Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Один из главных факторов увеличения эффективности производства - улучшение качества предоставляемой услуги или выпускаемой продукции. Рост качества выпускаемой продукции можно оценить сейчас, как итоговое условие её конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Конкурентоспособность продукции во большинстве случаев определяет престиж государства и является итоговым фактором роста её национального богатства.
Качество продукции является одним из главных критериев функционирования компании в пределах преобладающей неценовой конкуренции и относительно насыщенного рынка. Рост качества продукции и технического уровня определяет темпы научно-технического прогресса и роста эффективности производства в общем, оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность отечественных товаров, интенсификацию экономики и жизненный уровень населения государства.
Увеличение технического качества и уровня выпускаемой продукции сейчас очень характерная черты работы компаний в промышленно развитых государствах. При насыщенном рынке и преобладающей неценовой конкуренции конкретно высокое качество продукции является основным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции справедливо можно отнести к главным критериям работы всех компаний. Конкретно рост качества продукции определяет степень выживаемости компании в пределах рынка, роста эффективности производства, темпах научно-технического прогресса, экономии любых типов ресурсов, которые применяются в компании.
Рост производства высококачественных изделий отечественными компаниями в результате должно привести к росту жизненного уровня населения, интенсификации экономики, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом и внутреннем рынках. Нынешним компаниям нужно уметь более эффективно применять организационные, экономические и правовые рычаги влияния на ход обеспечения, формирования и поддержания требуемого уровня качества на любых стадиях жизненного цикла товара.
Цель курсовой работы - изучение сертификации как фактора повышения конкурентоспособности.
Задачи курсовой работы:
1)определить понятие, систему и принципы сертификации;
2)проанализировать этапы проведения сертификации;
3)изучить организацию работ по сертификации в компании для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
В курсовая работа были использованы монографии известных экономистов как: Протасьев В.Б., Басовский Л.Е., Панкина Г.В., Версан В.Г., Фатхутдинов Р.А. и пр., в том числе были применены материалы из российских периодических изданий.
1. Основные принципы, понятие, виды и система сертификации продукции.
Сертификация продукции — один из методов подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
В отечественной и мировой практике используются разные методы подтверждения соответствия объектов установленным требованиям, которые выполняются всеми сторонами — продавцами, изготовителями, заказчиками, в том числе независимыми от них организациями и органами, которые имеют право осуществлять государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельностью органов санитарного и технического надзора за безопасностью, приемка и ведомственный контроль продукции для государственных нужд (заказы на оборонную продукцию, государственный резерв и пр.).
Заграницей сейчас главное доказательство подтверждения соответствия - декларация о соответствии, которая предоставляется изготовителем под свою ответственность и от своего имени. Данное подтверждение в пределах Европейского Союза осуществляется на соответствие Европейским директивам, главные требования которых обязательны для применения. Европейские директивы содержат общие требования по безопасности для конкретной группы продукции, допустим строительной продукции, машин, индивидуального защитного устройства, медицинских изделий, игрушек и т.д. Товар может быть выпущен на европейский рынок лишь тогда, когда он соответствует требованиям любых касающихся ее директив.
Проверка соблюдения соответствия происходит с помощью так называемых модулей, которые содержат разный набор доказательств, а также и с привлечением третьей стороны. Итог подтверждения соответствия - предоставление права поставщику проставлять на товаре европейский знак безопасности — СЕ.
Сертификация отличается из процедур подтверждения соответствия тем, что осуществляется третьей стороной, помимо поставщиков (изготовителей) и потребителей, это дает гарантию объективности ее итогов. В связи с этим, когда конкуренция на рынке превратилась из ценовой области в область качества продукции, сертификация стала неотъемлемой частью успешно функционирующей рыночной экономики.
На основании Закона РФ «О сертификации услуг и продукции» цели сертификации такие: защита потребителя от недобросовестности изготовителя (потребителя, продавца); содействие потребителям в правильном выборе продукции; подтверждение показателей качества продукции, которые заявлены изготовителем; контроль безопасности продукции для окружающей среды, здоровья, жизни, имущества. Сертификация может иметь добровольный или обязательный характер.
Закон «О защите прав потребителей» определяет, что товар (услуга, работа), на который стандартами или законами определены требования, которые обеспечивают безопасность здоровья, жизни потребителя, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя и охрану окружающей среды, в том числе средства, которые обеспечивают безопасность здоровья и жизни потребителя, подлежат обязательной сертификации в определенном порядке. Перечни товаров (услуг, работ), которые подлежат обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (оказание услуг, выполнение работы), а также импортных, без данных об осуществлении обязательной сертификации и не маркированных в определенном порядке знаком соответствия. Закон возлагает на Госстандарт России проведение и организацию работ по обязательной сертификации товаров (услуг, работ), которые подпадают под действие этого Закона.
Чтобы реализовать указанные выше требования Закона Госстандартом России, была создана Система сертификации ГОСТ Р. Участники обязательной сертификации - испытательные лаборатории, органы по сертификации, изготовители (исполнители, продавцы) продукции, в том числе центральные органы систем сертификации, которые определяются в нужных случаях для координации и организации работ в системах сертификации аналогичной продукции.
Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают лицензии на использование знака соответствия и сертификаты соответствия, в том числе отменяют или приостанавливают действие выданных ими лицензий и сертификатов. Испытательные лаборатории, что аккредитованы в определенном порядке, осуществляют испытания определенной продукции или определенные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для сертификации. Обязанности изготовителей (исполнителей, продавцов) - реализация продукции лишь при наличии сертификата; обеспечение соответствия продаваемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована.
