Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экскурсия – эффективная форма организации школьного обучения.
«Экскурсия – это сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности» [24].
Актуальность исследования обусловлена тем, что для необходимости младших школьников играет экскурсия. Экскурсии, как учебный предмет, несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, у них появляются познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития.
Экскурсия давно закрепилась в школьных программах, которые рекомендуют перечень и тематику экскурсий по отдельным учебным дисциплинам.
Особенно эффективна данная форма в начальной школе: с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности и доступности обучения, осуществляется связь с жизнью, происходит ознакомление с современным производством и т.д.
Инновационные решения в данной области призваны активизировать познавательную деятельность учащихся и улучшить течение и результаты учебно-воспитательного процесса в целом. Актуальность поиска и внедрения подобных инноваций существовала на протяжении всей истории развития педагогической науки и школы. И нельзя сказать, что за этот период не были получены результаты. Напротив, было создано множество разнообразных инновационных разработок. Например, в 60-х гг. в России широкое применение в обучении находят различные виды производственной практики учащихся, как в школе, так и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии и др. формы обучения.
Эта форма организации обучения соответствует основному подходу в современном образовании – деятельностному подходу.
В начальной школе познавательные процессы учащихся начинают становиться опосредованными, а мотивация – осознанной, произвольной. Поэтому учителю начальных классов необходимо создать условия для эффективного усвоения знаний младшими школьниками за минимальное количество времени, для развития и совершенствования умений учащихся рационально тратить свои силы, использовать накопленный опыт и знания для достижения учебно-познавательных целей. Именно инновационные подходы к проведению экскурсий может реализовать данные условия, поскольку ее содержание учитывает особенности интеллекта и уровня развития каждого ученика, развивает личностные качеств обучающихся, мотивирует школьников на изучение той или иной темы, позволяет погрузиться младшим школьникам в изучаемую тему.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую [21].
В современных условиях обучения школьников привычные типовые экскурсии должны обрести нестандартный характер. Исходя из психологических особенностей обучающихся начальных классов, эти экскурсии необходимо наполнить играми, загадками, головоломками, заданиями с нестандартными решениями; всем тем, что может вызвать особый интерес, азарт, желание побыть в нереальном мире, представить себя кем-то особенным.
Обучающимся начальной школы интересны необычные и нестандартные экскурсии, которые помогут расширить кругозор школьников, способствует их интеллектуальному развитию, а также активному времяпрепровождению. Главная особенность каждой экскурсии – ее интегрированность в школьную программу, это поможет учащимся младших классов лучше и полнее усвоить материал.
Объект исследования: процесс использования инновационных подходов в экскурсий на природу и промышленные предприятия в образовательном пространстве начальной школы.
Предмет исследования: инновационные подходы к организации и проведению экскурсий на природу и промышленные предприятия с учащимися начальной школы.
Цель данной работы: изучить инновационные подходы к организации и проведению экскурсий на природу и промышленные предприятия с учащимися начальной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность экскурсий.
2. Выделить особенности организации экскурсий с младшими школьниками.
3. Разработать инновационные подходы к организации и проведению экскурсий на природу и промышленные предприятия с учащимися начальной школы.
4. Дать методические рекомендации по использованию инновационных подходов к организации и проведению экскурсий на природу и промышленные предприятия с учащимися начальной школы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Ю.В. Артушникова, Е.В. Дашкова, Б.В. Емельянов, Ю.И. Россова, Е.А. Самарина, Н.В. Устюжанина и другие.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования инновационных подходов к организации и проведению экскурсий на природу и промышленные предприятия с учащимися начальной школы.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
1 Сущность экскурсий
Слово «экскурсия» в русском языке оно появилось в XIX веке. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями. И первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления, что способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Одно из наиболее полных определений понятия «экскурсия» представил в своей работе Емельянова Б.В. «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, происходящий под руководством квалифицированного руководителя - экскурсовода и подчиненный задаче раскрытия четко определенной темы». Автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью в музеи, на выставки и т.д [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Виртуальная прогулка по музею-заповеднику «Царицыно» 26.01.2021 [Электронный ресурс]: Виртуальная прогулка по музею-заповеднику «Царицыно» 26.01.2021. 22 января 2021г обучающиеся колледжа совершили прогулку по музею – заповеднику Царицыно. Режим доступа: - https://madk.mskobr.ru/edu-news/2503
2. Геворкян Е.Н., Савенков А.И. Диверсификация содержания подготовки будущих педагогов // Педагогика. 2019. № 4. С. 70 – 73.
3. Давыдова В.Н., Нехлюдова М.В. Сезонные экскурсии как средство формирования УУД младшего школьника // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / Составитель и ответственный редактор М.С. Смирнова. 2016. С. 146 – 150.
4. Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников // Педагогика и современность – 2014 – Том 1. – № 1 – 60 с.
5. Деревякина А.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма практико-ориентированного обучения иностранным языкам бакалавров туризма // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2013. – № 4. – 35 с.
6. Ишекова – Ишекова Т. В. Экскурсионное дело: учебное пособие. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. 40 с.
7. Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
8. Куставинова З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy.
9. Методика подготовки и проведения экскурсии [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/226675/metodikaprovedeniya-ekskursii
10. Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2016 год, Минск, 4 мая 2017 г.: Инновационные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол. : Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2017. – С. 123-125.
11. Основы экскурсионной работы (методические рекомендации). Пермь: ПОДЦ «Восхождение», 2005. 25 с.
12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
13. Петрова М.И. Виртуальные экскурсии на уроках химии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения – 2010. – № 17. – 333 с.
14. Россова Ю.И., Самарина Е.А. Теоретические основы формирования познавательной мотивации младших школьников посредством виртуальной экскурсии // Научное обозрение. Психологические науки. 2020. № 1. https://science-psychology.ru/article/view?id=79
15. Скобельцына А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
16. Смирнова М.С., Д.Ю. Добротин Результаты разработки и апробации нового содержания и форм организации педагогических практик будущих учителей начальной школы с учетом использования МЭШ // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 2. С. 19 – 27.
17. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Наука и перспективы. – 2017. – № 2. – 70–74 с.
18. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты / Электронный ресурс, код доступа: [https://fgos.ru/] (дата обращения 12.09.2018 в 14.38).
19. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»/ Электронный ресурс, код доступа: (дата обращения 12.09.2018 в 17.40).
20. Шобухова Е. В. Экскурсия как форма обучения и воспитания дошкольников [электронный ресурс]. URL: http://pdf.knigi-x.ru/21istoriya/416614-1-ekskursiyakak-forma-obucheniya-vospitaniya-doshkolnikov-shobuhovaelena-valerevna-vospitatel-c.php
21. Экскурсоведение: учебник / Б.В. Емельянов. – 6-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – 216 с. – (Профессиональное туристическое образование).