда социального страхования Российской Федерации, как специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ определен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.
Фонд социального страхования РФ, согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Основными задачами Фонда социального страхования РФ являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Для выполнения возложенных на Фонд социального страхования РФ задач ему передан ряд властных полномочий, в частности:
- право рассмотрения спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию;
- регистрация в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда;
- право требовать от работодателей и банков предоставлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством;
- осуществление контроля за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей совместно с ФНС России, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - с участием профессиональных союзов.
1.2. Правовое регулирование деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации основными задачами ФСС РФ являются:
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция N 175 Международной организации труда «О работе на условиях неполного рабочего времени». Заключена в г. Женеве 24.06.1994. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
7. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Российская газета, N 35, 22.02.1994.
8. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1471 «О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.12.1997, N 48, ст. 5555.
9. Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 22.05.2006, N 21, ст. 2263.
10. Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 02.05.2011, N 18, ст. 2633.
11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 9 сентября 2011 г. N 1030н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2011 г. N 22082) // Российская газета. 2011. N 246.
12. Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2008 г. N 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (вместе с Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля) (зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2009 г. N 13404) // Российская газета. 2009. N 36.
13. Рекомендации по проведению проверок государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации (их филиалами) государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (а при их отсутствии - медицинских организаций, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) с целью осуществления контроля за организацией учета, хранения, правильностью выдачи и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов утверждены письмом ФСС России от 6 февраля 2009 г. N 02-10/04-956 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Письмо ФСС от 2 февраля 2009 г. N 02-10/04-707 // СПС «КонсультантПлюс.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П // СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.
16. Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176 по делу N А45-8083/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Решение АС Новосибирской области от 05.07.2016 N А45-6518/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Решение АС Нижегородской области от 27.07.2016 N А43-3916/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Решение АС Самарской области от 01.08.2016 N А55-2188/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Решение АС Нижегородской области от 02.08.2016 N А43-13169/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Беликов Е.Г. Финансово-правовое регулирование функционирования государственных социальных внебюджетных фондов: вопросы внутриотраслевой дифференциации // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 63 - 69.
22. Бит-Шабо И.В. Реформирование законодательства в области функционирования государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3. С. 13 - 17.
23. Гриб В.В. Внебюджетные фонды как объекты общественного контроля: Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 20 - 26.
24. Егоров В. Пилотный проект с крупными залетами // ЭЖ-Юрист. 2017. N 3.
25. Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016.
26. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования. М., 2012.