Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что любая профессия на сегодняшний день требует особого развития навыков и психических процессов человека, поскольку, в силу экономического кризиса, существует высокий уровень конкуренции на рынке труда в России.
Если человек, который пришел в профессию, не будет развивать свой психический потенциал, то вполне вероятно, что он может остаться без работы, поскольку всегда найдется более быстрый, ловкий и внимательный претендент на данную должность.
Именно поэтому принципиально важно рассматривать психические процессы с точки зрения профессиональной деятельности человека, в частности, необходимо постоянно разрабатывать новые методы и методики улучшения внимания у взрослых людей.
Цель исследования – определить взаимосвязь развития внимания и эффективности деятельности дорожных рабочих.
Объект исследования – эффективность деятельности дорожных рабочих.
Предмет исследования – взаимосвязь развития внимания и эффективности деятельности дорожных рабочих.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть внимание как психический процесс.
2. Описать виды внимания и дать их психофизиологическую характеристику.
3. Охарактеризовать роль внимания в профессиональной деятельности.
4. Провести эмпирическое исследование влияния внимания на эффективность профессиональной деятельности дорожных рабочих.
5. Проанализировать результаты исследования.
База исследования: ООО «АльмакорГруп».
Гипотеза исследования: эффективность деятельности дорожных рабочих обусловлена высокой степенью развития внимания.
Методы исследования: анализ научной литературы, синтез, классификация, тестирование, наблюдение, статистический анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ВНИМАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Внимание как психический процесс
В научной литературе термин внимание характеризуют как направленность человеческого сознания (также рассматривается термин «психическая направленность») на определенные объекты и явления, которые обладают для индивида ситуативной или устойчивой значимостью. Кроме того, данный термин понимается как концентрация сознания, связанная с высоким уровнем чувственной, двигательной или интеллектуальной активности человека [11, с. 124].
Специфику внимания и его характеристики, которые не связаны с принадлежностью к конкретному виду, можно анализировать как характеристику способностей и возможностей каждого индивида. Все психические процессы связаны друг с другом.
На рисунке 1.1 представлены свойства внимания.
Рисунок 1.1. – Свойства внимания
Рассмотрим каждое свойство внимания более подробно.
Так, объем – это то свойство внимания, которое выражено числом объектов, воспринимающихся в одно и то же время. Объем внимания обусловлен рядом генетических факторов, возможностями кратковременной памяти, накопленного жизненного опыта, достижений в профессиональной деятельности, характеристик объектов, на которые направлено внимание [1, с. 321].
Под концентрацией внимания понимается степень направленности психики на объекте. В ходе реализации данного процесса формируется временный фокус, связанный с психической активностью индивида. Отмечена обратная взаимосвязь объема объектов восприятия с уровнем концентрации.
Следующее свойство внимания – это распределяемость. Под данным термином понимается возможность индивида к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания основано на том, что головной мозг человека имеет возможность максимально эффективно распределять возбудимость по участкам коры. Этим определяется возможность управлять несколькими процессами в один и тот же момент [19, с. 100].
Устойчивость как одно из свойств внимания выступает в качестве его общей направленности. Именно устойчивость напрямую связана с типом нервной системы, мотивации и темперамента. Для того, чтобы у индивида сохранялась устойчивость внимания, необходимо обеспечить разнообразие получаемых извне впечатлений. В научной литературе выделяется антоним устойчивости внимания, который называется отвлекаемость.
Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.
Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств [4, с. 15].
И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.
К наиболее популярным теориям внимания относятся концепции Т. Рибо [14, с. 105], П. Гальперина, Д. Бродбенда, А. Трейсман. [16, с. 120], Д. и Э. Дойч.
Кроме рассмотренных выше концепций внимания, можно отметить теории таких выдающихся ученых как Л.С. Выготский, У. Джеймс, Д. Узнадзе, Д. Канеман, Н. Ланге и многих других. Каждая из названных теорий по-своему рассматривает характеристики и особенности внимания как психического процесса и дает важную информацию с различных точек зрения.
1.2. Виды внимания и их психофизиологическая характеристика
В научной литературе выделяется три основных вида внимания, которые представлены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. – Виды внимания
Рассмотрим каждый из представленных на рисунке 1.2 видов внимания более подробно.
Непроизвольное внимание (его другое название звучит как эмоциональное или пассивное) – это концентрация психики на конкретном объекте, которая связана с его характеристиками. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение [6, с. 40].
Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания [17, с. 56].
Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.
Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.М. Психические процессы. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Организация исследования внимания: обзор научных статей // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Исследование психологических процессов в современном обществе: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
4. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к исследованию внимания // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
5. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А. Современные подходы к исследованию внимания и его видов: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Психологические и педагогические проблемы современного российского и зарубежного общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. – С. 25–40
6. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Внимание и проблемы его исследования в современном мире // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
7. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Формирование инструментов исследования внимания в профессиональной деятельности // Материалы научно-практической конференции «Современные тенденции развития российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 79–90
8. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования роли и значения внимания в профессиональной деятельности человека: психологический, социальный и экономический анализ // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Российское общество в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
9. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности исследования внимания // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
10. Гудыменко А.В., Смыслова А.А. Внимание как объект психологического исследования // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 8. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2015. – С. 123–140
11. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения внимания в российской и зарубежной психологической науке // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
12. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование принципов исследования внимания и его роли в профессиональной деятельности // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности социологической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
13. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Психические процессы, явления и состояния как объект исследования // Вопросы психологии. – 2016. – № 12. – С. 50–62
14. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Исследование внимание как проблема современной психологии и педагогики // Материалы научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы современного общества». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
15. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития психологической науки на современном этапе развития общества // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
16. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Проблемы исследования внимания в современном мире // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
17. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Социальные и психологические аспекты изучения внимания в научной литературе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
18. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции исследования внимания // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
19. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Психологические исследования в современном обществе // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного социального поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
20. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Социальное и экономическое значение психологического исследования внимания // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
21. Сапунова Д.Р. Принципы исследования внимания в современной психологии. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
22. Суркова О.П. Внимание в профессиональной деятельности. – Сыктывкар: АСТ, 2017. – 200 с.
23. Тервинская Я.В. Психические процессы. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
24. Уфимцева М.А. Психология психических процессов. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
25. Яковлева И.М. Основы психологии. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.