Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Главным заданием русского общества является воспитание подрастающего поколения в духе ответственного и осознанного отношения к собственному здоровью, здоровью других людей как к наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста. В дошкольных учебных заведениях путем использования средств физического воспитания и оздоровительной работы, использование разнообразных форм двигательной активности закладываются основы здоровья детей.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста является составляющей физической культуры личности как ее деятельностная сторона. Физическая культура личности учеными определяется как совокупность свойств ребенка, которые приобретаются в процессе физического воспитания и отражаются в его активной деятельности, направленной на всестороннее совершенствование личной физической природы и ведения здорового образа жизни.
Стоимостной основой содержания физической культуры является рациональная двигательная активность ребенка как фактор его подготовки к жизнедеятельности путем оптимизации физического состояния. В соответствии с Базовым компонентом, ребенок должен обладать определенным набором соответствующих возрасту дошкольников умений и навыков основных движений, связанных с ходьбой, бегом, отталкиванием и приземлением, прыжками в высоту и длину, бросанием предметов в цель, передвижением на полосках, ездой на двухколесном велосипеде, плаванием, подвижными играми.
Ученые выделяют такие подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в системе образования: совершенствование нормативно-правовой базы отрасли физической культуры и спорта; увеличение в учебных заведениях всех типов объема двигательной активности на неделю; привлечение родителей к воспитанию здорового ребенка; обновление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта; популяризация здорового образа жизни и преодоления состояния общественного безразличия к здоровью нации; внедрение социальной рекламы разных аспектов здорового образа жизни во всех средствах массовой информации и т. п.
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все учащиеся делятся (на основании углубленного медицинского обследования) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.
Подготовительная группа формируется из детей, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и здоровье (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.
Основными задачами занятий физическими упражнениями с детьми данной группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности, а также перевод их в основную группу.
При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал тренировочной программы передается с легкостью усложнения, сокращая продолжительность упражнений и количество их повторений. Исключаются упражнения, связанные с высоким мышечным напряжением. Нагрузка ограничена в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Двигательные задания для учащихся этой группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
В особую группу входят дети, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение детей в специальную медицинскую группу может быть как временным, так и постоянным (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ литературы показал, что рассмотрением этой проблемы занимались многие авторы, в частности В.Д. Атаманов, Л.В. Билеева, Н.Ф. Денисенко, Ю.А. Ермалоев, В.М. Клевенко, И.М. Коротков, А.П. Лаптев, Л.П. Матвеев, Б.М. Минаев, С.Ф, Русова, Н.А. Фомин, А.Г. Ширяев, В.М. Щебеко и др., однако проблема физического развития детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем требует дальнейшего совершенствования.
Объект исследования – дети с ослабленным здоровьем.
Предмет исследования – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
- охарактеризовать здоровье человека как ценность и определяющие его факторы;
- определить роль физического воспитания детей;
- рассмотреть физическое воспитание дошкольников: цель, задачи, содержание и формы работы;
- проанализировать особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровье.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 29 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 25 источников.
ГЛАВА 1 Физическая культура в обеспечении здоровья
1.1 Здоровье человека как ценность и определяющие его факторы
Раскрывая влияние семьи на укрепление здоровья детей и молодежи, мы должны осмыслить обоснование сути понятия «здоровье», поскольку существует много определений в современной научной и народно-педагогической литературе.
Здоровье - это естественная, абсолютная и жизненная непреходящая ценность, которая занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности .
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд; рациональный режим труда и отдыха; искоренение вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков), которые являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей; оптимальный двигательный режим, который укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения и благотворно влияет на нервную систему; рациональное питание, особенно это касается молодежи, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни; личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви, режим дня, соблюдение которых вырабатывает четкий ритм функционирования организма и создает наилучшие условия для работы и восстановления сил; закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов, организм постепенно становится невосприимчивым к простудным заболеваниям и перенагревания, что позволяет человеку легче переносить физические и психические нагрузки, меньше утомляться, сохранять высокую работоспособность и активность.
