Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРУТЫРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Психофизиологические особенности юношей и девушек в возрасте 18–20 лет 5
1.2. Адаптация и дезадаптация в учебном процессе …………………………...7
1.3. Методы исследования адаптации студентов к учебной деятельности 8
1.3.1. Работа головного мозга 8
1.3.3. Реакция на движущийся объект 9
1.3.4. Мышление 10
1.3. 5 Память 10
1.3.6. Внимательность 11
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1. Подбор литературы и постановка эксперимента 12
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обучение в высшем учебном заведении у многих студентов первого курса вызывает разнообразные проблемы. Молодые люди, пришедшие после окончания школы, еще не способны максимально влиться в образовательный процесс. Этому имеется несколько причин: первая короткие летние каникулы, вызванные чередой экзаменов, способствовали неполноценному отдыху учащихся, и как следствие, слабой работоспособностью, вторая причина – новый коллектив. Знакомство с новыми друзьями становится первоочередной задачей у многих первокурсников.
Описанные причины объясняют трудности первокурсников при адаптации к учебной деятельности. В начале года студентам требуется большее время к адаптации и привыканию к новому режиму работы. Поэтому изучение адаптационных способностей организма к учебной деятельности является актуальной задачей и требует повышенного внимания.
Цель исследования – изучить адаптационные возможности студентов к учебной деятельности посредством исследования психофизиологических особенностей организма.
Объект исследования – студенты высшего учебного заведения.
Предмет исследования - психофизиологические особенности организма студентов, необходимых для учебной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать психофизиологические особенности, присущие студентам в 18-20 лет;
2. Изучить понятие «адаптация» в научной литературе;
3. Описать методы исследования психофизиологических показателей организма;
4. Провести практический эксперимент и выявить адаптационные возможности к учебной деятельности у студентов первого курса высшего учебного заведения.
В работе были использованы следующие методы исследования:
― общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы;
― эмпирические - комплекс психофизиологический методик: «Сложение чисел с переключением», измерение объема восприятия «Порог активности» Т. Л. Романова, «Числовые ряды», «Запоминание чисел».
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялась на базе Кемеровского государственного университета.
Изучение процесса адаптации студентов к учебной деятельности занимались многие исследователи, например, Л. А. Головей, А. К. Гришанов, В. Д. Цуркан, А. В. Сиомичев, Ю. С. Бабахан и др.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, в работе был проведен анализ психофизиологической литературы и методик исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что проведенный практический эксперимент показал, что адаптационные способности у студентов первого курса высшего учебного заведения выражены не в полной мере. Необходима концентрация внимания и плодотворная работа для успешного освоения образовательных программ.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, 4 параграфов, заключения, списка используемых источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРУТЫРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психофизиологические особенности юношей и девушек в возрасте 18–20 лет
Период юности - это период самоопределения. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего [5].
Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста [5]. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего [11].
Готовность к самоопределению - это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется:
- в открытии своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
- в стремлении к самопознанию;
- в формировании личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
- в самоуважении;
- в становлении личностного способа бытия, принятие на себя личной ответственности [15].
На профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни, согласно исследованию Л. А. Головей, существенное влияние оказывают пол и индивидуально-психологические особенности [4]. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем больше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в профессиональном выборе. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля [4].
На перспективное планирование жизни молодежи влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.
Профессиональные и жизненные планы имеют большое значение для выбора профессии. Однако готовность к профессиональному выбору не всегда сформирована [19]. Так, исследования показывают, что у 75 % юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна более высокая тревожность [14].
В юношеском возрасте наблюдается высокая индивидуальная устойчивость и четко выраженная половая специфика профессионального типа. Среди девушек преобладают с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т. В. Алейникова. - М. : Феникс, 2007. - 288 c.;
2. Альманах психологических тестов. – М. : Изд-во КСП, 1996. – 400 с.;
3. Бабахан, Ю. С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс / Ю. С. Бабахан // Вопросы психологии. - 1970. - № 2;
4. Головей, Л. А. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 413 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс;
5. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / Под ред. С. Ю. Головин. – Минск.: Харвест, 1997. – 800 с.;
6. Гришанов, Л. К. О нравственных представлениях студентов / Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан, З. И. Гришанова и др.; Под ред. д-ра филос. наук, проф. Д.Ф. Козлова. – Кишинев : Штиинца, 1977;
7. Гусева, А. В. Характеристики мышления у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «лечебное дело» / А. В. Гусева, Н. А. Кравцов // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 690-693;
8. Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект пресс, 2007. - 368 c.
9. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология : Курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова ; Под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. - Москва : Просвещение, 1965. - 295 с.;
10. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - М. : Питер, 2005. - 412 c.;
11. Илюхина, В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В. А. Илюхина. - М. : Н-Л, 2010. - 368 c.;
12. Зинченко, Т. П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти / Т. П. Зинченко. – М.: Душанбе, 1974. – 120 с.;
13. Кирдяшкина, Т. А. Методы исследования внимания. (Практикум по психологии); Учебное пособие / Т. А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999 - 72 с.;
14. Киршбаум, Э. И. Психические состояния / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – Владивосток : Изд-во Дальневост. Ун-та. – 1990. – 144 с.;
15. Климов, Е. А. Основы психологии. Практикум: Учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. – М. : ЮНИТИ, 1999. – 175 с.;
16. Кроль, В. М. Психофизиология человека / В. М. Кроль. - М. : Питер, 2003. - 304 c.;
17. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1984. - 816 c.;
18. Лучинин, А. С. Психофизиология. Конспект лекций / А. С. Лучинин. - М. : Феникс, 2014. - 256 c.;
19. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. I. Общие основы психологии. – 2-е изд / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1995. – 576 с.;
20. Ронгинская, Т. И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1995. - 33 с.;
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. II. / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 327 с.;
22. Савельев, С. В. Происхождение мозга / С. В. Савельев. - М. : ВЕДИ, 2005. — 368 с: ил.
23. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в ВУЗе : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Ленинград, 1985;
24. Терещенко, А. Г. Изменения особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности/ А. Г. Терещенко // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. С. 89-103;
25. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е. А. Югова, Т.Ф. Турова. - М. : Академия, 2011. - 336 c.