Центральный орган системы сертификации создает работу и определяет правила управления и процедуры в возглавляемой им системе сертификации; изучает апелляции заявителей касаемо действий испытательных лабораторий и органов по сертификации.
Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются проведение и организация работ по обязательной сертификации, в границах своей компетенции: создают системы сертификации аналогичной продукции и определяют правила управления и процедуры для проведения сертификации в данных системах; ведут государственный реестр объектов и участников сертификации; определяют правила признания иностранных сертификатов, итогов испытаний, знаков соответствия; изучают апелляции касательно сертификации; аккредитуют испытательные лаборатории и органы по сертификации.
Сейчас зарегистрировано около десяти систем обязательной сертификации, которые возглавляются разными федеральными органами исполнительной власти. В их состав входят: Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации, которую возглавляет Министерство путей сообщения; Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, которую возглавляет Департамент воздушного транспорта Минтранса России; Система сертификации услуг и продукции в сфере пожарной безопасности, которую возглавляет Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России и т.д.
Международное сообщество приняло определение сертификата соответствия как документа, что выдан на основании правил системы сертификации и указывает на то, что обеспечивается требуемая уверенность в том, что правильно идентифицированные продукция, услуга или процесс соответствуют определенному стандарту или другому нормативному документу. Исходя из этого следует, что сертификация создает конкретную степень уверенности соответствия. Для этого сертификации нужно иметь набором доказательств, в том числе документальное или другое подтверждение данных доказательств. Они должны создавать требуемую уверенность соответствия, и поэтому, должна быть установлена граница требуемой уверенности, под которой собираются доказательства. Чем выше эта граница уверенности, тем внушительнее должны быть доказательства.
В общем случае при сертификации могут быть проведены: первичная оценка состояния производства; испытания продукции как для первичного подтверждения соответствия, так и в ходе периодической проверки стабильности соответствия; последующий инспекционный контроль после выдачи сертификата за сертифицированной продукцией.
Для разных типов продукции содержание и состав трех главных операций (оценка производства, испытания, инспекционный контроль) могут быть разными. Набор доказательств может содержать или не содержать, на основании требуемой уверенности, различные типы оценки производства, испытаний и инспекционного контроля. Последовательность и совокупность конкретных операций, которые выполняются третьей стороной в целях подтверждения соответствия, обычно называют схемой сертификации.
Сейчас в Российской Федерации используются десять главных и дополнительных схем сертификации.
Таблица 1 Главные и дополнительные схемы сертификации
Номер схемы Испытания Проверка производства Инспекционный контроль Другие способы доказательства соответствия
1 1.1 –— –— –—
2 1.1 –— 3.1 –—
2а 1.1 2.1 3.1 –—
3 1.1 –— 3.2 –—
3а 1.1 2.1 3.2 –—
4 1.1 –— 3.1, 3.2 –—
4а 1.1 2.1 3.1, 3.2 –—
5 1.1 2.2 или 2.3 3.1, 3.2 –—
3.3 или 3.4
6 –— 2.2 или 2.3 3.3 или 3.4 –—
7 1.2 –— –— –—
8 1.3 –— –— –—
9 –— –— –— 4.1
9а –— 2.1 –— 4.1
10 –— –— 3.1 или 3.2 4.1
10а –— 2.1 3.1 или 3.2 4.1
3.3
Добровольную сертификацию могут осуществлять все юридические лица, которые зарегистрировали свою систему в правильном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию имеет право сам определить номенклатуру требований, на соответствие которым осуществляется сертификация.
При рыночной экономике, увеличивающаяся роль неценовой конкуренции на товарном рынке потенциальных потребителей становится наиболее требовательной к качеству услуг и продукции, данным, которые должны быть достоверными и объективными
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аврашков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова О.В. Экономика предприятия: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2015.
2. Аникеева, О. П. Социальная ответственность бизнеса и международная конкурентоспособность: учебник и практикум для вузов / О. П. Аникеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 170 с.
3. Баев И.А., Семенов В.М., Терехова С.А. Экономика предприятия: Учебник – М.: Центр маркетинга и экономики, 20106.
4. Бухалков М.И., Туровец О.Г., Родионов В.Б. Организация управление и производства предприятием: Учебник – М.: ИНФРА – М.,2016.
5. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2015.
6. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Курс лекций- М.: Унитек,2016.
7. Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством: перспективы, проблемы. // Сертификация. - 2016. - №5. - с.49.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. -М.Юнити,2016.
9. Гличев А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции. // Стандарты и качество. - 2015. - №4. -с.32
10. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014.
11. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 253 с.
12. И. Н. Ильина. Региональное управление и экономика развитием территорий: практикум и учебник для вузов / И. Н. Ильина [и др.]; под общей редакцией Ф. Т. Прокопова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 362 с.
13. И.А.Максимцев, Е.А.Горбашко. Управление конкурентоспособностью: практикум и учебник для вузов / под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 458 с.
14. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность услуг и товаров: учебное пособие для вузов / И. М. Лифиц. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 403 с.
15. Протасьев В. Б., Басовский Л. Е., Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2016.
16. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: практикум и учебник для вузов / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 354 с.
17. Соловьева, Ю. Н. Конкурентные бенчмаркинг и преимущества: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Соловьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 140 с.
18. Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности. // качество и стандарты. - 2016. - №2. - с.59.
19. Фомичев, В. И. Управление конкурентоспособностью и качеством: учебник для вузов / В. И. Фомичев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 167 с.
20. Чечина Н.А. Основы организации производства: Учебник – Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2016.