Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования социальных процессов 5
1.1. Особенности социальных процессов в обществе и экономике 5
1.2.Сущность и понятие государственного финансового регулирования социальных процессов 7
1.3 Формы и финансовые методы государственного регулирования социальных процессов 9
2. Практические аспекты государственного финансового регулирования социальных процессов в различных странах 12
2.1. Анализ опыта государственного финансового регулирования социальных процессов зарубежных стран 12
2.2. Финансовые инструменты государственного регулирования социальных процессов в Российской Федерации 15
2.3. Направления совершенствования методов государственного финансового регулирования социальных процессов 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество невозможно представить без активной роли государства, особенно в регулировании социальных процессов. В ХХ столетии в большинстве стран мира сложилась ситуация, когда политическая и социальная стабильность в значительной степени зависит от объема, качества и доступности услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, защиты инвалидов, сирот и т.п.
Современное развитие экономики Российской Федерации характеризуется активным участием финансового регулирования социально-экономических процессов. От эффективности финансового регулирования государства зависит состояние хозяйственной жизни страны, финансовое положение на международном рынке, конкурентоспособность и перспективы роста экономики.
На сегодняшний день система социальной защиты в Российской Федерации играет важную и приоритетную роль, поскольку направлена на решение проблем, выявленных в ходе жизненных обстоятельств; на благополучие людей; на минимизацию социальных рисков и неравенства. Стоит сказать, что нет единого подхода к пониманию социальной защиты.
Особенности государственного регулирования социальных процессов нашли отражение в работах Бабич А.М., Павловой Л.Н., Грязновой А.Г., Маркиной Е.В., Поляка Г.Б. В частности, в работе Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. сформулированы финансовые методы для воздействия на социальные процессы.
Цель данной курсовой работы – изучить государственное финансовое регулирование социальных процессов.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности социальных процессов в обществе и экономике;
- выявить сущность и понятие государственного финансового регулирования социальных процессов;
- охарактеризовать формы и финансовые методы государственного регулирования социальных процессов;
- выполнить анализ опыта государственного финансового регулирования социальных процессов зарубежных стран;
- изучить финансовые инструменты государственного регулирования социальных процессов в Российской Федерации;
- предложить направления совершенствования методов государственного финансового регулирования социальных процессов.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Особенности социальных процессов в обществе и экономике
Под социально-экономическими процессами в обществе и экономике понимается совокупность различных явлений внутри социально-экономической системы, которые влияют на динамику различных изменений основных и второстепенных параметров на разных уровнях хозяйствования. Если же затрагивать более социальную сторону вопроса, то СЭП представляют из себя определённые изменения в обществе, которые влияют и отражаются на благосостоянии населения, на уровне экономической и политической стабильности людей внутри государства. Социальные и экономические процессы по отдельности характеризуют разные направленности в жизни населения, но во многих моментах они пересекаются. Для полноты картины необходимо по отдельности раскрыть каждый элемент на уровне понятия, что они из себя представляют.
Социальный процесс представляет из себя серию взаимодействий или явлений, которые могут происходит внутри группы, организации и меняют отношение людей друг к другу, тем самым влияя на составные элементы сообщества. Социальные процессы неизбежно прибывают в каждом обществе и выступают в качестве формы по социальному взаимодействию между различными элементами внутри общества [7].
Экономический процесс представляет отношение между различными существующими экономическими субъектами в государстве или институционной среде и осуществляют реализацию собственных экономических интересов. Экономические процессы необходимы в экономических системах и являются её объектом практически в каждой стране мира. Таким образом, экономическая система представляет из себя совокупность всех действующих в стране экономических и социальных процессов.
Одними из наиболее важными социально-экономическими процессами в экономических системах выступают процессы, осуществляемые внутри предприятий и организаций. Среди них выделяют:
- процесс по производству товаров или услуг;
- процесс по реализации товаров или услуг;
- процесс по сбыту и реализации товаров или услуг;
- процесс по потреблению товаров или услуг.
Данные процессы влияют на структуру и состав экономических систем, в которых находятся, регулируя уровень соотношения частей и элементов. Посредством выполнения тех или иных процессов, формируются определённые взаимосвязи, которые превращаются в структуру внутри системы экономических отношений. Среди них выделяют:
- материально-технические структуры;
- институционные структуры;
- социально-экономические структуры;
- организационные структуры [2].
