Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что общие права и обязанности распространяются на все сферы государственного управления, например право на обжалование незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Специальные административные права и обязанности - это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управления, например в сфере образования.
В настоящее время отсутствует единая позиция относительно понимания юридической ответственности, содержания этого понятия и его дифференциации. Юридическую ответственности можно рассматривать в качестве охранительного правоотношения, каждый из субъектов которой обязан отвечать за собственные поступки перед корреспондирующим субъектом, но это не отвергает иных взглядов на понимание ответственности, в котором находят свое отражение те или иные ее стороны.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с ответственностью в государственном управлении.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие ответственность в государственном управлении, практика их применения, и научная и учебная литература по теме работы.
Целю настощей работы ставится изучение ответственности в государственном управлении.
Задачами работы ставится:
- Рассмотреть правововые основы ответственности в государственном управлении;
- Изучить общие положения об ответственности государственных служащих;
- Проанализировать ответственность органов власти;
- Исследовать практические аспекты ответственности в государственном управлении.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Сновы ответственности в государственном управлении
1.1. Правововые основы ответственности в государственном управлении
Государственное управление осуществляется специальными субъектами, которыми являются Правительство Российской Федерации и другие органы исполнительной власти Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (в частности, ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» ), государственное управление осуществляет Президент Российской Федерации. В ряде случаев также государственные органы (в частности, органы военного управления), имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях (сферах) жизни общества.
Институт юридической ответственности не следует рассматривать в качестве самой юридической ответственности, более верным утверждением является то, что институт является ее нормативным закреплением. Именно регулирование похожих, качественно однородных общественных отношений является одним из ключевых признаков правового института. Собственно юридическая ответственность отражает реализующиеся охранительные правоотношения, т.е. правоотношения в таком их состоянии, когда в их рамках реально применяются санкции, а субъекты фактически несут юридические обязанности по претерпеванию определенного рода лишений и ограничений. Любые правоотношения являются отношениями, урегулированными нормами права. В свою очередь, нормы права систематизируются по отраслям, по этой причине правоотношения возможно дифференцировать по их отраслевой принадлежности. Соответственно, виды юридической ответственности объективно закрепляются в правовых нормах, которые обладают весьма определенной отраслевой принадлежностью.
К административной ответственности гражданин или организация привлекается за совершение административного правонарушения, то есть виновного действия или бездействия, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Государственные служащие в рамках норм административного права также могут привлекаться к дисциплинарной ответственности.
Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки, вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.
Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности, используемый в исключительных, предусмотренных нормами конституционного права случаях.
Конституционная ответственность распространяется на определенный круг субъектов. В юридической литературе высказано мнение, что этот круг достаточно широк, поскольку соблюдать Конституцию обязаны органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Самостоятельным субъектом выступает государство в целом. Так ст. 2 Конституции РФ устанавливает в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Государство является субъектом конституционной ответственности и в случае возмещения вреда, причиненного лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В Российской Федерации субъектами конституционной ответственности являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Конституционный Суд РФ; органы местного самоуправления; общественные объединения; граждане; должностные лица. Аналогично решается данный вопрос и в других странах (США, Франция, Италия).
Основными формами конституционно-правовой ответственности являются роспуск парламента или досрочный отзыв депутата, вето Президента на принятые парламентом законы, отрешение от должности Президента, отставка правительства или отдельного министра и др.
В правовой науке не выработано единых критериев типологии органов власти, что приводит к разнообразной и не отвечающей функциям государственного управления практике их организации и дестабилизирует саму властную систему. Согласно предложенному А.А. Старовойтовым определению, под организационно-правовой формой органа власти следует понимать установленный государством способ учреждения органа власти, определяющей правовое положение, внутреннюю организацию и содержание его деятельности. Дефиниция «организационно-правовая форма» отражает следующие признаки органа власти: организационное единство; функциональное предназначение; организационную и имущественную обособленность; компетенционную самостоятельность, дающую право осуществлять государственное управление от имени государства
Российское законодательство не содержит общих требований к решениям органов власти, в частности к их законности и обоснованности. По словам Э.В. Талапиной: «Ответственность органов власти за принимаемые ими решения кажется естественной». В свете наличия в Гражданском кодексе РФ статей 16 и 16.1 любое управленческое решение должно приниматься крайне взвешенно и быть экономически просчитано, причем не только органами публичной власти, но и другими лицами, которым делегированы властные полномочия.
В литературе существует мнение о том, что юридическую ответственность публичных субъектов нельзя рассматривать как систему ответственности за допущенные правонарушения, поскольку концепция юридической ответственности должностных лиц должна формироваться исходя из социальной полезности управления, а подход к ее изучению - заключаться в исследовании основных факторов, детерминирующих, с одной стороны, формирование ответственности, с другой - реальное ответственное поведение должностных лиц в процессе их профессиональной деятельности с точки зрения предписанного поведения.
В теории права социальная ответственность обычно понимается как отношения, обеспечивающие разнонаправленные интересы сторон, гарантированные государством. Социальная ответственность подразделяется на виды ответственности, но одному из ее видов - юридической ответственности (в рамках данной работы в качестве синонимичного будет также употребляться понятие «правовая ответственность») - отводится особая роль в системе государственного управления, так как именно юридическая (правовая) ответственность является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина. С ее помощью решаются задачи обеспечения социальной стабильности, охраны общества от преступных посягательств и других правонарушений, упрочения государственности и развития демократии.
Ответственность также связана с категорией «власть». В литературе
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря; 2016. 9 июля.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.06.2015, N 24, ст. 3367.
9. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября; 2017. 9 апреля.
11. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
12. Василенко Г.Н. К вопросу об административной ответственности в сфере декларирования // Административное право и процесс. 2019. N 6. С. 41.
13. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. С. 45.
14. Завгородняя Л.В. Конституционно-правовые основы юридической ответственности государственных должностных лиц и государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 13.
15. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2006. С. 8.
16. Липинский Д.А. О понятии и функциях актов применения юридической ответственности // Российская юстиция. 2013. N 5. С. 2 - 5.
17. Липинский Д.А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. М.: Nota Bene, 2003. С. 97.
18. Мусаткина А.А. Об общем понятии санкции нормы права // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 1. С. 10.
19. Ответственность в системе государственной власти и местного самоуправления и противодействие коррупции / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Е.С. Шугриной. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 126.
20. Россинский Б.В. Размышления о государственном управлении и административной ответственности // Административное право и процесс. 2016. N 5. С. 16.
21. Старовойтов А.А. К проблеме типологии органов исполнительной власти // Юрист. 2013. N 19. С. 45.
22. Талапина Э.В. Государственное управление: проблемы и перспективы правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4. С. 84 - 90.
23. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. М., 2017. С. 480.
24. Уваров А.А. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. С. 368.