Итак, при соблюдении всех этих условий здорового образа жизни каждый человек создает большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Сегодня проблема угрозы здоровью рассматривается мировым сообществом как одна из угроз планетарного масштаба - антропологическая катастрофа. Сущность этого явления связана с тем биологическим законом, согласно которого определено, что каждый биологический вид вымирает, если изменяются условия существования, к которым он был приспособлен в процессе эволюции .
Беречь здоровье нужно с детства, а болезни легче предупредить, чем лечить. Как говорят: «Береги одежду снова, а здоровье смолоду». Сейчас много детей, кто имеет плохое зрение или искривление позвоночника. Часто это происходит, когда много времени они проводят за компьютером или с книгой, сидя неправильно при плохом освещении. Потом будет сложно исправить это, ведь сейчас люди постоянно имеют дело с информацией, поэтому компьютером пользуются больше, чем ухудшают зрение и в дальнейшем. Возможно, мы относимся к этому безответственно потому, что просто не представляем, что это такое – ослепнуть.
Каким будет здоровье, зависит от самих самого. Каждый человек сам выбирает, каким спортом ему заниматься, какие блюда употреблять, какие привычки иметь. От самого человека зависит, насколько внимательно он будет
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атаманов В.Д. Гуманизация учебного процесса физического воспитания / В.Д. Атаманов, Ю.К. Вдовиченко, Е.А. Иванько // Материалы научно-методической конференции. – Донецк: ИПИИ, 2011. – 74 с.
2. Билеева Л.В. Подвижные игры: Учеб. пособие / Л.В. Билеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 208 с.
3. Денисенко Н.Ф. Управления системой. физического воспитания детей в дошкольных учебных заведениях / Н.Ф. Денисенко. – М.: Липс, 2012. – 308 с.
4. Дмитренко Т.И. Двигательный режим в детском саду: учебник / Т.И. Дмитренко. – К.: Совет. школа, 2010. – 96 с.
5. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев, А.Г. Трушкин. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 384 с.
6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов / Ю.А. Ермолаев. – М.: 2009. – 80 с.
7. Карпова И.Б. Физическая культура и формирование здорового образа жизни: Учеб. пособие / И.Б. Карпова, В.Л. Корчинский, А.В. Зотов. – К.: КНЭУ, 2010. – 10 с.
8. Кенемана А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенемана, Д.В. Хухлаєва. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.
9. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств / В.М. Клевенко. – Москва: 2008. – 290 с.
10. Коротков И.М. Подвижные игры на занятиях спортом / И.М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 116 с.
11. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма / А.П. Лаптев // Физическая культура и спорт. – 2014. - № 8. – С.10-15.
12. Лаптев А. Управление физическим развитием / А.П. Лаптев. – М.: 2013. – 180 с.
13. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада / С.Я. Лайзане. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
14. Линец М.М. Основы методики развития двигательных качеств / М.М. Линец. – К.: Штабр, 2014. – 218 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. физ. культуры / Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 256 с.
16. Минаев Б.М. Основы методики физического воспитания школьников / Б. М. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: 2012. – 455 с.
17. Осокина Т. В. Физическая культура в детском саду / Т.В. Осокина. – М.: Просвещение, 2010. – 84 с.
18. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 2013. – 143 с.
19. Русова С.Ф. Теория и практика дошкольного воспитания / С.Ф. Русова. – Л.: Просвещение, 2010. – 127 с.
20. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки / В.Я. Русаков. – Москва: 2007. – 24 с.
21. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки / В.И. Филимонов. – Грозный: 2011. – 139 с.
22. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.Е. Толин. – М.: Физиология и спорт, 2008. – 421 с.
23. Хусаинов И.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки / И.М. Хусаинов. – М.: Высь, 2011. – 15 с.
24. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть / А.Г. Ширяев. – М.: Академия, 2014. – 80 с.
25. Щебеко В.М. Физическое воспитание дошкольников. Практикум / В.М. Щебеко, М.М. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия. 2009. – 160 с.