Из данного списка наиболее значимыми видами структур внутри национальной экономики являются экономические и неэкономические. Первые отвечают за функционирование различных экономических единиц в национальной экономике. Вторые занимаются тем же функционированием различных единиц, только не в экономическом плане, затрагивая функционирование таких единиц как культура, образование, искусство, здравоохранение и тому подобное. Таким образом, взаимодействие различных экономических структур определяют общую сущность экономики как мировой, так и любого государства и являются первостепенными. Происходящие уже внутри государства социальные процессы относятся к неэкономическим структурам и из-за этого имеют вспомогательный характер, так как оказывают влияние на функционирование непосредственно национальной экономики. Структуры и процессы, социальные и экономические, постоянно переплетаются друг с другом и комбинируются, а также существуют вместе. Переплетения происходят на уровне производства, в перепроизводстве, в распределении и перераспределении, в сбыте и реализации продукции, в потреблении этой самой продукции.
1.2.Сущность и понятие государственного финансового регулирования социальных процессов
Финансовое регулирование социальных процессов - это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая заключается в использовании финансовых инструментов и механизмов для достижения целевых показателей в сфере социального благополучия.
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства, производства и потребления, возмещения и накопления, соблюдения пропорций между производством товаров и производством услуг, между сферами и секторами экономики. Основополагающей целью финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ является материальная поддержка и улучшение уровня жизни населения [1].
В настоящий момент времени, из-за разных сложившихся обстоятельств, не все граждане в состоянии самостоятельно обеспечить свою жизнь на должном уровне. Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что государство является социальным, политика которого устремлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Страна обеспечивает следующие социальные гарантии: право на труд и защиту от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности; на образование; на медицинскую помощь [2].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барциц А.Д. Анализ нормативно-правового регулирования социальной поддержки материнства и детства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство, 2020, no. 5 (118), с. 485-489.
2. Барциц А.Д. Материнский (семейный) капитал как мера дополнительной государственной социальной поддержки семей, имеющих детей // Научные записки молодых исследователей, 2019, т. 7, no. 2, с. 59-65.
3. Барциц А.Д. Механизм управления расходами бюджетов публично-правовых образований на социальную защиту граждан в Российской Федерации // Аудиторские ведомости, 2023, no. 1, с. 22-25.
4. Барциц А.Д. Социальная защита граждан: значение, подходы к пониманию, исследование зарубежного опыта // Управленческий учет, 2022, no. 5 (2), с. 456-464.
5. Блохина И.М., Дрофа М.А., Задорожный Д.А., Заремук А.А. Социальная политика и ее основные направления в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 256-260.
6. Герсонская И.В. Государственная социальная политика на современном этапе развития России // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15, № 2 (109). С. 5-16.
7. Герсонская И.В. Концепция инклюзивного экономического роста: новые возможности для развития российского общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 6 (452). С. 51-60.
8. Каращенко О.Л. Финансовые основы организации системы социальной защиты населения в Российской Федерации // Вопросы науки и образования, 2018, no. 13 (25), с. 42-43.
9. Макашина О.В., Красникова Н.С. Методологические подходы к финансированию государственных расходов на социальную защиту населения // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством», 2021, no. 04 (50), с. 33-41.
10. Малаева М.И., Ремиханова Д.А. Финансовое обеспечение мероприятий в области социальной защиты населения в России // Вестник Московского университета МВД России, 2010, no. 9, с. 42-49.
11. Малахова С.В., Сергеева Н.М., Седых Т.А., Перькова Е.Ю. Повышение уровня жизни как фактор социально-экономической стабильности России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2023. Т. 12, № 2 (43). С. 49-53.
12. Михайлова Ю.В., Обухова О.В., Гажаева А.В. Зарубежный и отечественный опыты формирования фондов социального страхования // Менеджер здравоохранения, 2013, no. 5, с. 54-61.
13. Молчанов Е.А. Перспективы бюджетной и налоговой политики на 2023 год и плановый период // Руководитель автономного учреждения, 2022, no. 12, с. 38-48.
14. Павлова И.В. Особенности финансирования системы социальной защиты населения России // Международный научно-исследовательский журнал, 2016, no. 9-1(51), с. 71-75.
15. Солянникова С.П. Надлежащая бюджетная политика для меняющейся экономики // Мир новой экономики, 2021, no. 15 (2), с. 6-15.
16. Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в социальной сфере: проблемы разработки и реализации // Экономика. Налоги. Право, 2015, no. 5, с. 45-51.
17. Солянникова С.П. Результативность государственных расходов: проблемы оценки и мониторинга // Дайджест-Финансы, 2014, no. 1(229), с. 49-57.
18. Стаурский Е.С., Голубчиков А.Р., Стаурский С.С. Особенности социальной политики в России // Вестник Университета «Кластер». 2022. № 7(7). С. 55-64.
19. Финансовое обеспечение социальной сферы в Российской Федерации / И.В. Балынин, К.К. Сирбиладзе, А.Д. Барциц [и др.]. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. 236 с.