Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в необходимости реализации и постоянного совершенствования государственной политики по обеспечению сохранения и оздоровления граждан. Нынешний этап развития медицины в Российской Федерации отмечен, прежде всего, ее реформами. Главной движущей силой на данном этапе является сложность проблем национальной системы здравоохранения. Современная российская медицинская система все больше вовлекается в процесс формирования рыночной экономики, выходящий за рамки привычного понимания, и в то же время сохранения привычных проблем социальной сферы, в связи с этим деятельность внешних регуляторов в этой сфере в лице государства особенно актуальна. Государственное управление и надзор в медицинской сфере Российской Федерации должны осуществляться максимально эффективно, но не должны нарушать нормальную деятельность этих организаций и должностных лиц. Таким образом, полномочия государственного управления строго регулируются системой конкретных нормативных актов в рамках местного и международного законодательства.
Одной из главных проблем является низкая социально-экономическая эффективность. Эффективное функционирование медицинской системы определяет основные системообразующие факторы:
совершенствование организационной системы, способствующей формированию здорового образа жизни и предоставлению качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
развитие медицинской инфраструктуры и обеспечение ресурсами, состоящими из финансового, логистического и технического оснащения медицинских учреждений, на основе принципов инновационных подходов и стандартизации;
наличие достаточного количества подготовленного медицинского персонала, способного решать задачи, возложенные на медицинское обслуживание в Российской Федерации.
Объект исследования – отрасль здравоохранения.
Предмет исследования – тенденции расходов бюджета на здравоохранение.
Цель работы – анализ расходов бюджета на здравоохранение.
В соответствии с целью работы поставлены и решаются следующие задачи:
рассмотреть понятие и особенности бюджета на содержание органов государственной власти и местного самоуправления;
изучить систему управления здравоохранением в РФ;
рассмотреть НПА по регулированию деятельности в системе здравоохранения в РФ;
провести анализ расходов бюджета;
проанализировать перспективы формирования расходов бюджета на здравоохранение;
определить перспективы формирования расходов бюджета на здравоохранение.
Эмпирическая база исследования: в процессе реализации работой были использованы нормативно-правовые документы, материалы федеральных программ развития здравоохранения, а также данные исследований, содержащихся в научных статьях по теме исследования.
Теоретическую базу работы составили положения и выводы, сформулированные в отечественной государственно-правовой науке такими учеными как: Васильцева Л. И., Гареева И.А., Ерохина Т. В., Скодило В.К. и другие.
В ходе исследования применялись методы научной абстракции, экономического и правового анализа, методы сравнения и аналогии.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что благодаря исследованию инструментов государственного регулирования отрасли, можно будет составить общую картину ситуации в отрасли здравоохранения, а также выявить сопутствующие проблемы развития государственного регулирования отрасли на современном этапе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РФ
1.1. Понятие и особенности бюджета на содержание органов государственной власти и местного самоуправления
Основным финансовым планом государственных органов и органов местного самоуправления является бюджет соответствующего уровня. Бюджет как финансовый план составляется в виде баланса (перечня) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (в случае трехлетнего бюджета). Он утверждается законодательным актом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа (органа местного самоуправления). Структура доходов и расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации определяется законом О бюджете Российской Федерации (БК РФ). Все это делает бюджет ориентировочным и определяет обязательное выполнение плановых показателей.
При составлении бюджета параметры плана используются как относительно самостоятельные документы: долгосрочный целевой план, федеральный целевой план, инвестиционный фонд РФ, ведомственный целевой план и др. [1, с. 55].
При осуществлении бюджетного надзора каждый муниципальный орган власти имеет право на получение средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. Формирование и выполнение местного бюджета осуществляется независимо от местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования. Формирование местных бюджетов осуществляется в соответствии с единой методикой, минимальными социальными стандартами страны и социальными нормами, сформулированными национальными учреждениями.
Органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетный контроль при формировании местных бюджетов, руководствуясь общероссийскими минимальными социальными стандартами, социальными нормами и стандартами минимальных бюджетных гарантий. Предполагаемые доходы и расходы отдельных немуниципальных районов могут быть использованы в качестве неотъемлемой части местного бюджета. Процедуры составления, утверждения и проведения этих оценок самостоятельно разрабатываются местными органами власти в соответствии с уставом муниципалитета [13, с.73].
Государственные расходы и государственные доходы взаимосвязаны. Сумма расходов напрямую зависит от величины дохода. Если они не совпадают, дефицит бюджета, инфляция национальной валюты из-за нехватки средств, покрываемых выпуском банкнот, введение дополнительных налогов, которые сделают экономику устойчивой, могут перерасти в глубокий финансовый кризис [18, с.75].
Права и обязанности компетентных органов, связанные с осуществлением этих экономических отношений, называются правами на расходование средств.
