Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Невербальное общение — это такое общение, при котором характерным является применение в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, создания образа, мнения о собеседнике, исполнения воздействия на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.
Осмысление речи других людей и их понимание, позволяет человеку наиболее выгодно с ними взаимодействовать. Но для того, чтобы понимать, мало, лишь осознать, что было произнесено другими.
Невербальное общение основываются на идеях Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Ч. Дарвина, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, и многих других.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты собственной деятельности и взаимоотношений с окружающим миром. Оценка человеком окружающего мира основывается на системе ценностей, принятой данным обществом.
Выразительные движения - не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления.
Мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоции.
Выразительные движения выполняют определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения. Менее всего можно говорить о выразительных движениях как о мертвых рудиментах, не выполняющих никакой актуальной функции.
Символическое значение выразительного движения возникает в ходе накопления длительного опыта общения.
Форма и виды выразительных движений фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим. Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.
Цель работы-раскрыть невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
1) проанализировать типы невербальной коммуникации.
2) изучить методы диагностики невербального общения.
Основным методом является анализ и обобщение психолого-педагогической литературы
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие невербальной коммуникации
1.1Типы невербальной коммуникации
Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника.
Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д.
Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен.
Эмоции общающихся людей обязательно включаются в общение. Такое эмоциональное общение, сопровождающее высказывание, называется невербальной коммуникацией, образующей невербальный аспект обмена информацией.
Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника.
Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д.
Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен. Эмоции общающихся людей обязательно включаются в общение.
Такое эмоциональное общение, сопровождающее высказывание, называется невербальной коммуникацией, образующей невербальный аспект обмена информацией.
Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми.
Процесс общения выполняет 6 функций:
Прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);
Формирование и развитие (общение оказывает воздействие на собеседников, совершенствуя и развития каждого); Подтверждение (возможность познавать, утвердить себя);
Объединение/разъединение людей (передача друг другу сведений, реализация общих целей, а также дифференциация и изоляция личностей);
Организация и поддержание межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей и взаимоотношений между людьми);
Внутриличностная (общение человека с самим собой рассматривается как универсальный способ мышления).
Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми.
Невербальная коммуникация, невербальные средства общения.
Под понятием «невербальная коммуникация» понимается общение посредством языка жестов, мимики, исключая речевые средства.
Невербальные средства общения необходимы для:
регуляции общения, создания психологического контакта между партнерами;
выражения эмоций и обогащения информации, передаваемой словесно.
Средства невербального общения делятся на следующие разновидности:
визуальные – контакт глаз, движения головы, рук, ног, туловища, выражение лица, направление взгляда, поза; кожные – покраснение, пот;
отражающие дистанцию – индивидуальное пространство собеседников; акустические (звуковые) – тембр голоса, громкость, интонация, ритм, паузы; экстралингвистические – вздох, смех, кашель и т.д.;
тактильно-кинестезические – физические воздействия на собеседника (пожатие руки, объятия, хлопанье по плечу).
Виды невербальных средств общения.
В психологии различают три основных вида невербальных средств передачи информации:
фонационные (тембр голоса, громкость речи, темп, интонация, паузы и т.д.);
кинетические (позы, мимика, жесты);
графические (проявляются в письменной речи).
В общении и передаче информации особую роль играет мимика – движения мышц лица.
Мимика целостна и динамична.
Данное явление связано с распространением возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга, происходит возбуждение симпатической нервной системы.
Например, при выражении недовольства человек сжимает губы и вытягивает их вперед, морщит лицо.
Мимика бывает следующих видов:
Сильноподвижная – об оживленность и быстрая сменяемость восприятия впечатлений и внутренних переживаний;
Малоподвижная – на постоянство душевных процессов, настроение устойчивое и редко изменяется.
Такая мимика характеризует человека как спокойного, рассудительного и уравновешенного;
Редкая смена форм, монотонность сопровождается медлительностью, слабой импульсивностью.
Человек с такой мимикой меланхоличен, скован, часто это проявляется при печали, скуке, равнодушии;
Сопряженная мимика состоит из множества отдельных выражений.
Взгляд является одним из наиболее важных элементов мимики. Визуальный контакт говорит о расположении к общению.
При помощи контакта глаз собеседникам передаются точные сигналы о состоянии человека.
Например, если человек чем-то заинтересован, его зрачки расширяются, а сердитое настроение заставляет зрачки сужаться.
Жестами являются выразительные движения руками, головой, совершающиеся с целью общения, сопровождающие размышления или состояние человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Gestos y mimica en el lenguaje ruso: Diccionario linguistico-cultural / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.
2. Атай, Е.Г. Чтение по лицам и жестам для начинающих / Елена Атай. - М.: "Издательство "Эксмо", 2014. - 389 c.
3. Багдасарова Н.А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур. М., 2014 – 302 с.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М., 2004. - 534 с.
5. Вемъ, А. Язык жестов - оружие победителя. О чем умолчал Аллан Пиз / А. Вемъ. - М.: Питер, 2017. - 334 c.
6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб., 2006. - 496 с.
7. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Н.В. Витт.- Вопросы психологии, 1981.
8. Волконский, С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту / С. Волконский. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 152 c.
9. Гласс, Л. Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам / Лиллиан Гласс. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 199 c.
10. Грин, Фрэн Язык флирта. Слова и жесты / Фрэн Грин. - М.: Питер, 2013. - 168 c.
11. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2
12. Дмитриева, Л. И. Словарь языка жестов / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, Русские словари, 2013. - 278 c.
13. Жалпанова, Л.Ж. Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов / Л.Ж. Жалпанова. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 136 c
14. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта /И.А. Горбунов.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2009, №3-2.
15. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., 2000. - 464 с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2016. - 749 с.
17. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 1990.
18. Лотоцкая Ю. Мы говорим на одном языке? // Люди дела. — 2013. — № 9.- С. 15-19.
19. Малышкина, М. В. Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым / М.В. Малышкина. - М.: АСТ, Сова, 2014. - 234 c
20. Мальцева, И. А. Жесты. Привет - пока / И.А. Мальцева. - М.: Карапуз, 2015. –
21. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с.
22. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2010, №6.
23. Пол Э.«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2014. - № 12. – С. 14-17.
24. Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств/ И.В. Блинникова.-Психологический журнал, 2002, №3.
25. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 1975.
26. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько.- Психологические исследования, 2009, №4.
27. Равенский, Н. Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика / Н.Н. Равенский. - М.: Рипол Классик, 2014. - 252
28. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 1979.
29. Рюкле Хорст. Язык телодвижений для менеджеров. Интерэксперт - Москва, 2015. - 387 c.
30. Спейс, Д. Детектор правды Читаем мысли с помощью мимики и жестов / Дэвид Спейс. - М.: Вектор, 2015. - 148 c.
31. Татаров Н. Язык чувств. — СПб., - 2016. - № 7. – С.29-32.
32. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2.
33. Штереншис, М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают? / Михаил Штереншис. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.
34. Штробель, Т. Я знаю, что ты чувствуешь. Как понять своего собеседника по движениям тела, мимике и эмоциям / Татьяна Штробель. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, - 2015. - 315 c.