В процессе расходования бюджетных средств органы государственной власти всех уровней в рамках своих полномочий выполняют следующие функции:
четко прописать требования к количеству, качеству, доступности, экологическим стандартам, финансовым стандартам, уровню расходов и структуре государственных услуг (то есть правовые нормы, регулирующие бюджетные расходы);
обеспечить платежеспособность и финансовые ресурсы;
обеспечить финансирование государственных услуг (организация, производство) (ему доверены полномочия владеть или расходовать).
Следует отметить, что государственные расходы в Российской Федерации делятся на законодательные, административные и судебные. На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным парламентом Российской Федерации, исполнительная власть осуществляется Президентом Российской Федерации и федеральным правительством, а судебная власть осуществляется судами Российской Федерации. Согласно функциональной классификации, расходы административного бюджета включают расходы на административное управление и местное самоуправление, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления являются частью государственной институциональной системы [3, с. 61].
Административные расходы включают расходы, связанные с выполнением экономических и организационных функций государственных, законодательных и административных органов, функционированием системы налоговых и неналоговых органов, управлением государственным имуществом и административной работой в Российской Федерации, осуществляемой государственными органами Российской Федерации и субъекты Российской Федерации. Граница территории, находящейся в ведении органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяется Конституцией Российской Федерации, соглашением о границах федеральной территории и иными актами юрисдикции. Структура государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации, который издается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Расходы местного самоуправления включают расходы, связанные с выполнением местными органами власти административных и организационных функций для решения важных местных задач.
Наличие определенной административной деятельности государства и Расходы федерального бюджета на содержание органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивают их экономические и организационные функции. Эти расходы являются важной финансовой основой деятельности государственных органов, управляющих экономикой. Эти государственные расходы являются наиболее спорными, поскольку административные расходы характеризуются, с одной стороны, устойчивым ростом, а с другой-отсутствием стандартов оценки эффективности [14, с.71].
Раздел «Государственные дела» отражает функции главы государства - Президента Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поддержание административного управления и местного самоуправления (финансирование) приводит к тому, что средства, необходимые для содержания административных учреждений, ежегодно утверждаются как часть соответствующих бюджетных расходов.
Например, Министерство финансов Российской Федерации отвечает за реализацию целенаправленных мер по повышению эффективности административных бюджетных расходов, связанных с административными ограничениями численности государственных служащих.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 17-ФЗ // СЗ РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 785.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
Монографии, учебники, учебные пособия
4. Васильцева Л. И. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения. – М.: Норма, 2022. – 254 с.
5. Гареева И.А. Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях. – М.: Академия, 2021. – 281 с.
6. Ерохина Т. В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации. – М.: Генезис, 2019. – 385 с.
7. Решетников А. В. Экономика и управление в здравоохранении. – М.: Юрайт, 2021. – 254 с.
8. Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 376 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках
9. Авксентьев, Н.А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года / Н.А. Авксентьев // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. - № 1. - С. 63-76.
10. Агибалов, А.В. Резервы роста финансовой, медицинской и социальной эффективности здравоохранения в регионе / А.В. Агибалов, Д.П. Трофимов // Финансовый вестник. - 2016. - № 1. - С. 81-91.
11. Акылбеков, М.Ж. Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования: путь улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении / М.Ж. Акылбеков // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 6-2. - С. 19-23.
12. Андреева, О.В. Основные направления финансирования здравоохранения региона в условиях усиления реализации страховых принципов его организации / О.В. Андреева, А.С. Такмазян, М.О. Отришко // Финансовые исследования. - 2016. - № 4. - С. 171-181.
13. Арыкбаев, Р.К. С.П. Роль медицинского страхования в финансировании здравоохранения в современных условиях [Текст] / Р.К. Арыкбаев, С.П. Людоговская // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 6. - С. 11-14.
14. Банин, С.А. Справедливое финансирование - главная цель функционирования системы здравоохранения [Текст] / С.А. Банин // Инновационное развитие экономики. - 2017. - № 4. - С. 129-135.
15. Ованесян, Н.М. Современная система финансирования отечественного здравоохранения в условиях кризиса: управление отраслью [Текст] / Н.М. Ованесян, Е.А. Мидлер, О.В. Саенко // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 7. - С. 926-930.
16. ОМС в Российской Федерации - 25 лет. Приволжский Федеральный округ // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2018. - № 3. - С. 62 - 67.
17. Попцова, В.А. Анализ финансовых ресурсов как фактора обеспечения качества медицинской помощи [Текст] / В.А. Попцова, Н.А. Назаренко // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 44.
18. Пучкова, В.В. Конституционно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ / В.В. Пучкова // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. - № 4. - С. 47-56.
19. Скодило В.К. Понятие и содержание государственного управления в области здравоохранения // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 331 – 333.
20. Старостенко, В.К. Системы регулирования здравоохранения на муниципальном уровне / В.К. Старостенко, С.В. Кириллова // Актуальные проблемы медицины и биологии. - 2018. - Т. 1. - № 1. - С. 69-71.
21. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.). Факты и предложения [Электронный ресурс] / https://orgzdrav.vshouz.ru/ru/jarticles_orgzdrav/154.html?SSr=2501343b2414ffffffff27c__07e4021c0e1900-3be3